Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять законодательную власть Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Федерации, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные федеральным закондательством.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полномочия членов Совета Федерации, депутатов Государственной 1умы определяются

Конституцией РФ,

Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,

другими федеральными законами.

Согласно названному Федеральному закону парламентарии руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными Конституционными и федеральными законами, Регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня их и избрания в палату и прекращаетсясо дня начала работы палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочногопрекращения полномочий депутата.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

· письменного заявления о сложении своих полномочий;

· избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления,

· а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

· поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; утраты гражданства Российской Федерации;

· вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

· признания гражданина, являющегося депутатом (членом) палаты Федерального Собрания, недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу;

· смерти парламентария.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае роспуска Государственной Думы; выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит.

Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы принимается соответствующей палатой. Они прекращаются со дня, определенного постановлением палаты.

Полномочия члена Совета Федерации по представлению Председателя Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Полномочия депутата Государственной Думы в случае ее роспуска прекращаются со дня роспуска Государственной Думы. При досрочном выбытии депутата Государственной Думы его мандат постановлением Государственной Думы передается следующему за избранным кандидату из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы избирательного объединения, которым был выдвинут досрочно выбывший кандидат.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы работают на постоянной основе.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы являются членами коллегиальных органов — Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому важнейшая форма их деятельности — участие в заседаниях соответствующей палаты, а также в совместных собраниях палат, проводимых в случаях, предусмотренных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 100).

Вместе с тем они участвуют в работе

· соответствующих комитетов и комиссий палат;

· согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;

· в выполнении поручений соответствующих палат и их органов;

· в парламентских слушаниях;

· обращаются с запросами,

· работают с избирателями.

Кроме того, депутаты Государственной Думы участвуют в работе фракцийи депутатских групп; обращаются с вопросами к членам Пра-вительства РФ на заседаниях палаты.

Фракциейявляется объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Фракции в Государственной регистрируются в соответствии с Регламентом Государственной

Деятельность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

Депутаты Государственной Думы обязаны поддерживать связь с избирателями.

Депутат Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов (т.е. с избирателями в соответствующем субъекте Федерации или на части территории субъекта). Депутат Думы, входивший в качестве кандидата в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями в субъекте (субъектах) Федерации, не охваченном (не охваченных) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты, а при необходимости — и в другом субъекте (других субъекгах) Федерации. Для такого депутата Государственной Думы субъект (субъекты) Федерации определяется (определяются) фракцией в Думе, в которой он состоит.

Депутат Государственной Думы обязан

· рассматривать обращения избирателей,

· лично вести учет граждан в порядке и сроки,

· которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца,

· проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода,

· а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации другие меры, обеспечивающие связь с избирателями.

Парламентарии информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Принимая меры, обеспечивающие права, свободы и законные интересы избирателей, парламентарии взаимодействуют

· с органами государственной власти субъектов Федерации,

· органами местного самоуправления,

· с депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления,

· с политическими партиями

· и иными общественными объединениями.

Депутату Государственной Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются соответствующие дни.

Депутату Государственной Думы для осуществления своих полномочий орган исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации обязан предоставлять

· транспортные средства,

· отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику,

· а также обеспечивать условия для осуществления своих полномочий.

Наши рекомендации