Г. Культурологический фактор.
В стабильной ситуации складывается позитивная правовая аура и в целом – высокий уровень социально-правовой культуры. Действовать в соответствии с правовыми нормами становится модным социальным стереотипом (уголовный кодекс чтят не только законопослушные граждане, но и большинство представителей криминального мира). Нравственно обоснованное, осознанное субъектами правомерное поведение преобладает в структуре правореализации, а правовая активность большинства законопослушных граждан – препятствует и минимизирует правонарушения. Подавляющая часть граждан и государственных чиновников позитивно оценивает право, доверяет правоохранительным и судебным органам. В результате уровень конфликтности и социального напряжения в обществе и государстве снижается до минимально допустимого. Только в такой благоприятной социально-психологической атмосфере правореализация как целостная система в полном объеме выполняет свойственные ей функции. Известное выражение «свод законов – есть библия свободы народа» можно дополнить: полноценная правореализация – есть реальная свобода народа.
Во-вторых, в «стартовый блок» входят субъекты-правореализаторы и иные субъекты, участвующие в реализации норм права, например, адвокаты, свидетели и т.п. При этом очень важен их уровень развития нравственно-правового сознания и социально-правовой культуры. Правореализатор в сложных жизненных ситуациях может не знать содержания реализуемых норм, не уметь грамотно оформлять юридический документ – правореализационный акт, но у него должна быть внутренняя нравственная потребность и категорический правовой императив поступать в любой и особенно сложной правореализационной ситуации в соответствии с правовыми требованиями, должна быть возможность свободно найти профессионального юриста-консультанта и, конечно, возможность оплатить его услуги или получать бесплатную юридическую помощь со стороны государства и институтов общества. Если нет такой нравственной и правовой потребности-императива или нет средств (а бесплатная помощь недоступна) и, тем более, нет высококлассных юристов, то правореализация проблематична.
Необходимо различать субъектов объективного права и субъектов правореализации. Не все субъекты права реализуют правовые нормы. Например, не каждый человек, потенциально являясь субъектом права интеллектуальной собственности, в силу известных причин реализует эти нормы. Кроме того, надо различать организационно-правовую форму субъектов права (юридическое лицо, государственный орган, публично-правовое образование) и того, кто, представляя данного субъекта права, выступает в качестве правореализатора. Правореализация с субъективной стороны – сложный интеллектуально-эмоционально-волевой процесс. Здесь действуют не обезличенные органы, публично-правовые образования и другие правовые лица-фикции, а конкретные люди. Поэтому правореализатором может быть только праводееспособное физическое лицо, действующее в своем или чужом интересе, либо организованная группа физических лиц (коллективный субъект), например, члены семьи, члены акционерного общества. Но даже в этом случае от имени коллективного субъекта действует официальный представитель – конкретное физическое лицо, например, глава семьи, руководитель юридического лица, государственный чиновник и т.д.[7] Субъект объективного права (субъект права де-юре) получает статус правореализатора или участника, становится субъектом ситуационного права и затем реализует его (субъект права де-факто), во-первых, когда у него есть соответствующий интерес (экономический, социальный и т.п.) и потребность получить конкретную ценность – объект; во-вторых, когда, независимо от субъективного желания, жизненная ситуация объективно вынуждает его стать правореализатором или участником правореализации, например, свидетель преступления не желает из-за страха сообщать известные ему факты, но вынужден это делать.
В-третьих, в «стартовом блоке» важную роль играют материальные и духовные ценности (и корреспондирующие им интересы) которые необходимы правореализатору и ради создания или завладения которыми он вступает в различные общественные отношения с другими субъектами и, таким образом, реализуются правовые нормы. Поскольку именно они (нормы) определяют кто, когда, при каких условиях, в каких формах, как, в какой последовательности и с помощью каких средств может удовлетворить свой интерес, порой конкурирующий с интересами другой стороны. Не случайно в ходе нормативно-правового регулирования устанавливается перечень, а по некоторым социально значимым предметам и объектам и критерии их качества (нормы-технические регуляторы, нормы-стандарты).
В-четвертых, правореализация возможна тогда, когда есть социальная основа, т.е. объективно необходимые и реально функционирующие (востребованные) общественные отношения, урегулированные нормами права. Дело в том, что в некоторых случаях общественное отношение только закреплено в правовых нормах в виде идеала-модели. Однако на практике это отношение не существует: оно либо так и не возникло (в случае, когда законодатель с помощью опережающего нормативно-правового регулирования навязывает обществу новое общественное отношение) или устарело (изжило себя) или перестало быть актуальным для субъектов. В результате правовые нормы действуют, образно говоря, испускают регулятивную энергию, но реализации нет и быть не может.
В-пятых, само собой разумеется, «стартовый блок» немыслим без объективного права с минимальным количеством дефектов[8], без того, что непосредственно реализуется, без высококачественных по технике исполнения и адекватных социальной практике материальных, процедурных и процессуальных правовых норм. Причем системообразующую (стержневую) роль играют материально-правовые нормы и сопутствующие им материальные процедуры (материальные процедурные нормы). Данные нормы обусловлены реальными жизненными отношениями и в силу этого способны их регулировать, а правореализация призвана стабилизировать и упорядочить именно эти экономические, социальные, политические и иные отношения.
Здесь есть один очень важный для уяснения предметно-практической специфики и структуры реализации норм права момент. Общественные отношения бывают сравнительно простые и сложные. Первые, например, (простая правореализация) в виде проезда в общественном транспорте, можно регулировать только материальными нормами и этого вполне достаточно. Конечно, речь идет о нормальной правореализации. Если произошел сбой в виде правонарушения или иные осложнения (спор о праве, например), то возникает необходимость правопримнения и соответствующих процедурных и процессуальных норм.
Вторые, например, (сложная правореализация) купля-продажа недвижимости, регулируются с помощью материальных и процедурных норм. Процедурные правовые нормы образуют юридический механизм реализации материальных норм. Если процедуры избыточны и усложнены, требуют со стороны правореализатора значительных материальных затрат или процедур нет (в законе закреплены материальные нормы, а процедурные нормы должны быть в подзаконном нормативно-правовом акте, но такой акт не принят), то реализация материальных норм блокируется; и, наоборот, оптимальные (надлежащие) правовые процедуры эффективно защищают и гарантируют интересы правореализаторов. Диалектическая связь и взаимозависимость означенных норм отражена в известной правовой аксиоме: нет права без процедуры.
Поэтому там, где, кроме материальных норм, есть процедурные нормы, правореализация имеет качественно иную социально-психологически-правовую предметно-практическую специфику и структуру, чем при реализации только материальных норм. Эта специфика проявляется в том, что в таких сложных видах (формах) в действительности реализуется ситуационный праворегулирующий комплекс[9]. Что он из себя представляет? Это синтез общерегулятивного правового отношения и акта индивидуального правового регулирования: общерегулятивное правоотношение в процессе публичного или частного индивидуального правового регулирования наполняется конкретным содержанием и доводится до состояния ситуационного права – модели конкретного правового отношения[10]. Он (ситуационный праворегулирующий комплекс) фиксирует диалектику перехода объективного права в стадию предреализации, т.е. в ситуационное право, когда субъективные права и обязанности (и другие элементы ситуационного права) формально закреплены в юридическом документе, например, договоре, но реально еще не реализованы.
Рассмотрим поясняющий пример купли-продажи недвижимости. Здесь в ситуационный праворегулирующий комплекс входят различные правовые нормы, так или иначе относящиеся к данной сделке:
– конституционные нормы о собственности и недвижимости;
– общие нормы гражданского права: нормы-цели, нормы-принципы, нормы-дефиниции, оценочные нормы, нормы-технические регуляторы, нормы-стандарты, нормы-сроки;
– материальные нормы правового института купли-продажи недвижимости;
– правовые запреты и ограничения, во-первых, уголовные запреты и ограничения. Это – универсальные регуляторы, они являются неотъемлемым элементом простой и сложной правореализации (независимо от степени осознания этого субъектами), в частности, ни покупатель, ни продавец, ни другие участники сделки не могут использовать запрещенные нормами уголовного права средства и методы воздействия, например, угрожать убийством продавцу с целью снижения цены недвижимости; во-вторых, межотраслевые и отраслевые гражданско-правовые запреты и ограничения, в частности, запрещено необоснованно занижать стоимость недвижимости;
– правореализационные стандарты правореализационной практики купли-продажи недвижимости, в том числе правоположения судебной практики и официального толкования, вырабатываемые Конституционным Судом, Верховными Судами и иными уполномоченными структурами. На начальном этапе реализации (первичная правореализация), когда новые нормы вводятся в действие и создаются правореализационные прецеденты, практикующим юристам приходится проводить сложную, сопоставимую с научным исследованием, работу. Поскольку отсутствует такой важный элемент ситуационного праворегулирующего комплекса, как правореализационные стандарты, правоположения судебной практики и официального толкования;
– процедурные нормы, например, регистрация сделки (всего около десяти материальных процедур);
– ситуационное право, т.е. акт индивидуального правового регулирования – договор купли-продажи недвижимости (и иные необходимые документы). Именно в данном акте все вышеперечисленные нормы, образующие общерегулятивное отношение купли-продажи недвижимости, должны получить ту степень конкретизации и индивидуализации, которые соответствуют запросам и материальным возможностям правореализаторов и не могут быть выше уровня развития нравственно-правового сознания и социально-правовой культуры авторов–составителей договора. Например, если нет знания или глубокого понимания норм-технических регуляторов у юристов-консультантов, то вряд ли правильно будет определена видовая принадлежность и качество недвижимости. В договоре купли-продажи недвижимости получает законченную форму модель конкретного правового отношения, которое возникнет в процессе реализации положений и условий договора. Поэтому ситуационный праворегулирующий комплекс – нормативная основа данного конкретного правового отношения;
– кроме того, в некоторых случаях в ситуационный праворегулирующий комплекс купли-продажи недвижимости входят соответствующие общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы международных договоров Российской Федерации.
Системообразующую роль в ситуационном праворегулирующем комплексе играет материальная норма – правило поведения. В гипотезе этой нормы дается описание самой объективной ситуации, в которой субъекты могут и должны действовать в соответствии с алгоритмом поведения, закрепленном в диспозиции. Но не менее важную системообразующую роль играет акт индивидуального правового регулирования. Ведь в этом акте фиксируются все параметры будущего отношения и прежде всего наполняются конкретным социальным содержанием (в нашем примере –экономическим содержанием) субъективные права и субъективные обязанности, запреты и ограничения и формируется та индивидуальная нормативная конструкция, которую реально можно реализовать.
Ситуационный праворегулирующий комплекс (синтез общерегулятивного правоотношения и ситуационного права) есть ничто иное, как конкретно-предметное проявление свойства системности права (внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия правовых норм) в правореализации.
В-шестых, в «стартовом блоке» выделяются неправовые социальные нормы: обычаи и традиции, нормы этикета, корпоративные нормы, ритуалы и обряды, религиозные нормы, эстетические нормы, нравственность. Эти социальные регуляторы при определенных условиях способны дополнять или даже усиливать регулятивный потенциал правовых норм. Но они могут и конкурировать с правовыми нормами и отрицательно влиять на правореализацию[11].
Некоторые авторы в данную классификацию включают политические и экономические нормы. Вряд ли это оправданно. Ведь перечисленные социальные нормы универсальны, они действуют во всех сферах, в частности, есть политические обычаи и традиции, политические корпоративные нормы; есть экономические обычаи и традиции, экономические корпоративные нормы и т.п.
2. «Функциональный блок» в статическом подходе на макроуровне состоит из различных относительно самостоятельных правореализационных практик и соответствующих им видов социально-правовой деятельности, например, практики аренды автотранспорта, практики купли-продажи жилья, той или иной судебной практики и т.д. Именно социально-предметное содержание этих практик наполняет правореализацию реальным социальным содержанием. Вообще реализация норм материального права есть неотъемлемая составляющая часть любой общественно-значимой практики. Поэтому структура реализации норм права, как и структура общественно-значимых практик, в современном обществе постоянно усложняется и развивается. Можно даже выявить некую закономерность. Появление новой общественно-значимой практики означает появление новой правореализационной практики.
Для иллюстрации можно привести такой пример. В Российской Федерации до недавнего времени купля-продажа жилья, строений иногда служила легальным прикрытием приобретения в собственность земельного участка. Сегодня эта социальная практика узаконена и идет интенсивный процесс формирования относительно самостоятельной правореализационной практики купли-продажи земли.
В этой связи весьма актуальной представляется создание классификации правореализационных практик. Это важно не только для понимания предметно-практической специфики и структуры правореализации. Это важно для нормотворца. Поскольку данное знание играет роль методологической предпосылки для более качественного планирования правового нормотворчества и мониторинга правореализации с целью последующего воздействия на ее проблемные участки. Такая классификация, своеобразная таблица правореализационных практик, позволит более эффективно отслеживать и корректировать правореализационные процессы.
Методология статического подхода применима и для анализа (механизма) правореализации на микроуровне. Конечной целью данного анализа является установление статической структуры реализации норм права, т.е. определение из каких относительно самостоятельных структур правомерного поведения, своеобразных элементарных частиц, состоит реализация норм права в статике.
В юридической науке традиционно выделяют три элемента, соответствующие трем способам нормативно-правового регулирования (запрет, обязывание, дозволение). Во-первых, соблюдение права – реализация субъективного запрета; во-вторых, исполнение права – реализация субъективной обязанности; в-третьих, использование права – реализация субъективного права. Кроме того есть еще особая статическая структура – элемент реализации права – применение права.[12]
В теории отмечается, что соблюдение, исполнение, использование дополняют друг друга и существуют в диалектическом единстве с правоприменением (публичным неюрисдикционным индивидуальным правовым регулированием). Такой подход вполне оправдан. Ведь в процессе нормативно-правового регулирования, особенно сложного общественного отношения, задействованы все основные методы (запрет, обязывание, дозволение). Это особенно отчетливо прослеживается на уровне ситуационного праворегулирующего комплекса. Действительно, в урегулированном правовыми нормами конкретном общественном отношении, например, купли-продажи недвижимости, субъекты-правореализаторы наделяются не только правами и обязанностями, но для них устанавливаются запреты и ограничения. Таким образом, структура правореализации в статике состоит из отдельных правореализационных комплексов в виде: соблюдения – исполнения – использования. При этом есть простые моноструктурные и сложные полиструктурные правореализационные комплексы. Первые, если реализация протекает без сбоев (оплата проезда в транспорте), не содержат такого элемента, как правоприменение; вторые, наоборот, невозможны без неюрисдикционного (оперативно-исполнительного) правоприменения (купля-продажа недвижимости и ее регистрация).
Но правоприменение может быть не только дополняющим и усиливающим регулятивный эффект материальных правовых норм (правоприменение как компонент сложного правореализационного комплекса); оно (оперативно-исполнительное правоприменение) является самостоятельной структурой правореализации, например инспектор ГИБДД регулирует движение автотранспорта. Здесь также есть соблюдение, исполнение, использование как со стороны инспектора, так и со стороны участников движения.
3. «Обеспечительный блок». В идеале правореализация должна проходить без нарушений и сбоев. Однако такая нормальная (полноценная) правореализация – лишь одна из подсистем в системе реализации норм права[13]. В процессе правореализации возникают сбои в виде правонарушения, спора о субъективном праве и субъективной обязанности, правоприменительной ошибки и т.п. Во всех этих случаях возрастает уровень конфликтности и социального напряжения, а правореализация деформируется, она развивается не по тому сценарию, который желателен для государства и общества. Но право такой социальный регулятор, который имеет (должен иметь) эффект «гарантированного результата» (С.С. Алексеев). Это проявляется в том, что в государстве и обществе формируются структуры, призванные довести правореализацию до законного и обоснованного результата, а если это невозможно, то привлечь правонарушителя к юридической ответственности. Эти государственные, в том числе международные, и общественные структуры, процедурные и процессуальные нормы, регулирующие их деятельность, процедурно-процессуальные, контрольно-надзорные отношения и соответствующие правоприменительные акты образуют в правореализации «обеспечительный блок» или юрисдикционное правоприменение (юрисдикционный юридический процесс). От того, насколько эффективно функционирует «обеспечительный блок», зависит полноценная правореализация. Поскольку правореализаторам и участникам становится ясно: действовать неправомерно процессуально бессмысленно, материально невыгодно, нравственно ущербно и просто (с точки зрения неотвратимости юридической ответственности) опасно.
4. «Результативный блок». Статический подход позволяет и даже предполагает разделение собственно правореализации (правомерное поведение как деятельность) и ее результаты (последствия правомерного поведения)[14]. Причем результаты правореализации (последствия-итоги) также можно разложить на ряд составляющих относительно самостоятельных элементов:
– духовно-нравственные и в целом психологические результаты;
– социально-правовые результаты;
– правовые результаты.
Духовно-нравственные и психологические результаты связаны с удовлетворением разнообразных потребностей и интересов прежде всего субъектов права. Субъект, действующий в своем интересе (когда субъект права и правореализатор совпадают), может получать полное удовлетворение как, например, в случае регистрации брака на основе любви и обоюдного согласия брачующихся. Но зачастую жизненно важные интересы и потребности лишь частично удовлетворяются (собственнику срочно нужны деньги, и он вынужден продать недвижимость не по той цене, по которой бы ему хотелось), либо не удовлетворяют их вовсе, как, например, абитуриент, не набравший необходимые баллы для поступления в университет.
Гораздо более усложненные психологические конструкции складываются там, где субъект права и правореализатор не совпадают, где субъект действует в чужом интересе (попечитель, топ-менеджер) или там, где субъект представляет государственный орган (судья, прокурор, регистратор недвижимости) и государство в целом (президент, посол). Здесь нередко возникает коллизия личных интересов и интересов доверителя или должностных интересов. В идеале на первом месте – интересы субъектов права (доверителя и государства). В действительности все не так просто и возможны различные комбинации и варианты: от полного совпадения до конкуренции и даже конфронтации интересов субъектов права и их законных представителей – правореализаторов.
Как известно, интересы и потребности являются интегральной (системной) характеристикой интеллектуально-эмоционально-волевой деятельности и в целом психического состояния субъекта. Осмысливая интерес сквозь призму правовых предписаний, осознавая его как юридически значимый (юридизация интереса) и легально осуществимый, определяя цель, разрабатывая план действий и правомерно реализуя его, субъект не только удовлетворяет интерес и снимает обусловленное им (интересом) психологическое напряжение, но и приобретает опытное социально-правовое знание, в конечном итоге повышает уровень своего правосознания и правовой культуры.
Социально-правовые результаты. Реализация правовых норм, особенно ситуационных праворегулирующих комплексов, на поверхности общественной практики проявляется в конкретных и объективированных в различных формах социально-правовых результатах. Если нет результата, то и нет полноценной правореализации. Нерезультативной может быть только формальная реализация, например, чиновничья отписка, формальное расследование преступления и т.п. Все эти случаи находятся за пределами полноценной правореализации, так как они лишены социального и правового смысла, не соответствуют принципам, целям права и зачастую могут быть оспорены с точки зрения юридической чистоты.
Результаты правореализации двойственны по своей природе. Субстанционально они имеют ярко выраженную социальную окраску. Поскольку значимы не только для субъектов права, правореализаторов и участников, но также, как правило, для третьих лиц и, само собой разумеется, для государства как доминирующего субъекта нормативно-правового регулирования. В то же время функционально это именно социально-правовые результаты. Ведь процесс их получения урегулирован правовыми нормами и фиксируется в юридических документах, что делает результаты правореализации легальными, защищает их от посягательств третьих лиц и обеспечивает при поддержке государства и общества неприкосновенность.
Поступление в университет, покупка недвижимости, оплата проезда и иные правомерные действия нацелены на создание и получение материальных и духовных благ (ценностей). Перемещение (движение) различных благ от одного субъекта права к другому и сопутствующие этому изменения в общественно-значимых практиках составляют суть социально-правовых результатов правореализации. В ходе этого движения осуществляется дифференциация объектов и предметов: одни ценятся больше, чем другие. Причем каждый субъект права, и государство в том числе, определяет свои приоритеты, выстраивает собственную систему ценностей. Это служит объективным фактором-стимулом, побуждающим к активным действиям. Мобилизуя интеллектуально-эмоционально-волевые и материальные ресурсы, в том числе создавая инновационные объекты и предметы, предлагая их как эквивалент, субъекты права стремятся получить необходимые блага. Таким образом формируются материальная и духовная основы жизни человека, общества и государства.
Обобщающим социально-правовым результатом правореализации является: 1) на микроуровне – наполнение реальным содержанием социального и правового статуса конкретного субъекта права, в конечном счете реальная свобода и ответственность человека; 2) на макроуровне –обогащение и развитие общественно значимых практик, формирование режима законности и правопорядка. Данные процессы тесно связаны и взаимообусловлены.
В самом деле, активно реализуя свои социально-правовые потенции и имея реальные результаты (недвижимость, интеллектуальную собственность и т.п.), человек получает соответствующий индивидуальный статус и одновременно становится участником множества общественно значимых практик. Своими правомерными действиями (бездействиями) он создает в рамках этих практик образцы – примеры позитивной юридической ответственности и формирует социально-правовое пространство в виде законности и правопорядка. При этом более активный и результативный имеет и больший по объему статус, следовательно, большую степень свободы и ответственности.
Правовые результаты. В каждой общественно значимой практике и соответствующей правореализационной практике неизбежно появляются правовые результаты. Они есть ничто иное, как формализованное выражение законности и правопорядка в том или ином сегменте жизни общества и государства. Эти результаты закрепляются и существуют в виде специфических юридических и научно-правовых текстуальных форм и прежде всего в документарных формах. Их можно разделить на две группы: на индивидуально-определенные (частный нормативный договор, решение суда) и на индивидуально-неопределенные (комментарии юристов, официальное нормативное толкование).
Означенные результаты, в отличие от психологических и социально-правовых, имеют значение не только для отдельных правореализаторов, но и для всех субъектов данной правореализационной практики. Поскольку они существенно значимы для последующей правореализации и в их формировании участвуют как конкретные лица, так и институты социума. При этом ведущая роль принадлежит профессиональным юристам.
Эти результаты как совокупный (системный) правовой продукт сравнимы со своеобразным валовым внутренним правовым продуктом. Формально-содержательные параметры данного продукта, его структура зависят от уровня развития и качества правореализационной практики, что, в свою очередь, напрямую связано с профессионализмом и нравственностью практикующих юристов. В самом деле, результаты первичной правореализации отличаются от результатов последующей (вторичной) правореализации. В начале та или иная конкретная правореализационная практика не обладает необходимым качеством, на этапе формирования она развивается не всегда так, как запланировал нормотворец. Здесь порой много ошибок, искажений, отступлений и нарушений требований правовых норм. На этом этапе новой правореализационной практики режим законности нестабилен и низок уровень правопорядка (о чем свидетельствуют правовые результаты). Для первичной правореализации характерны следующие основные правовые результаты:
- правореализационные прецеденты, т.е. наиболее удачные и качественные индивидуальные правореализационные акты, например, договоры, судебные решения или какая-то часть таких актов, в которых конкретизируются правовые нормы и которые служат ориентиром;
- первичные комментарии практикующих юристов и ученых;
- выявление и фиксация в той или иной форме пробелов в праве, коллизий между правовыми нормами, коррупциогенных норм, а также иных дефектов нормативно-правовой системы;
- частные нормативные договоры и решения Верховных Судов (судебные прецеденты) по первой инстанции как специфические формы противодействия и коррекции дефектов права.
Если государство и общество, используя свои организационные структуры и ресурсы, осуществляет все необходимые меры для нормализации конкретной практики, постепенно ее качество улучшается, стабилизируется режим законности и возникает средний или высокий уровень правопорядка. Для вторичной правореализации характерны:
- правореализационные стандарты, возникающие на основе правореализационных прецедентов; это – оптимальные для сообщества юристов и общепризнанные юридические конструкции (своеобразные правовые формулы), которые содержат алгоритм поведения в типичных ситуациях;
- правовые обычаи в виде общепринятых правовых конструкций, формирующихся на основе частных нормативных договорах, например, обычаи делового оборота в гражданском праве;
- правоположения судебной практики и официального правотолкования, вырабатываемые Конституционным Судом РФ, Верховными Судами РФ и иными уполномоченными структурами;
- данные правовой статистики;
- комментарии и научно-теоретические разработки ученых юристов, в том числе формирование принципов данной практики;
- проекты изменений и дополнений системы правовых норм;
- ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека РФ, а также внутриведомственные аналитические документы, например, информационные письма;
- решения Европейского Суда по правам человека и иных международных структур.
Правореализация в динамике. Если анализ правореализации в статике дает представление об ее элементном составе, а также о фундаментальных факторах и условиях, без которых она невозможна, то динамический подход или динамический прием – элемент методики системного метода – позволяет понять, как взаимодействуют между собой те или иные элементы и как на это влияет внешняя среда. Поскольку динамический подход основан на идее взаимосвязи и взаимозависимости (системности) явлений, факторов, отношений, процессов и внешней среды, с этой точки зрения правореализация представляет из себя сложноструктурированную систему многообразных конкретных правовых отношений.
Рассмотрим наиболее показательный и поясняющий пример с недвижимостью. На основе общерегулятивного правоотношения купли-продажи недвижимости (нормативный элемент) и одноименного экономического отношения (социальный элемент), а также личных интересов и возможностей конкретных субъектов (психологический элемент) формируется ситуационное право, в конечном счете создается модель конкретного материального правоотношения купли-продажи недвижимости, точнее – конкретного экономико-правового отношения[15].
Данное отношение возникает, изменяется и прекращается по мере выполнения покупателем и продавцом условий и положений договора. Но получить законченную форму (стать реальным юридическим фактом) оно может только тогда, когда субъекты вступят в различные конкретные процедурные правовые отношения, например, покупатель зарегистрирует сделку (всего около десяти конкретных процедурных правоотношений).
Таким образом, полноценная правореализация в нашем примере – это система конкретного материального правоотношения и конкретных процедурных правоотношений. Если произошел сбой в материальном или процедурном правоотношении, то может возникнуть соответствующее охранительное правоотношение и система процессуально-правовых отношений (гражданское судопроизводство).
Правореализация как система конкретных правовых отношений имеет сложную структуру. Здесь можно выделить следующие элементы (или подсистемы):
- системообразующие элементы. Это конкретные правовые отношения, которые возникают в процессе создания, изменения и дополнения правовых норм (например, конкретные правовые отношения, характерные для деятельности Государственной Думы РФ). Данные отношения имеют политико-правовую природу;
- системосоставляющие элементы. Таковыми являются конкретные материальные правоотношения, например, поступление в университет, купля-продажа недвижимости, в их единстве с процедурными конкретными правовыми отношениями, а также контрольно-надзорными конкретными правовыми отношениями (конкретные материальные правоотношения на макроуровне можно классифицировать по сферам общества, на микроуровне – по видам общественно-значимых практик);
- системодополняющие элементы в виде охранительных конкретных правовых отношений и соответствующих процессуально-правовых отношений;
- особо следует отметить правонарушения как элементы, которые разрушают систему правореализации. Этот вид правоотношений играет деструктивную роль, в частности, если правонарушений более 50%, то система правореализации перестает существовать, она распадается на отдельные локальные подсистемы.
2. На основе теоретического знания предметно-практической специфики и структуры правореализации можно выявить ее основные свойства или характерные черты.Такую познавательную операцию целесообразнее осуществить в ходе сравнительного анализа признаков объективного права и правореализации. Поскольку они (право и правореализация) генетически и функционально связаны и эта связь – взаимозависимость, безусловно, проявляется и на уровне признаков.
Необходимость и продуктивность такого анализа обусловлены еще и тем, что признаки права раскрыты и описаны, а характерные черты правореализации сформулированы в общем виде и требуют уточнения и дополнения. Используя познавательный потенциал знаний о праве, можно восполнить данный пробел, углубить как представления о правореализации, так и о праве.
С точки зрения нормативной теории праву присуще следующие основные свойства:
- нормативность;
- формальная определенность;
- системность;
- обеспеченность и охрана со стороны государства и общества;
- нравственная природа права.
Эти свойства с известной спецификой характерны и для правореализации. Кроме того, правореализация обладает собственными чертами, такими как ситуационная социально-психологически-правовая предметность, законность, социально-правовая результативность и т.п. Более детальный анализ – творческое задание для самостоятельной работы.