Составитель проф. Овсепян Ж.И.

Доц. Дригола Э.В.

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание …………………………………………………………………....2

1. Программно-планирующий блок

Рабочая программа

1. Информация об авторах

2. Пояснительная записка …………………………………………..……......3

3. Учебно-тематический план………………………………..….……………5

4. Содержание дисциплины

Учебные модули…………………………………………………..…….……...8

Учебный модуль № 1 …………………………………………………………..8

Учебный модуль № 2 …………………………………………………...………11

Учебный модуль № 3 …………………………………………………...………12

Учебный модуль № 4 …………………………………………………………..14

Учебный модуль № 5 …………………………………………………………..19

Учебный модуль № 6 …………………………………………………...………23

Учебный модуль № 7 …………………………………………………...………26

Учебный модуль № 8 …………………………………………………...………27

Учебный модуль № 9 …………………………………………………...………28

5. Система мониторинга ……………………………………………………..30

Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов …………..31

6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы ………..34

Учебно-методический блок

1. Глоссарий ……………………………………………………………...… ..116

2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов …………………………………………………………………………..……….128

3. Методические рекомендации по подготовке рефератов и курсовых работ ………………………………………………………………..……………140

Ресурсно-сопровождающий блок

1. Программно-планирующий блок

Рабочая программа

Информация об авторах

Овсепян Жанна Иосифовна – доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного (конституционного) права юридического факультета Южного федерального университета, стаж научно-педагогической деятельности – около 30 лет.

2. Пояснительная записка

Конституционное право наряду с гражданским и уголовным правом является профилирующей юридической дисциплиной, которая предопределяет одну из трех специализаций в сфере правоведения – государствоведческую специализацию.

Целью конституционного право как учебной дисциплины является формирование у студентов системы знаний и представлений об основополагающих принципах общественного строя в РФ; о принципах взаимоотношений государства с человеком (гражданином); о политико-территориальном устройстве государства; федерализме и национальном вопросе в России; об организации высшей государственной власти; механизмах осуществления властных полномочий, разделении властей, порядке взаимодействия разделенных ветвей власти.

Задачи учебной дисциплины обусловлены ее целями. К задачам курса «Конституционное право» относятся формирование демократически мыслящей активной личности, имеющей навыки межотраслевого подхода к оценке правоприменительной практики, создание представлений и утверждение навыков по методологии осуществления правотворческой и законодательной деятельности. Усвоение курса «Конституционное право» предполагает развитие у студентов способности не только следовать закону, но и осуществлять оценки законов и иных нормативных актов на предмет их соответствия Конституции, умение интерпретировать (толковать) Конституцию, закон, иной нормативный акт. Задачи учебной дисциплины заключаются, помимо сказанного в накоплении у студентов теоретических знаний о Конституции, ее истории и перспективе, ее соотношении с политикой и экономикой; а также формально-юридических знаний концепции и содержания важнейших законодательных актов, регулирующих конституционные отношения, в динамике их развития.

Важнейшей, одной из приоритетных задач образования по курсу является усвоения студентами понятийного аппарата конституционного права как отрасли права и науки.

Место дисциплины в образовательной программе. Дисциплина относится к одной из трех профилирующих дисциплин в юридическом образовании (наряду с гражданским и уголовным правом). Конституционное право является своеобразной «головной» дисциплиной, на базе которой формируется многообразная система специальных курсов конституционно-правового профиля, соответствующим составляющим ее подотраслям и институтам. Кроме того, конституционное право занимает ведущее место в системе всех отраслей российского права, содержит исходные принципы, получающие более развернутое воплощение в иных отраслевых правовых нормах.

3. Учебно - тематический план по дисциплине «Конституционное право

Российской Федерации»

№ п/п Тема Аудиторная работа Сам раб.
Конституционное (государственное) право Российской Федерации как наука и отрасль национального права. Часть I. Предмет метод, система, источники, отрасли науки, учебной дисциплины 4/0,1 4/0,1
Конституционное (государственное) право Российской Федерации как наука и отрасль национального права. Часть II. Конституционно-правовые нормы 4/0,1 2/0,06
Конституционное (государственное) право Российской Федерации как наука и отрасль национального права. Часть III. Конституционно-правовые отношения 4/0,1 2/0,06
Учение о Конституции Часть I. Теоретические основы Конституции   4/0,1 2/0,06
Учение о Конституции (теория, российская история и современность). Часть II. Конституционно-правовое принуждение и конституционно-правовая ответственность 4/0,1 4/0,1
Учение о Конституции (теория, российская история и современность). Часть III. Конституционное развитие России в 1905-1906 гг и в советский социалистический период 6/0,2 4/0,1
Учение о Конституции (теория, российская история и современность). Часть IV. Поэтапная конституционная реформа в России 1989-1992 гг. 6/0,2 4/0,1
Учение о Конституции (теория, российская история и современность). Часть V. Организация работы по подготовке и принятию Конституции РФ 12 декабря 1993 г. 2/0,06 4/0,1
Учение о Конституции (теория, российская история и современность). Часть VI. Общая характеристика структуры и концепции Конституции РФ 1993 г. 4/0,1 4/0,1
Институт конституционного строя – юридическая аналогия общественно-политического строя, корреспондирующего гражданскому обществу. Часть I. Основные принципы конституционного строя РФ 4/0,1 6/0,2
Институт конституционного строя – юридическая аналогия общественно-политического строя, корреспондирующего гражданскому обществу. Часть II. Конституционные правовые основы референдума в РФ 4/0,1 2/0,06
Институт конституционного строя – юридическая аналогия общественно-политического строя, корреспондирующего гражданскому обществу. Часть III. Конституционный статус политических партий и иных общественных объединений в РФ. 4/0,1 6/0,2
Конституционные основы правового положения человека и гражданина в РФ. Часть I. Гражданство в РФ 6/0,2 4/0,1
Конституционные основы правового положения человека и гражданина в РФ. Часть II. Права и свободы человека и гражданина в РФ 6/0,2 7/0,2
Федеративная форма государственного устройства. Часть I. Теория федерализма. Федерализма в советский период 4/0,1 4/0,1
Федеративная форма государственного устройства. Часть II. Реформа российского федерализма в перестроечный период и в связи с распадом СССР. 2/0,06 4/0,1
Федеративная форма государственного устройства. Часть III. Современная РФ – третья модель федеративной организации России. 2/0,06 4/0,1
Механизм организации государственной власти в России. Выборы в РФ 6/0,2 6/0,2
Президент в механизме государственной власти в РФ 4/0,1 4/0,1
Конституционно-правовые основы законодательной власти в РФ. Федеральное Собрание 6/0,2 8/0,24
Конституционный основы организации исполнительной власти в РФ. Правительство РФ 6/0,2 4/0,1
Конституционно-правовые основы местного управления и самоуправления в РФ 4/0,1 4/0,1
Уставное (государственное) право области (края), города федерального значения РФ. Уставное законодательство Ростовской области 6/0,2 4/0,1
Итого: 102 ч/3 кредит 99ч/2,8 кредит

4. Содержание дисциплины

Учебные модули

Учебный модуль № 1 «Предмет, метод, источники конституционного права. Учение о Конституции».

Тема 1.

Конституционное (государственное) право Российской Федерации как наука и отрасль национального права

1.1. Наука конституционного (государственного) права.

О наименовании науки, отрасли, учебной дисциплины. Понятие и предмет науки конституционного (государственного) права РФ.

Система науки государственного права РФ. Методологические основы науки. Место науки конституционного (государственного) права РФ в системе юридических наук. Государственно-правовая наука в постсоциалистический период.

1.2.Конституционное (государственное) право — учебная дис­циплина. Система учебной дисциплины. Методы (способы) учебного познания. Значение государственного права для подготовки юристов.

1.3. Конституционное (государственное) право — ведущая отрасль в системе российского права.

Теоретическое осмысление формулы о ведущей роли конституционного права в контексте концепции о естественном происхождении права, его первичности по отношению к государству. Соотношение конституционного (государственного) права и отраслей частного права (гражданского, др.). Соотношение конституционного (государственного) права и иных отраслей публичного права (административного, судебного, др.).

Предмет конституционного (государственного) права. Методы государственно-правового регулирования общественных отношений.

Государственно-правовые нормы, их особенности, природа и виды. Институты государственного права.

Понятие государственно-правовых отношений. Их признаки, элементы, виды.

Система конституционного (государственного) права РФ, как отрасли, основы ее построения. Источники отрасли: понятие, виды. Конституция и законы как источники отрасли, их виды, предметы регулирования, порядки принятия. Указы Президента РФ как источник конституционного (государственного) права. Судебное правотворчество в РФ (деятельность Конституционного Суда РФ, др.) и развитие источников конституционного права. Международно-правовой фактор в характеристике системы источников государственного права РФ. Иерархия источников.

1.4. К вопросу о выделении российского конституционного судебно-процессуального права РФ как процессуальной отрасли, адекватной материальному конституционному праву России.

Наши рекомендации