Федеральным законом от 31 мая 2002 г. „

а также некоторыми другими правовыми актами (в том числе указами Президента РФ, который утверждает положения о порядке решения вопросов о гражданстве). Совокупность правовых норм, содержащихся в названных актах, образует институт гражданства РФ.

Согласно Закону о гражданстве РФ гражданство РФ — это устойчивая правовая связь человека с государством (Российской Федерацией), выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей. С этим связана ответственность гражданина, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Это означает отказ от прежней тоталитаристской формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается и от того, которое существовало в Законе о гражданстве СССР 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством). Гражданство нельзя связывать с политическими симпатиями и антипатиями лица, в том числе по отношению к государству.

Гражданство — это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда, когда он находится за пределами страны или постоянно проживает за рубежом.

Что касается граждан других государств, то они могут постоянно жить в России, но они не связаны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных странах неодинаковы. Например, во многих мусульманских странах для этого нужно принять ислам. Российское законодательство также устанавливает определенные основания для приобретения и утраты гражданства (о них — ниже).

Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ с согласия того лица, которому оно предоставляется.

Российский гражданин может приобрести гражданство иного государства и одновременно иметь два и более гражданства — двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (например, при вступлении российской гражданки в брак с иностранцем, когда по законам страны она обязана принять гражданство мужа, но сохраняет и российское гражданство), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет официально признан лицом с двойным или множественным гражданством. Гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ (иное гражданство во внимание не принимается), за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Двойное (множественное) гражданство в РФ возможно только в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62 Конституции РФ) и на основе взаимности. Таким путем может приобрести двойное гражданство и иностранец при сохранении своего. Если же договора между государствами нет, приобретение иностранцем российского гражданства возможно только при условии отказа от прежнего гражданства. Официальное приобретение российским гражданином двойного гражданства не меняет его конституционного статуса: за ним сохраняются все права и свободы и он не освобождается от обязанностей. Вместе с тем он имеет права и несет обязанности, связанные с его состоянием в другом гражданстве. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение российского гражданства.

В настоящее время Россия заключила договоры о двойном гражданстве Таджикистаном и Туркменистаном (в силу сложившихся обстоятельств некоторые граждане РФ имеют гражданство других государств — Израиля, Франции и др; оно может признаваться, а может и не признаваться на территории РФ). В связи с созданием в 1999 г Союзного государства Белоруссии и России гражданин РФ, равно как и Белоруссии, имеет два гражданства: российское и союзное. Наличие у граждан Белоруссии и России союзного гражданства не умаляет их прав и свобод и не освобождает от обязанностей по отношению к своему государству. Граждане Белоруссии и России имеют право на свободное передвижение и постоянное проживание в обоих государствах (с соблюдением установленных правил), на защиту со стороны Союзного государства на территории третьей страны, на участие в управлении делами Союзного государства, на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого участника Союзного государства, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления при постоянном проживании на территории другого члена Союзного государства.

Конституции некоторых республик в составе РФ содержат положения о гражданстве республики, в отдельных республиках изданы законы о гражданстве (есть иногда даже положения о возможности двойного гражданства республики в составе РФ и иностранного гражданства).

О возможности установления гражданства республики упоминалось в некоторых прежних федеральных актах. Конституция РФ относит гражданство в Российской Федерации (ст. 71) к предметам исключительного ведения Федерации. В новом Законе о гражданстве 2002 г. о гражданстве субъектов Федерации не говорится (предложение ввести взакон положения о гражданстве республики было отвергнуто при Голосовании). Принцип единого гражданства и отнесение вопросов гражданства к исключительному ведению Федерации требуют приведения республиканских законов в соответствие с федеральным.

Принципы российского гражданства. В законодательстве России выделяются несколько принципов российского гражданства.

Во-первых, гражданство РФ является единым (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). В России не существует разных по своему правовому характеру гражданств субъектов РФ и самой Федерации. Единое российское гражданство может не единственным (например, для лиц с двойным гражданством). Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, но регулирование этих прав и свобод, равно как и гражданства, состоит в исключительном ведении Федерации. Это означает, в частности, что прием в гражданство РФ осуществляют федеральные органы.

Во-вторых, гражданство в России является равным.

Это означает, что права и обязанности гражданина не зависят от оснований приобретения гражданства, от времени его приобретения и других обстоятельств. В каждом субъекте РФ российский гражданин обладает одинаковыми правами. Акты, регулирующие вопросы гражданства, не могут ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Натурализованные граждане, т.е. получившие гражданство в результате приема, по заявлению, обладают теми же правами, что и родившиеся от граждан. В некоторых странах, в том числе демократических, натурализованные граждане не могут создавать политические партии или в течение длительного времени (обычно 10 лет) не вправе вступать в партии; в США натурализованный гражданин не может быть избран президентом и т.д.

В-третьих, гражданство РФ экстерриториально: проживание гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает его. гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает. Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы его граждане жили и работали на его территории.

В-четвертых, российское гражданство имеет свободный характер.

Гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство — это не принадлежность лица к государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.

Такое расторжение может быть ограничено лишь временно и только по указанным в законе обстоятельствам (обладание государственной тайной, нахождение под стражей по приговору суда, вступившему в законную силу, и др.).

В-пятых, гражданство РФ неотъемлемо.

В первые годы социалистической России целые категории лиц лишались гражданства (например, так называемые невозвращенцы — бывшие подданные Российской империи, покинувшие страну без официального разрешения). В СССР гражданства лишались лица сначала по усмотрению властей (в законе не предусматривались основания для этого), а затем — так называемые диссиденты (в законе 1978 г. говорилось о лицах, порочащих высокое звание гражданина СССР, наносящих ущерб престижу и государственной безопасности СССР), а также лица, переселявшиеся в Израиль (с 1967 г.).

Конституция РФ и Закон о гражданстве 2002 г запрещают лишать человека гражданства РФ. Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осужденным за некоторые государственные преступления (в ряде стран, в том числе во Франции» такие лица могут быть лишены гражданства в качестве дополнительного уголовного наказания).

В-шестых, в основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица.

Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается. Вступление в брак с иностранным гражданином или расторжение брака, изменение гражданства родителями детей, возраст которых позволяет им разумно оценивать происходящее (с 14 лет), не влечет за собой обязательного предоставления или утраты гражданства РФ. Лишь родившийся от граждан РФ ребенок автоматически приобретает гражданство РФ, а малолетние дети (до 14 лет) при изменении гражданства родителей автоматически следуют за ними.

В-седьмых, российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой — обязанности гражданина по отношению к государству. Органы государственной власти, дипломатические представительства, консульские учреждения, должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться правами, установленными конституцией, законами, международным правом, законами государств, где проживают или пребывают граждане РФ, а также возможность защищать эти права и охраняемые законом интересы. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы, которых не имеют иностранцы и лица без гражданства. Защиту гражданина осуществляет мощный государственный аппарат, а за пределами страны —дипломатические представительства и консульские учреждения.

Государственные органы обязаны принимать меры по восстановлению нарушенных прав гражданина. В свою очередь, граждане должны выполнять свои конституционные и иные обязанности перед государством.

Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданско-правовую ответственность (например, взыскание задолженности) гражданин может нести и за границей.

Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (при этом необходимо доказать Факт безгражданства, как и иностранное гражданство). Получение гражданства человеком без гражданства лучше обеспечивает защиту его прав.

Документы, удостоверяющие гражданство. Наличие у лица граждан или факт состояния лица в прошлом в гражданстве СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР, СССР, международных договоров с участием российского государства и СССР, действующих на день установления факта гражданства.

Документом, удостоверяющим российское гражданство, является прежде всего паспорт гражданина либо свидетельство о рождении (он о действует до получения паспорта).

Вместе с тем удостоверять российское гражданство могут и другие документы. В качестве доказательства гражданства РФ принимаются паспорт моряка, военный билет, паспорт СССР (до 2003 г), вкладыши в паспорт СССР, выданные органами МВД, определенного рода справки, выданные дипломатическими и консульскими учреждениями РФ за границей, справки, выданные на период оформления паспорта, справки о пребывании в местах заключения. В ряде республик в составе РФ существуют свои паспорта. В этом случае определенной проблемой является языковое оформление паспортов РФ в некоторых республиках РФ, в том числе учет различных традиций при написании фамилии, имени и др. Обычно для такого учета в паспорте делается особый вкладыш.

Наши рекомендации