Научный редактор: доцент, кандидат философских наук, зав. кафедрой философии и права КГАУ Нежметдинова Ф.Т.
Рецензенты: кандидат юридических наук, доцент кафедры философии и права КГАУ Зарипов Ф.В., доцент, кандидат юридических наук Никитенко И.Г.
Технический редактор: зав. методическим кабинетом Ульянова Л.В.
Методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и права Казанского ГАУ от 26.11.2009 года.
Методическое пособие обсуждено, одобрено и рекомендовано к печати на заседании учебно-методической комиссии Института экономики КГАУ
Методическое пособие составлено в соответствии с Госстандартом по дисциплине «Конституционное право» и предназначено для студентов специальностей Казанского ГАУ.
УДК 352 (07)
ББК 68 Р
© Зарипов Ф.В., 2009.
© Казанский государственный
аграрный университет, 2009.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение……………………………………………………………. | |
2. | Цели и задачи дисциплины………………………………………. | |
3. | Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………………………………………………… | |
4. | Календарно-тематический план и балльно-рейтинговая оценка знаний студентов………………………………………………… | |
5. | Содержание дисциплины…………………………………………. | |
Тематика лекционных занятий…………………………………… | ||
Тематика семинарских занятий………………………………...... | ||
6. | Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература………………………………………... | |
7. | Материально-техническое обеспечение дисциплины…………... | |
8. | Тематика рефератов……………………………………………….. | |
9. | Тематика эссе………………………………………………………. | |
10. | Примерные виды творческих работ……………………………… | |
11. | Методическое руководство. Общая методика обучения……….. | |
12. | Методические указания. Рекомендации по самостоятельной работе студентов. Рекомендации студентам для самоподготовки и написания: реферата, эссе……………………………………………………… | 48-49 |
13. | Формы контроля знаний и учебной деятельности студентов. Перечень экзаменационных вопросов…………………………… | |
14. | Вопросы проверки остаточных знаний у студентов……………. | |
15. | Тренажер - тестовые задания для студентов…………………….. | |
16. | Краткие тезисы лекций……………………………………………. | |
17. | Краткий словарь терминов и понятий……………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
В Российском государстве наука государственного (конституционного) права начала складываться на рубеже XIX и XX вв. Первые попытки создать писаную конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали "Основные государственные законы", принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства. В начале 20 годов девятнадцатого столетия переводятся труды иностранных авторов о конституционном праве.
Кто бы мог подумать, что самое серьезное и можно сказать кардинальное развитие получит конституционное право в период с 1918 по 1936 гг. “В урагане экономической, политической, судебной, военной реформ многим кажется возможным начинать с нуля нашу конституционную историю. Да, России не везло с конституциями, их не было. И революция в России, как и в других странах, “родила” по сути дела впервые конституцию”.
Итак, в стране менее чем за 20 лет не только поменяются три конституции, но сложится школа советского конституционного права.
Казалось бы, в чем актуальность рассмотрения Советского конституционного права от 1918 года до Сталинской конституции? Однако, на наш взгляд такое исследование более чем актуально.
В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская конституция) и СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), от 5 декабря 1936 г. (Сталинская конституция), также как и в современной Конституции Российской Федерации, присутствуют, уже ставшие дежурными, статьи о демократии, защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства. Современная историческая мысль скептически относятся к “самым демократическим” конституциям того времени. Но, так или иначе, в современной науке, именно период с 1918 по 1936 год называют первым этапом становления конституционного права в Советской России. Что же он принес нашей стране, кроме как три сменивших друг друга основных закона? В чем была причина смена конституций и как развивалась конституционно-правовая мысль в это время? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответы в данном исследовании.
Данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения Конституции к “самой демократической” Конституции мира (как иногда, в последнее время называют сталинскую Конституцию). А развитие конституционной мысли на лицо: в Конституции РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина, новая концепция власти; в Конституции 1924 г. - принципы государственного объединения республик; в Конституции 1936 г. отражено изменение форм организации государственной власти.
А что же наука конституционного права? Она не находилась в забвении. В 20-х годах было немало книг, брошюр, статей, посвященных разъяснению положений конституций, преимущественно о государственных органах. После известного совещания по проблемам юридической науки 1938 г. выходит в свет первый фундаментальный учебник “Советское государственное право”, построенный в строгом соответствии с системой действующей Конституции 1936 г.
Этот период интересен и тем, что еще на заре формирования России как федерации, в 1919 г. заключаются соглашения между Российским рабоче-крестьянским правительством и правительствами Советских Республик (в частности с Советской республикой Башкирия). Возможно, именно изучение конституционно-правового опыта того периода позволит решить проблему делегирования и разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами.
Интересен для рассмотрения и механизм обеспечения Конституции, того времени. Общеизвестный факт – декларативный характер Конституций 1918-1936 гг., но в этом, зачастую обвиняют и современную Российскую Конституцию.
Возможно, именно переосмысление накопленного опыта позволит по-новому взглянуть на современную Конституцию Российской Федерации, на развитие конституционного права страны в целом.
Учебный курс конституционного права России (КПР) в системе предметов высшего образования занимает одно из центральных мест.
Он способствует формированию основных представлений о фундаментальных ценностях российского государственного и общественного строя, о правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей российского права.
2. Цель и задачи дисциплины
В общем плане предметом данного курса является изучение основ организации и деятельности современного российского государства.
Данный учебный курс призван обеспечить устойчивое конституционное мышление будущих профессионалов, которое позволит им, работая в разных областях и на разных должностях как в публичном, так и в частном секторах, решать сложные жизненные ситуации, опираясь на тот общий дух права, который проявляет себя, прежде всего, в Конституции РФ и иных источниках российского конституционного права.
Другими словами, задачами учебного курса КПР являются не только постижение основных понятий, необходимых во всех отраслях права; знание системы построения российского государства; базовых принципов, на которых строится отраслевое правовое регулирование; принципов взаимоотношений человека, общества и государства, но и формирование правосознания современного человека. Отличие современного профессионального правосознания от правосознания архаического выражается, прежде всего, в убеждении, что не всякий официальный акт, исходящий от государственной власти (в т.ч. и закон) может соответствовать принципам, заложенным в Конституции; что органы публичной власти столь же крепко должны быть связаны правом, как и гражданин.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По окончании изучения курса студенты должны постигнуть:
- смысл конституционализма и основные его проявления;
- основные понятия, необходимые для профессионального правового анализа действительности и конкретных ситуаций с позиций конституционализма;
- предназначение, природу и роль Конституции России в системе права;
- логику построения (организации) российского государства;
- важнейшие принципы функционирования государственных и муниципальных органов (институтов);
- значение и основные проявления таких базовых для современной российской государственности понятий, как демократия, правовое государство, федерализм, права человека и гражданина;
- принципы взаимоотношений человека и общества с публичной властью в целом и с отдельными ее органами;
- основные институты, включаемые в понятие «публичная власть», и принципы взаимоотношений между ними;
- проблемы развития российской государственности.
4. Календарно-тематический план и балльно-рейтинговая оценка знаний студентов
Факультет – Институт экономики
Общая трудоемкость дисциплины 63 часа.
Лекции- 24 час.
Практические занятия -24 час.
Лабораторные занятия - 0
Очное обучение
Форма контроля - экзамен
№ | Тема | Кол-во часов | Баллы | Форма | Время |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Конституционное право – ведущая отрасль права. Источники конституционного права. Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм. Основы конституционного строя России. Политическая система Российской Федерации. Государственное устройство России. Россия как федеративное государство. Конституционные основы местного самоуправления. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации. Исполнительная власть в Российской Федерации. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционное правосудие. Личность и государство. Конституция и экономика. | Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест Тест | Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Январь Январь |
5. Содержание дисциплины
№ | Тема |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Конституционное право – ведущая отрасль права. 1. Предмет конституционного права России. 2. Субъекты конституционно-правовых отношений. 3. Конституционное законодательство. Источники конституционного права. 1. Понятие источника конституционного права. 2. Виды источников конституционного права. Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм.
|
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ