Правовые основы публичного управления в социально-культурной сфере

Комплексная цель –

Формирование у студентов способности к поиску и подбору специальных нормативных актов, ориентированных на регулирование управленческих отношений в социально-культурной сфере; определению применительно к каждому конкретному случаю границ компетенции административных органов и должностных лиц, реализующих распорядительные полномочия в установленной сфере деятельности; содействию физическим и юридическим лицам в реализации принадлежащих им прав в рамках административных процедур, имеющих место в ходе осуществления государственных функций и оказания государственных услуг в социально-культурной сфере.

Краткое изложение программного материала – дано в рабочей программе учебной дисциплины.

Проектное задание –

В ходе самостоятельной работы и подготовки к семинару необходимо предварительно проработать рекомендованную к темам данного модуля специальную литературу и нормативные источники, обратив при этом особое внимание на те из них, которые выделены в качестве основных; закрепить полученные знания путем поиска ответов на вопросы для самоконтроля и выполнения тестовых заданий; актуализировать освоенную информацию применительно к юридическому казусу, представленному в форме учебной задачи.

Тема 5.1

Правовые основы государственного управления в области

образования и науки

1. Понятие образования и государственные гарантии реализации права на образование.

2. Понятие и элементы системы образования.

3. Государственный контроль за качеством образования в РФ.

4. Субъекты научной и научно-технической деятельности.

5. Организация и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности в РФ.

ИСТОЧНИКИ

Специальные

Основные

1. Административное право России: курс лекций / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

2. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Под ред. П.И. Кононова, В.А. Кикотя, И.Ш. Кисляханова. – М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2008.

3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: Изд-во «Зерцало», 2007.

Дополнительные

1. Гордеева Н.А., Соловьева С.В., Филь М.М. К вопросу о развитии современного законодательства о науке // Государство и право, 1995, № 4.

2. Дежина И.Г. Государственное регулирование науки в России. – М.: Магистр, 2008.

3. Дик Н.Ф. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4. Законодательство о науке: современное состояние и перспективы развития / отв. ред. В.В. Лапаева. – М.: Норма, 2004.

5. Игнатюк Н.А., Волков В.И., Мурыгина Т.П. Комментарий к Федеральному закону «О статусе наукограда РФ». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004.

6. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» \ Отв. ред. А.Н. Козырин, В.В. Насонкин.- М.: Юристъ, 2006.

7. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» \ Отв. ред. В.И. Шкатулла.- М.: Юристъ, 2001.

8. Комментарий к ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Ред. В.М. Сырых, Е.В. Белоусов. – М.: Филинъ, 1998.

9. Комментарий к ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» / Ред. Б.Н. Топорнин. – М.: Юристъ, 1997.

10. Кудрявцев В.Н. Свобода научного творчества // Государство и право. 2005. № 5.

11. Петров В.Н. Правовые основы деятельности негосударственных образовательных учреждений в РФ // Государство и право. 1996. № 9.

12. Светланов А.Г. Роль государства в развитии науки и инновационной деятельности // Государство и право. 2005. № 5.

13. Трахтенгерц Л.А. Система законодательства в области науки и технической политики в РФ // Законодательство экономика. 1995. № 23-24.

14. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2001.

Нормативные

Основные

1. ФЗ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; 1998. № 30. Ст. 3607; 2000. № 2. Ст. 162; 2001. № 1. Ст. 20; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 27. Ст. 2715; 2006. № 1. Ст. 10; № 50. Ст. 5280.

2. Закон РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120; 2001. № 7. Ст. 631; 2002. № 7. Ст. 631; № 12. Ст. 1093; № 26. Ст. 2517; 2003. № 2. Ст. 163; № 28. Ст. 2892; № 50. Ст. 4855; 2004. № 10. Ст. 835; № 27. Ст. 2714; № 35. Ст. 3607; 2005. № 1. Ст. 25; № 19. Ст. 1752; 2006. № 1. Ст. 10; № 29. Ст. 3122; № 45. Ст. 4627; № 50. Ст. 5285; 2007. № 1. Ст. 5; № 2. Ст. 360; № 17. № 1932.

3. Положение о Министерстве образования и науки РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562; 2005. № 15. Ст. 1350; 2006. № 18. Ст. 2007.

4. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300) // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2670; 2006. № 42. Ст. 4381.

5. Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116) // СЗ РФ. 2007. № 9. Ст. 1098.

Дополнительные

1. ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135; 2000. № 29. Ст. 3001; 2003. № 2. Ст. 163. № 14. Ст. 1254; № 28. Ст. 2888; 2004. Ст. 35. Ст. 3607; 2005. № 17. Ст. 1481; 2006. № 1. Ст. 10; № 30. Ст. 3289; № 45. Ст. 4627; 2007. № 1. Ст. 21; № 2. Ст. 360; № 17. Ст. 1932; № 29. Ст. 3484.

2. ФЗ от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда в РФ» // СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750; 2004. № 35. Ст. 3607.

3. Порядок присвоения статуса государственного научного центра РФ (утв. Указом президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939) // САПП РФ. 1993. № 26. Ст. 2420.

4. Указ Президента РФ от 15 апреля 1996 г. № 558 «О мерах по развитию фундаментальной науки РФ статусе РАН» // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1845. № 31. Ст. 3696.

5. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения (утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323) // СЗ РФ. 1999. № 49. Ст. 6006.

6. Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 281) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2563.

7. Положение о Федеральном агентстве по образованию (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 288) // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2570; 2006. № 37. Ст. 3888.

8. Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (утв. постановлением Правительства РФ от 14 мая 2005 г. № 284) // СЗ РФ. 2005. № 19. Ст. 1824.

9. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (утв. приказом Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 1327) // БНА. 1998. № 21; 2000. № 35.

10. Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утв. приказом Минобразования России от 2 июля 2001 г. № 2574 // БНА. 2001. № 37.

Вопросы для самоконтроля

1) Какие элементы включает в себя система образования РФ?

2) Какие существуют виды и уровни образовательных программ?

3) В каких формах в РФ осуществляется освоение образовательных программ?

4) Какие существуют ступени высшего профессионального образования в РФ?

5) Какие элементы включают в себя государственные образовательные стандарты?

6) Какие юридические возможности появляются у образовательного учреждения с момента его государственной аккредитации?

7) Что представляет собой рекламация на качество образования?

8) В чем состоит специфика отдельных видов высших учебных заведений?

9) Какие гарантии свободы научного творчества в РФ предоставляет законодатель?

10) Какие ограничения научной деятельности допускаются по действующему законодательству?

Тема 5.2

Наши рекомендации