Производство в кассационной инстанции

(ст. 325-355 УПК)

Приговоры любого суда, кроме Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке в вышесто­ящий суд. Это может быть сделано в течение 7 суток со дня провоз­глашения приговора.

Кассационный протест приносится прокурором, а кассацион­ная жалоба — обвиняемым, его защитником, а также и некоторыми другими участниками процесса.

Суд может оставить приговор в силе, отменить его с прекраще­нием дела либо направлением его на новое расследование или новое судебное рассмотрение, а также изменить приговор. Во всех случа­ях положение осужденного может быть ухудшено только по протес­ту прокурора или жалобе потерпевшего, но не по жалобе осужден­ного или других лиц. Основаниями к отмене или изменению приго­вора могут быть:

односторонность или неполнота расследования или судебного следствия;

несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, обстоя­тельствам дела;

существенное нарушение уголовно-процессуального закона;

неправильное применение уголовного закона;

несоответствие наказания тяжести преступления и личности осужденного.

Указания по делу, данные судом кассационной инстанции, обязательны при производстве дополнительного расследования и при вторичном рассмотрении дела судом.

Дополнительные замечания

Мы рассмотрели лишь основной ход уголовного процесса. Таким он бывает по большинству дел. Однако нередко уголовный процесс протекает иначе, что также закреплено в уголовно-процессуальном законодательстве.

Так, определенными особенностями отличается расследование дел в отношении несовершеннолетних (ст. 391—402 УПК), а также производство (в следственных органах и в суде) по применению принудительных мер медицинского характера. Последние приме­няются в отношении лиц, совершивших деяния в состоянии невме­няемости или заболевших после их совершения душевным заболе­ванием (ст. 403—413 УПК).

По некоторым делам, не представляющим сложности, расследо­вание может вообще не проводиться — вместо этого применяется протокольная форма досудебной подготовки материалов (ст. 414— 419 УПК).

Существенные отличия имеет производство в суде присяжных (ст. 420—466 УПК), которое постепенно вводится в практику. Глав­ные особенности такого производства заключаются в том, что во­прос о виновности подсудимого в совершении преступления реша­ется не судьей, а коллегией присяжных заседателей в составе 12 че­ловек. Приговор же выносится председательствующим — профес­сиональным судьей. Вердикт (решение) присяжных заседателей о невиновности подсудимого влечет обязательное постановление председательствующим оправдательного приговора. В случае обви­нительного вердикта председательствующий может вынести как обвинительный приговор с назначением меры наказания, так и оправдательный, если признает отсутствие в деянии состава пре­ступления.

Следует отметить также, что приговор, вступивший в законную силу, может быть пересмотрен в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. И то, и другое производство также имеет соответствующую регламентацию (ст. 371—383 и 384—390 УПК).

Регламентирует УПК (ст. 356—370) и основные вопросы испол­нения приговора.

Судебный надзор

Судебный надзор является главным видом контроля в уголовном процессе. Его особое значение обусловлено тем, что только суд может принять решение (приговор, определение) о виновности лица в преступлении и применении к нему меры уголовного нака­зания.

Рассматривая дело по первой инстанции, суд проверяет полноту проведенного расследования, соблюдение процессуального законодательства при его производстве, обоснованность предъявленно­го обвинения, все ли виновные привлечены к ответственности и другие обстоятельства, связанные с законностью в деятельности органов следствия и дознания.

При обнаружении существенных нарушений суд может:

возвратить дело для производства дополнительного расследова­ния, причем указания суда по делу обязательны для исполнения;

вынести по делу частное определение по установленным фактам нарушения закона, допущенным при производстве дознания или предварительного следствия. (Меры по частному определению должны быть приняты в месячный срок, и о них должно быть сооб­щено суду.)

Кроме того, в установленных законом случаях суд может пре­кратить дело в судебном заседании или вынести оправдательный приговор.

Аналогичными правами обладает и суд второй (кассационной) инстанции.

При рассмотрении дела по протесту в порядке надзора суд также может отменить все ранее вынесенные судебные решения с прекращением дела, направлением его на новое расследование или новое судебное рассмотрение, на новое кассационное рассмотре­ние, внести в приговор и последующие определения необходимые изменения. При этом также может быть вынесено частное определение (постановление) в связи с выявленными нарушениями закон­ности. В порядке надзора дела рассматриваются по протестам Пред­седателя Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, их за­местителей и некоторых других должностных лиц.

С 1992 г. суду предоставлены дополнительные полномочия. По жалобе лица, содержащегося под стражей, его защитника или за­конного представителя суд проверяет законность его ареста или продления срока содержания под стражей и может принять ре­шение об отмене этой меры пресечения и об освобождении лица из-под стражи.

Прокурорский надзор

Широкие полномочия по контролю за законностью дознания и предварительного следствия предоставлены прокурору.

Прокурор осуществляет надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия.

Прокурор утверждает (санкционирует) важнейшие процессуальные решения следователя или органа дознания (об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, о производстве обыска, о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспон­денцию и др.).

Прокурор рассматривает все жалобы на действия следователя и органа дознания и принимает по ним соответствующие решения. Он в полном объеме проверяет дело после окончания расследова­ния при утверждении обвинительного заключения (в том числе полноту и объективность расследования, правильность квалифика­ции преступления и избрания меры пресечения, соблюдение всех других норм уголовно-процессуального права).

По выявленным нарушениям закона прокурор вправе возбудить
уголовное дело или внести представление о наложении на винов­ных дисциплинарного или иного взыскания.

Ведомственный контроль

Контроль за действиями лиц, производящих дознание, осуществляет начальник соответствующего органа. Поскольку именно он олицетворяет орган дознания, то его указания по делу, кроме явно незаконных, обязательны для исполнения. Впрочем, они могут быть обжалованы прокурору.

Контроль за производством предварительного следствия право­мочен осуществлять и начальник следственного отдела, в подчине­нии которого находится следователь. Его указания также обяза­тельны, но могут быть обжалованы прокурору.

По выявленным нарушениям законности эти начальники в установленном порядке могут принять меры к наказанию виновных.

Вопрос о дисциплинарной ответственности судей решается специальными комиссиями, создаваемыми при вышестоящих судах.

Наши рекомендации