Тема 13. Законодательный процесс в Российской Федерации и его стадии

Часа

Вопросы к обсуждению:

1.Понятие закона, его особенности.

2.Понятие и участники законодательного процес­са.

3.Стадии законодательного процесса.

4.Особенности правовой природы отдельных видов законов в Российской Федерации: законов РФ о поправках к Конституции РФ, Федеральных конституционных законов, федераль­ных законов.

Контрольные вопросы:

1. Соотнесите понятия "правотворческий процесс" и "законотворческий процесс"?

2. В чем назначение первого, второго и третьего чтений законопроектов в Госдуме?

3. В отношении каких законов Президент РФ не пользуется правом отлагательного вето?

4. В каких случаях Президент вправе прибегать к процедуре возвращения законов?

5. Ч. 3 ст. 105 Конституции РФ говорит о принятых Государственной Думой федеральных законах, а ч. 1 ст. 107 Конституции РФ говорит о принятых федеральных законах. Тождественны ли приведенные понятия?

6.Что делать, если после принятия федерального закона в нем обнаружатся редакционные ошибки?

7. Вправе ли палаты Федерального Собрания, голосуя по вопросу о преодолении вето Президента на федеральный закон, определить результаты голосования от общего числа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации?

8.Какие из этапов законотворческого процесса могут выпадать?

9.Планирование и прогнозирование в законотворческом процессе: понятие и назначение.

10. Как соотносятся понятия обнародование и опубликование законов?

Практические задания:

1. Правительство РФ внесло в Совет Федерации законопроект
«Об общих принципах разграничения государственной и муници-
пальной собственности в Российской Федерации». Поскольку к за-
конопроекту не прилагались финансово-экономическое обоснова-
ние и справка о состоянии законодательства в соответствующей
области отношений, Председатель Совета Федерации вернул зако-
нопроект в Правительство РФ.

Какие действия субъектов законодательного процесса противоречат Консти-
туции РФ и Регламентам палат?

2. Депутат Государственной Думы Петров E. А. внес в палату
законопроект «О реструктуризации естественных монополий в Рос-
сийской Федерации». Перед первым чтением депутаты Миронова
Г. И. и Иванова Т. В. потребовали внести в законопроект их поправ-
ки. Депутат Петров выразил протест, утверждая, что только он как
автор может вносить изменения и дополнения в законопроект. Дан-
ная ситуация повторилась и перед вторым чтением.

Какие действия (бездействие) субъектов законодательного процесса проти-
воречат Регламенту Государственной Думы?

Сохраняется ли право авторства на законопроекты и принятые законы?
Имеет ли автор законопроекта какие-либо исключительные права в отноше-
нии своего объекта законодательной инициативы в соответствии с Регламентом
Государственной Думы?

3. Используя положения Конституции РФ, Регламентов палат
Федерального Собрания, Постановления-Конституционного Суда РФ
от 23 марта 1995 г., 12 апреля 1995 г., 22 апреля 1996 г. «По делам
о толковании ряда положений Конституции Российской Федера-
ции», составьте подробную схему законодательного процесса с мо-
мента осуществления законодательной инициативы до обнародова-
ния и опубликования законов.

4.Дайте конституционно-правовую оценку эффективности ме-
ханизмов согласования интересов в законодательном процессе.

Составьте правовое заключение, в котором на основе ис-
следования Федерального закона «О статусе члена Совета Федера-
ции и статусе депутата Государственной Думы Федерального Со-
брания Российской Федерации», Регламентов палат ответьте на сле-
дующие вопросы:

Какая цель должна быть достигнута в процессе трансформации множества
представленных интересов в федеральный закон?

Какие механизмы, позволяющие согласовывать представленные интересы,
установлены в законодательном процессе?

Какие требования к внутренней организации палат позволяют обеспечить уча-
стие представителей различных политических направлений в обсуждении феде-
ральных законов депутатов?

Что следует понимать под лоббизмом», какие субъекты и в какой форме уча-
ствуют в лоббистской деятельности?

5. На примере любого федерального закона продемонстрируйте его реквизиты и структурные элементы текста.

Рекомендуемые источники:

Нормативные правовые акты и судебная практика:

1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.

2.Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»// СЗ РФ.1994.№8.Ст.801.

3.Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.1998.№10.Ст.1146.

4.Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Утвержден постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. // СЗ РФ.1998.№7.Ст.801.

5.Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утвержден постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ // СЗ. 2002. № 7. Ст.635

6.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. №1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.-1995.-№13.-Ст.1207.

7.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. №2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.-1995.-№16.-Ст.1451.

8.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. №10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.-1996.-№18.-Ст.2253.

9.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. №5-П «По делу о проверке конституционности положений части первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ.-1996.-№9.-Ст.828.

10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 г. №12-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ.1999.№30.Ст.3989. (Пункты 13 и 14 мотивировочной части, пункты 10 и 11 резолютивной части).

Литература:

1.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.-М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997.

2.Адарчева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы // Журнал Российского права.2000.№3.

3.Бессарабов В. Парламент и законотворчество // Законность.1999.№4..

4.Гузнов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные понятия и институты.Смоленск: Траст-Имаком, 1995.

5.Гусев О.Б. Может ли законодатель в процессе законотворчества нарушать... Конституцию России? Да, иногда... может! // Юрист.1999.№9.

6.Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию России // Изв. высших учеб. завед. Правоведение.2000.№4.

7.Иванченко Л.А., Калина В.Ф. Актуальные проблемы российского парламентаризма и их отражение в законотворческой деятельности // Журнал российского права.1999.№11.

8.Исаков В.Б. Федеральное законодательство: объем, структура, тенденции развития // Журнал Российского права.1999.№10.

9.Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития // Журнал Российского права.2000.№3.

10. Котелевская И. Взаимодействие властей в законотворчестве: разногласия и поиски компромисса // Проблемы парламентского права России: Сборник / Под ред. Л.Иванова. М., 1996.

11. Котенков А.А. На чем основано право Президента Российской Федерации возвращать принятый федеральный закон без рассмотрения // Журнал российского права.1997.№11.

12. Котенков А.А. Проблемы «финансовоемких» законопроектов в законодательной процедуре (статья III) // Государство и право.1998.№11.

13. Котенков А.А. Конституционно-правовые основы, практика и проблемы повышения эффективности взаимодействия Президента Российской Федерации с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческой сфере // Автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 1998.

14. Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право.1995.№12.

15. Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право.-1997.-№9.-С.19-20.

16. Литягин Н.Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Журнал Российского права.1999.№11..

17. Лопатин В.Н. Причины проблем нашего законодательства кроются в самом процессе законотворчества // Юридический мир.1998.№7.

18. Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы / Правовое Упр. Аппарата Гос. Думы Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации.-М. // Известия.1997.19 июля.

19. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных актов // Государство и право.1995.№5.

20. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации.М., 1996.

21. Терещенко Л.К. Текущее законодательство // Юридический мир.1998.№9-10.

22. Ширяев Ю.Е. Инструментальный состав законотворческой деятельности // История государства и права. 2006. N 9.

Наши рекомендации