Принципы правового статуса человека и гражданина

В определении правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование.

Уровень и степень последнего в решающей степени зависит от характера названных начал. Исходя из них может ограничиваться, урезаться пользование правами или, наоборот, обеспечиваться для этого широкий простор. Их воздействие на правовой статус личности многогранно. Они определяют, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активная деятельность государства по их соблюдению и охране, признание государством в полной мере и объеме тех прав, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, действуют ли законные механизмы защиты своих прав чеповеком.

Эти начала и характеризуются как принципы правового статуса личности

Под ними понимаются признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В последующей характеристике раскрывается их концептуальная сущность, заложенная в нормах Конституции Российской Федерации.

Однако следует учитывать, что их практическая реализация в настоящее время не обеспечивается в должной мере. Это объясняется сложностями переходного периода, становления рыночной экономики, политической нестабильностью и другими условиями, препятствующими реализации конституционных норм.

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина.

Его содержание многогранно. Конституция в ст. 19 выделяет три основных аспекта его проявления:

равенство всех перед законом и судом;

равенство прав и свобод человека и гражданина;

равноправие мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

В прошлом нарушение этого принципа имело широкое распространение, хотя и в скрытой форме. В частности, без разрешения соответствующего органа КПСС не могло быть возбуждено уголовное дело против лица, относящегося к номенклатуре данного органа (т. е. подлежащего его утверждению в должности).

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Выделение такого необычного для конституционного законодательства основания равенства как принадлежность к общественным объединениям обусловлено тем, что на предыдущих этапах развития страны членство в КПСС или беспартийность являлись основанием для решения вопросов о занятии той или иной должности, фиксировались в официальных анкетах как значимый во многих отношениях фактор.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть оказаны какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

В Конституции установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

В качестве особого объекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Еще бывший Союз ССР ратифицировал конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», и у нас в стране сделано в этом отношении немало. Однако до сих пор равные возможности реализации прав женщин не обеспечиваются. Женщины слабо представлены на руководящих постах, их мало, в частности, среди депутатов, предпринимателей. В условиях растущей безработицы кандидатами на увольнение часто бывают именно женщины.

Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер по реализации данного конституционного принципа.

Равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав только как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни.

Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, обладает неодинаковыми способностями к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

Разумеется государство должно использовать правовые средства для сокращения резкого разрыва в доходах граждан. В этих целях применяется дифференцированная система налогов. Важнейшее значение в этом плане имеет эффективная борьба с криминальными источниками доходов, которые имеют широкое распространение в жизни общества на данном этапе. Эта борьба ведется еще очень слабо, что приводит к неоправданному усилению расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Государство оказывает преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.). Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в какой мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

2. Следующим конституционно провозглашаемым принципом, характеризующим реализацию прав и свобод личности, является их гарантированность.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах — и как общее начало, которое свойственно реализации всего объема прав и свобод личности, и посредством закрепления конкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности.

Как общее основание правового статуса указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Ст. 2 устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В ст. 17, 19 также установлено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы.

Следует отметить, что по сравнению с последней редакцией прежней Конституции 1978 г. такого рода общие нормы являются новыми.

Кроме этих общих норм о гарантиях, закрепление фактически каждого конкретного права и свободы сопровождается указанием на условия, способы его гарантий.

Субъектом, на которого, прежде всего, возлагаются гарантии прав и свобод, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через всю систему государственных органов. В ст. 18установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.

Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод осуществляют Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации.

Однако, предусмотренная Конституцией государственная система, призванная обеспечить гарантии прав человека, работает в настоящее время недостаточно эффективно. Об этом свидетельствуют имеющиеся нарушения прав человека, отсутствие необходимых механизмов и условий для реализации многих конституционно закрепленных прав и свобод граждан, отсутствие в ряде случаев необходимой законодательной базы, достигший огромных размеров бюрократизм государственного аппарата, непрофессионализм многих его работников и др. факторы.

Задачи по созданию условий реализации прав и свобод выполняют не только государственные структуры.

В систему такого рода субъектов входят и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция Российской Федерации расширила рамки участия и самого человека в защите своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В положениях новой Конституции проявляется тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования прав, усилить его самостоятельность. Это следствие утверждения новых начал взаимоотношений человека и государства, отказа от оценки роли государства патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области направлены на развитие творческого потенциала каждого человека, преодоления иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина, естественно, не ограничиваются их конституционным закреплением.

Реальное воплощение прав и свобод требует многих условий, в том числе лежащих за рамками права.

Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. В числе этих условий — социальная стабильность, развивающаяся экономика, наличие соответствующих производственных мощностей, широкой инфраструктуры — системы учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

К ним относится прежде всего конституционное закрепление как общего принципа гарантии прав, так и конкретных гарантий каждого права.

Во всех отраслях действующего права эти гарантии получают детальное обоснование,

В охране правовых предписаний важную роль играют правоохранительные органы, и прежде всего, суд.

Таким образом механизм реализации прав и свобод личности призван охватить все сферы деятельности по закреплению и обеспечению использования прав и свобод и все ее направления, которые включают:

юридическое закрепление гарантий прав и свобод;

широкую систему охраны и защиты государством прав и свобод как в обеспечении их реального использования, так и в борьбе с различного рода их нарушениями;

развитие общественно-политической активности граждан- развитие сознательного отношения к использованию прав и свобод;

государственный и общественный контроль, направленный на охрану прав и свобод;

повышение уровня знаний каждым своих прав, свобод и обязанностей;

развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55 п. 2).

Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция также устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими.

Это означает, что конституционные права и свободы являются исходной основой для соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня.

В рассматриваемом плане имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Недопустимость ограничения прав и свобод вполне закономерно не означает абсолютизации этого принципа. Их использование должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.

В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав каждым человеком, без нарушения предписаний закона, выхода за рамки, прежде всего, конституционного поля.

В определенных социальных, экстремальных и иного рода ситуациях может возникнуть объективная необходимость определенного временного ограничения прав и свобод.

Конституция Российской Федерации строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.

Ст. 55 п. 3 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта общая норма конкретизирована в ст. 56Конституции, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.

Такие ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом определенные виды прав и свобод не подлежат ограничению: право на жизнь, охрана достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряда прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве и др.

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Этот универсальный принцип правового статуса находит свое выражение не только в наличии у каждого и прав, и обязанностей, но и в том, что многие права несут в себе и качество обязанности — одни в правовом плане, другие — в моральном, выражаясь в виде общественного долга.

Так, в ст. 38 п. 2 закрепляется, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. В ст. 59записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993г.

Во всех предшествующих конституциях советского этапа, вплоть до первоначальной редакции Основного Закона 1978 г., последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. В этом отражалась система приоритетов, при которой личные права отодвигались, как второстепенные на второй план.

Личные права и свободы

В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают перечень последних, но и отражены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях.

Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем.

1. Они являются по своей сущности правами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т. д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Расширяя гарантии права на жизнь, Конституция включает норму, значительно сужающую возможности применения смертной казни.

Эта мера наказания: сохраняется временно;

устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры;

назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности.

Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма работает еще очень плохо.

Отсутствие уважения к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.

Значительное место в системе личных прав занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).

Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения.

Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста.

Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях — в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения — может быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени. Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни.

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новым в конституционном закреплении личных прав является и включение такой важной формы свободы личности как свобода передвижения. В ст. 27указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у, колхозников, рынка жилья и т. п. приводили к фактической невозможности человека свободно решать вопрос о своем месте жительства.

В настоящее время сделаны первые шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации о свободе передвижения от 25 июня 1993 г.

Он закрепил отмену прописки и ввел регистрационный ^ет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Однако для претворения в жизнь данного закона пока еще отсутствуют необходимые условия. Этому препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр.

Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых установлен особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное положение, или опасные для проживания в связи с массовыми инфекционными заболеваниями).

Конституция признает также право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Порядок выезда и въезда регламентируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Закон установил порядок выдачи заграничных паспортов, случаи временных ограничений на выезд и порядок разрешения споров в связи с отказом выдачи заграничных паспортов.

К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность.

Закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 26). В официальных анкетах не допускается постановка вопроса о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

Важное место в системе личных прав занимает свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции)

Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой. Она обеспечивает свободу выбора религии, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Личным правом человека является принятие или непринятие религиозных верований, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии.

Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них — общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.

К формам нарушения свободы мысли относились и имевшие широкое распространение формы понуждения людей (зачастую носящего массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям. Мысль не является свободной, если она не может быть сказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.

Наши рекомендации