Плюрализм в понимании и опре-делении гос-ва.

Плюрализм – многообразие пони-мания определений гос-ва. С дав-них времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое гос-во. Многие ученые характеризо-вали гос-во как организацию пра-вопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. В буржуазную эпоху широкое расп-ространение получило определение гос-ва как совокупности (союза) лю-дей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный госу-дарствовед П. Дюги выделяет четыре элемента гос-ва: 1)совокупность чело-веческих индивидов; 2)определенную тер-рию; 3)суверенную власть; 4)пра-вительство. Г.Ф.Шершеневич считал, что под именем гос-ва понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти. Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (приз-наки) гос-ва, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли гос-во со страной, другие — с об-ществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правитель-ством). Не согласны с приведенным понятием сторонники психологичес-кой теории права. Ф. Энгельс сфор-мулировал краткое, но пожалуй, самое конфронтационное определение, сог-ласно к-рому «гос-во есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Формулировка была широко распространена и в науке, и в официальной пропаганде. Однако она применима только к таким гос-вам, в к-рых возникает высокая классовая напряженность и полит противобор-ство грозит разрушением общест-ва. Это определение подходит к ти-раническим и диктаторским гос-вам. В современной учебной литературе гос-во обычно определяется как по-литико-территориальная суверенная организация публичной власти, имею-щая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Более точной бу-дет следующая формулировка: гос-во — это полит организация общества, обеспечивающая его единство и це-лостность, осуществляющая посредст-вом гос механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобя-зательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Гос-во (особенно право-вое) призвано всесторонне гаранти-ровать права и свободы граждан, под-держивать надежный и гуманный пра-вопорядок в обществе. Узкий подход к пониманию гос-ва: гос-во – организация публичной власти. Широкий: гос-во – полит организация общества, обеспе-чивающая его единство и целостность, к-рая располагает аппаратом управ-ления. Др подходы: социологическое понятие: гос-во – сила, к-рая осу-ществляет власть в пределах своей тер-рии; юридическое понятие: гос-во – правовая форма организации и фун-кционирования публичной полит влас-ти.

Признаки гос-ва.

Понятие гос-ва, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негос ор-ганизаций общества. Анализ приз-наков гос-ва углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в ка-честве ничем не заменимой формы ор-ганизации общества и важнейшего об-щественно-политического институ-та. Признаки: 1.Территориальная ор-ганизация населения и осущест-вление публичной власти в тер-риториальных пределах. В догос об-ществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловли-валась кровным или предполагае-мым родством. Причем род часто не имел строго определенной тер-рии, перемещался с одного места на др. В гос-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его тер-риториальной организации. Гос-во имеет строго локализованную тер-рию, на к-рую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в поддан-ных или граждан гос-ва. Возникают пространственные пределы гос-ва, в к-рых появляется новый правовой инс-титут — подданство или гражданст-во. С территориальной организа-цией населения сопряжено не только возникновение гос-ва, но и начало складывания отдельных стран. 2.Публичная (гос) власть. Публич-ной она наз потому, что, не сов-падая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принци-пиальная особенность публичной (гос) власти состоит в том, что она воп-лощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из к-рых комплектуются органы управления и принуждения (гос аппарат). Без этого физического воп-лощения гос власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворен-ная в гос органах и учреждениях, публичная власть становится гос властью, т. е. той реальной силой, к-рая обеспечивает гос принуждение, насилие. 3.Гос суверенитет. Понятие «гос суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить гос власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне сувере-нитет — обязательный признак гос-ва. Страна, его не имеющая,— это коло-ний либо доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) гос власти закл в ее верховенстве, самостоятель-ности и независимости. 4.Нераз-рывная связь гос-ва и права. Без права гос-во существовать не может. Право юридически оформляет гос-во и гос власть и тем самым делает их ле-гитимными, т.е. законными. Гос-во осуществляет свои функции в право-вых формах. Право вводит функцио-нирование гос-ва и гос власти в рам-ки законности, подчиняет их конк-ретному правовому режиму. При та-кой подчиненности гос-ва праву и формируется демократическое право-вое гос-во.



Наши рекомендации