Этапы и стадии законотворчес-кого процесса.
2 этапа правотворческого (законо-дательного) процесса. 1.предпрое-ктный этап — закл в том, что в об-ществе выявляется потребность в уре-гулировании нормами права соц про-блемы. Оценивает потребность в пра-вовом регулировании как общество, к-рое через свои институты — ли-деров, СМИ, науку — может оказать влияние на законодателя правотвор-ческие органы, гос-во. О том, что пот-ребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффекти-вным средством, преимуществен-ной формой регулирования по сравне-нию с др соц средствами воздействия. 2.проектный этап, или этап при-нятия правотворческого решения. Особенность его закл в том, что, во-1, эта работа осуществляется непосред-ственно в самом законодательном органе, а, во-2, на данном этапе осу-ществляется собственно «творчест-во права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна др. 1 стадия: внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом пра-вотворческой инициативы. 2 стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правот-ворческого органа с целью про-анализировать его содержание с раз-ных позиций и предложить более сов-ершенные средства правового воздей-ствия. 3 стадия: обсуждение законо-проекта по палатам или на совмес-тном заседании палат законотвор-ческого органа. Цель такого об-суждения закл в высказывании пред-ложений, поправок и замечаний отде-льными депутатами и фракциями парламента. Эта стадия может иметь 2 варианта развития: а)принятие законопроекта в 1 чтении; б)возврат его на доработку с последующим прохож-дением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента. 4 стадия: принятие законопроекта пра-вотворческим органом во 2-ом (окон-чательном) чтении. С процедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение бо-льшинства депутатов палаты (или пар-ламента в целом). С юр точки зрения, принятие законопроекта составом де-путатов парламента — один из не-обходимых юр фактов, обусловли-вающих дальнейшее превращение за-конопроекта в полноценный закон. Для завершения процесса правот-ворчества необходимы еще несколь-ко важных этапов, логически вкл в 4 стадию правотворчества. Это подпи-сание законопроекта главой гос-ва и обнародование текста нового закона.
Принципы правотворчества.
Принципы правотворчества — это ос-новные начала осуществления правот-ворческой деятельности. Принцип за-конности закл в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу при-мыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодате-льству. Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие про-екта нормативно-правового акта осу-ществляется с участием представи-телей разных наук. Несомненно, что деятельность ученых-юристов имеет наиболее важное значение для ус-пеха законотворческой работы. Ученые играют важную роль на всех этапах подготовки закона — от разработки концепции законо-проекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей до определения способа и типа пра-вового регулирования и выбора мо-мента принятия нормативного акта. Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт до-лжен опираться на уже известный по-ложительный правовой опыт гос-в и цивилизации в целом. В последнее время отечественный законода-тель широко использует ми-ровой законотворческий опыт, все самое лучшее из накопленного и дос-тигнутого мировой юр мыслью и юр практикой. Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять ис-тинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референ-дум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юр силы. Наряду с референдумом вы-ражением демократизма правотворче-ства явл гласность обсуждения зако-нопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов. Связь с практикой как принцип правотвор-чества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на пра-ктику применения уже действую-щих законов, своевременно уст-ранять пробелы в праве, воспри-нимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.