Известно два вида ответственности — политическая и материальная.

Политическая ответственность возникает в результате нару­шения субъектом нормы международного права. Правонарушение именуется деликтом. Особо опасные деликты (например, агрессия) считаются международными преступлениями. Если в результате деликта или преступления нанесен и имущественный ущерб, то возникает в дополнение к политической материальная ответствен­ность.

Материальная ответственность может возникать безотноси­тельно к правонарушению, т.е. как результат правомерной деятель­ности по использованию источников повышенной опасности (ядер­ная энергия, космическая техника и др.). Такая ответственность именуется абсолютной, или объективной, т.е. не связанной с виной причинителя ущерба. Этот вид материальной ответственности воз­никает только на основании соответствующих конвенций.

Политическая ответственность реализуется в форме сатисфак­ции, репрессалии и санкции.

Сатисфакция — это принесение извинений, заверение в отно­шении пострадавшей стороны в недопущении повторения правона­рушения, выражение сожаления в связи со случившимся, наказа­ние конкретных виновников деликта, иные формы морального удовлетворения.

Репрессалии — это ответные насильственные действия в связи с умышленным деликтом. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. Они не должны осущест­вляться коллективно.

От репрессалий следует отличать реторсии, которые формой ответственности не являются. Реторсии — это ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими право­нарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное политическое заявление).

Санкции — это коллективные репрессалии, которые осущест­вляются по решениям Совета Безопасности ООН в отношении го­сударств, совершивших международные преступления (агрессия, политика геноцида или апартеида и т.п.). В соответствии с Уставом ООН санкции могут осуществляться без использования вооружен­ной силы (приостановление экономических связей, разрыв дипло­матических отношений и др.) и с использованием вооруженной силы (военная демонстрация, блокада и собственно военные опера­ции от имени ООН). Принцип соразмерности репрессалий на сан­кции не распространяется; они могут носить и характер наказания. Например, государства-победители во второй мировой войне огра­ничили суверенитет побежденных агрессоров — Германии и Япо­нии, запретив им иметь свои вооруженные силы.

Материальная ответственность реализуется в форме реститу­ции, репарации и субституции.

Реституция — это восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения или причинения ущерба в процессе правомерной деятельности, если это предусмотрено дого­вором.

Репарация — это денежная или иная компенсация убытков потерпевшей стороне.

Субституция — это передача пострадавшей стороне предме­тов, равных по стоимости и значению тем, которые были повреж­дены или уничтожены.

На практике ответственность реализуется в виде предъявления претензии, которая обычно направляется по дипломатическим ка­налам. В претензии обосновываются факт правонарушения, нали­чие вреда или ущерба и прямая причинная связь между правонару­шением и ущербом.

Сторона-правонарушитель может доказывать, что имели место обстоятельства, которые освобождают ее от ответственности. К ним относятся: форс-мажор, или непреодолимая сила, т.е. не под­дающиеся контролю непредвиденные внешние события чрезвы­чайного характера (стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, гражданские беспорядки и т.п., которые не позволили выполнить международное обязательство); согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего ущерб; вина самой потерпевшей стороны.

В случае совершения государством международного преступ­ления конкретные исполнители деликтных действий (физические лица) могут нести международную уголовную ответственность. В 1946 и 1948 гг. Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы осудили ряд нацистских и милитаристских лидеров Германии и Японии за преступления против мира и человечества. В 1998 г. в Риме состоится конференция по созданию международного уго­ловного суда для совершения правосудия в отношении лиц, со­вершивших преступления против мира и безопасности челове­чества.

Наши рекомендации