Сущность и виды референдумов в зарубежных странах.

Референдум – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента или местного самоуправления.

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем, не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой.

Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т. д.

На референдум, как правило, выносится вопрос (реже – несколько вопросов), предполагающий положительный или отрицательный ответ избирателя, либо выбор из нескольких возможных решений. Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.).

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, дважды по одному и тому же вопросу или может быть проведен второй раз по этому вопросу только через определенный промежуток времени.

Организация референдума аналогична организации выборов.

Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочисленны. Различают:

1) общегосударственный и местный референдум;

2) обязательный (решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума) и факультативный референдум (решение может быть принято и иным путем);

3) конституционный (на референдум выносится проект конституции или поправка к ней) и обыкновенный референдум – по иным вопросам, не имеющим конституционного значения;

4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский. Первый проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирателей. Второй – после принятия закона парламентом и вынесения им на утверждение путем референдума. Третий – когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента;

5) утверждающий референдум (на референдуме избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий;

6) решающий (его акты имеют обязательную силу для всех органов государства, должностных лиц, учреждений, граждан и их объединений) и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется только мнение избирателей).

Также различают конституционный, законодательный, международно-правовой (по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т.д.). Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкновенным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д.

40. Структура парламентов в зарубежных странах. Особенности образования верхних палат.

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной.Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс, меджлис и т. д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент», которое используется теперь в некоторых конституциях.

Для буржуазных парламентов в период их возникновения была характерна двухпалатная структура. В унитарных государствах она отразила прежде всего компромисс между стремящейся к власти буржуазией и дворянством. При этом нижние палаты формировались путем прямых выборов. Представительным нижним палатам противостояли верхние, назначаемые главой государства, либо формировавшиеся по наследственному признаку, либо образованные тем и другим путем. Такая структура парламентов более обоснованна для федераций, где верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы.

1. Формирование верхней палаты посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. Наиболее типичные примеры дает государственная практика Индии, Норвегии и Франции.

2. Формирование верхней палаты посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат.

Верхняя палата Конгресса США - Сенат - избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены Палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования проводится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

3. Формирование верхней палаты посредством назначения в наиболее чистом виде применяется в Федеративной Республике Германии. Верхняя палата Парламента - бундесрат - состоит из членов, назначаемых правительствами земель из своего состава.

4. Формирование верхней палаты смешанным путем, при котором в разных вариантах сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Сенат Бельгии, Сенат Ирландии). Способ формирования верхней палаты парламента можно оценить лишь с учетом того, в какой степени он влияет на фактическую роль соответствующей верхней палаты как консервативного, сдерживающего начала.

Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их компетенции и правовым статусом, то можно установить следующую закономерность. Чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции. Самые сильные и влиятельные верхние палаты (Сенат США, Сенат Италии, Палата советников Японии) избираются прямыми выборами. Слабые же верхние палаты (Палата лордов, Совет штатов Индии, бундесрат) формируются без участия избирательного корпуса.

Наши рекомендации