Понятие и источники государственного права в зарубежных странах.

Понятие и источники государственного права в зарубежных странах.

Конституционное право как отрасль права – это система норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.

Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления.

Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе страны. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях.

Конституционное право зарубежных стран это не особая отрасль права, поскольку свое конституционное право существует в каждой стране, а раздел единой науки конституционного права, комплексно и сравнительно изучающий конституционное право различных стран.

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция – основной закон. К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы), чрезвычайные (могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок);

2) внутригосударственные публично-правовые договоры;

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов;

4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей);

5) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

7) конституционный обычай – сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, где нет писаной конституции;

8) религиозные источники (особенно в монархических государствах) – в единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты.

На локальном уровне – в субъектах федерации, автономных образованиях - действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Автономной Республики Крым в Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Классификация политических партий в зарубежных странах(правые, центристы, левые). Типы партий.

Консервативная партия

Партии стали возникать в 19-20 веке. Пожалуй, одним из старейших партий являются консервативные. Можно обратиться для примера к Англии, там две партии Тори (консерваторы) и Виги (Либералы). Консервативные партии появились очень давно и выражали интересы землевладельцев, они выступали против всего нового, под видом необходимости защиты прежних порядков и традиций и всякие преобразования считали угрозой существующего строя. Почему такая политика? – потому что им надо было бороться со своими противниками. Довольно таки влиятельной партией является консервативная партия во Франции, сейчас она носит название союз поддержки народного движения.

Либеральная партия

Потом стали появляться и Либеральные партии. Либерализм – это учение, которое ставит перед собой свободу личности. Она основывается:

1. На частной собственности

2. Конкуренции

3. Невмешательство государства в частные дела

Они защищали интересы зарождающейся буржуазии. Некоторые ученые говорят, что раздел между консервативными и либеральными партиями в настоящее время решается путем решения вопроса о налогах и социально-экономической политики.

Низкие налоговые ставки способствуют росту доходов населения. Хотя есть и противники низких налогов. Высокие налоги повышают доходы государства.Вот эти партии практически утратили своё влияние. Из всех стран наибольшим влиянием пользуется либеральная партия Канады, Бельгии, Нидерландов, но наиболее влиятельной является Свободная Демократическая Германия – это типичная либеральная партия.

Клерикальная партия

Следующим видом партии является клерикальная партия. Почему возникли клерикальные партии, потому что в ряде стран стали утрачивать свои позиции и консерваторы и либералы. Эти партии весьма многочисленны, так как много верующих. Ряд авторов к числу ведущих партий в ряде стран причисляют конфессиональные партии. Особую группу среди онфессиональных партий выделяют клерикальные партии. Клерикальные партии, по мнению некоторых ученых, стремятся подчинить государства какой-либо церкви.Пример, в Германии есть клерикальная партия с двойным названием Христианский демократический союз \ христианский социальный союз.Другой страной, где долгое время большим влиянием пользовалась подобная партия, является Италия. Это очень крупная Христианская демократическая партия. Большим влиянием пользуется клерикальная партия в Бельгии, особенно в северной её части Мандрии . Клерикальные партии, некоторые авторы, называют мировоззренческие партии, потому что они руководствуются какой-либо идеологией.

Зеленая партия

На рубеже 80х годов в западном политическом лексиконе появился новый термин «Зеленые». Сами зеленые выступали за охрану окружающей среды, эти партии стали возникать в Европе, проводить демонстрации. Зеленые вначале провозглашали, что они являются защитниками природы. Позже они стали антипартийной партией, они стали говорить о политических проблемах, чтобы выйти на политическую сцену, их программа резко изменилась и в сторону политики. Таким образом, они стали политической партией. Эта партия была по существу мелкобуржуазная. Потом они получили несколько мест в правительстве.

Крайние правые партии

Для них характерно сочетание националистической идеологии и протеста, они все являются сторонниками рыночной экономики, выступают против иммигрантов, против легализации абортов.

Во Франции – это Национальный Фронт Франции. Лидером является Жан Мари Ле Пен. Подобные партии есть и в других странах но их лидеры не столь экстремистские.

В Италии такой партией был Национальный альянс Италии.

Ещё одной страной с такой партией была Австрия. В этой стране действует Австрийская партия свободы. Это крайне правая партия. В прошлом году она получила 52 места. Социал-демократам не хотелось терять власть и вместе с Австрийской партией Австрии они сформировали коалиционное правительство. Такие партии в ряде стран пользуются влиянием.

Левые Партии

Обычно левыми партиями считают социал-демократические и социалистические. Социал-демократические партии возникли давно, в середине или в последней четверти 19 века. Эти партии стали очень активной политической силой. Социал-демократические партии в начале и середине 20 века потеснили Либералов и Консерваторов.

Таким образом, социал-демократические партии стали той политической силой, которая стала защищать интересы трудового народа (наемных работников). Социал-демократические партии являются сторонниками крупных налогов, притом исходя из доходов населения. Такая позиция обусловлена тем что большая часть налогов должна пойти на образование, медицину, на обеспечение соответствующего уровня жизни населения и т.д. Поэтому за этими партиями идет значительное число избирателей. Примером стран являются прежде всего скандинавские страны, потому что начиная с 30х годов такие партии находятся у власти в этих странах. В Швеции такие партии в этих странах пользуются огромной поддержкой профсоюзов рабочих. В Швеции из 10ти наемных работников – 8 отдают свои голоса за Шведскую Рабочую партию.

Другой левой партией выступают коммунистические партии. История таких партий довольно таки сложная. После 20х годов образовались. По численности и особенно по влиянию компартии были разные. Если взять французскую, итальянскую, испанскую такие партии были влиятельными. Распалась компартия Италии.

Они принципиально негативно относились к частной собственности, характерно для них было развитие плановой экономики, создание гармоничного общества, национализация.Для них было характерен большой партийный аппарат. До сих пор такие партии продолжают отстаивать интересы трудового населения. Некоторые такие партии до сих пор имеют большую популярность, например в Монголии, Чехии, Германии.

В развивающихся странах К которым относятся страны Африки, Индия есть особенности в таких партиях. Они получили названия национал-реформистские партии. Эти партии выступали за независимость, экономическую независимость, самостоятельность, создание самостоятельного капитала, выступают за создание строя социальной справедливости. В Индии это Индийской национальный конгресс (И). Он сплотил вокруг себя силы, которые активно выступали за освобождение британского правительства.

Парламент Великобритании.

Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии является высшим законодательным органом. Его возглавляет Британский монарх. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов, и нижнюю палату, называемую Палата общин.

Палата общин состоит из 659 членов. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на пять лет.

Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, имеющий трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями. Спикер назначается монархом на весь срок полномочий палаты. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. Он предоставляет слово для выступлений, отклоняет без голосования некоторые предложения по ведению заседания (например, о прекращении прений), лишает слова, назначает председателей постоянных комитетов, передает им законопроекты.

В палате есть пристав, отвечающий за безопасность, клерк (секретарь) с его двумя помощниками. В каждой партийной фракции есть «кнуты». Помимо поддержания дисциплины они информируют фракцию о позиции правительства (кабинета) по тем или иным вопросам и организуют дебаты (заранее опрашивают депутатов о возможных выступлениях), участвуют в формировании повестки дня.

Как и в других парламентах, в Палате общин Великобритании образуются постоянные и временные комитеты. Они предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, проводят парламентские расследования и т.д.

Для расследований и по другим вопросам создаются следственные комиссии. Для обсуждения срочных вопросов, финансовых биллей, национализации, приватизации создается Комитет всей палаты. Кроме того, есть объединенные комитеты обеих палат (например, по проверке делегированного законодательства). Некоторые постоянные комитеты теперь создаются и в Палате лордов. В Парламенте создаются партийные фракции (четыре фракции имеются даже в Палате лордов, но у них нет партийной дисциплины).

В конце 60-х гг. создана должность парламентского уполномоченного по делам администрации. Он проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти.

Палата лордов, в состав Палаты входят пожизненные пэры (титул присваивается монархом по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству), духовные лорды (архиепископы и епископы) англиканской церкви, «судебные лорды» или «лорды по апелляции» (11 пожизненно назначаемых монархом судей, кроме того, в состав судебного комитета Палаты лордов, который является высшей инстанцией по гражданским делам, входят лица, занимавшие в прошлом высшие судебные должности, всего судебных лордов в разное время бывает около 20).

Судебный комитет Палаты лордов — высшая судебная инстанция по гражданским делам. Он образует из своих членов судебные коллегии (5—7 человек), которые и рассматривают дела.

В Палате лордов председательствует лорд-канцлер, назначаемый Премьер-министром (формально — монархом). У него есть два заместителя. Кворум в палате — три лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

Хотя проект закона может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается Палатой общин и лишь затем передается в Палату лордов. Глава государства обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры.

Законопроект рассматривается в трех чтениях, в первом чтении клерк палаты обычно лишь зачитывает его заголовок (бывает и дискуссия), во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. Спикер вправе выбрать одну из трех предложенных поправок и поставить ее на голосование. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против.

Для принятия закона (акта) требуется большинство голосов общего числа членов палаты. Если проект принят, он передается в Палату лордов, где происходит аналогичная процедура. Палата лордов может внести поправки (тогда их обсуждает Палата общин), может отклонить билль. Вето Палаты лордов преодолевается Палатой общин на другой сессии простым большинством голосов. Поскольку происходит одна сессия в год, это значит, что Палата лордов может задержать законопроект на год.

Парламент Франции.

Парламент состоит из двух палат:

1. Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 — от заморских территорий)

2. Сената (321 член).

С 1995 г. члены Парламента имеют ограниченный депутатский иммунитет: к ним могут применяться арест и другие формы лишения свободы в случае совершения ими уголовного преступления, они могут быть задержаны на месте преступления. Совмещение депутатского мандата с государственными должностями невозможно.

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты, вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами). Председатели палат назначают по три члена в Конституционный совет, председатель нижней палаты председательствует в конгрессе Парламента при утверждении поправок к Конституции, а председатель верхней палаты исполняет функции Президента республики в случае вакантности поста.

С председателями палат должен консультироваться Президент в случае введения чрезвычайного положения. Как и в других парламентах, в палатах французского Парламента существуют постоянные комиссии (комитеты), во Франции их только шесть. Они предварительно обсуждают законопроекты. Наряду с постоянными образуются специальные комиссии. Бывают временные объединенные специальные комиссии палат, создаваемые по требованию правительства для изучения конкретного проекта закона.

Внутренняя структура Сената аналогична структуре Национального собрания. Сенаторов приблизительно вдвое меньше, чем членов нижней палаты, и избираются они на более длительный срок (не на пять, а на девять лет). Сессия Парламента во Франции — одна в год, длится девять месяцев. В это время должно быть проведено 120 пленарных заседаний (возможны дополнительные заседания, но они созываются только правительством).

Полномочия Парламента. Как и другие парламенты, французский Парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия законов. Французский Парламент по Конституции — это Парламент с ограниченной компетенцией. В Конституции содержится перечень вопросов, по которым Парламент может принимать законы. По некоторым вопросам он издает законы-рамки, т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регламентацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, организация национальной обороны и т.д.).

Право Парламента издавать законы ограничивается также полномочиями Президента, который может выносить законопроекты на референдум, минуя Парламент.

Принятие обыкновенных законов проходит несколько стадий. Правительственный законопроект представляется в бюро любой палаты, законодательное предложение депутата и сенатора — только в бюро его палаты. Бюро передает законодательное предложение депутата или законопроект правительства в постоянную или специальную комиссию. Полномочия комиссий ограниченны: они могут поддержать или отклонить законопроект, но не могут заменить их своими. После этого проект проходит три чтения: общую дискуссию, постатейное обсуждение, голосование в целом. Возможно четвертое и пятое чтения, если законопроект возвращается из другой палаты непринятым

Преодолеть сопротивление верхней палаты можно, если этого желает правительство: оно может потребовать от Парламента создать смешанную паритетную комиссию, и вносимые комиссией поправки в законопроект должны быть согласованы с правительством. Если комиссии не удается подготовить согласованный текст или ее текст не принимается обеими палатами Парламента, правительство может потребовать от нижней палаты принять окончательное решение.

Более того, правительство может поставить Парламент в такую ситуацию, когда закон считается принятым им без голосования. Для этого правительство ставит вопрос о доверии в связи с требованием принять конкретный закон. Он считается принятым, если оппозиция не сумеет в течение 24 ч внести резолюцию порицания правительству и в течение 48 ч обеспечить ее принятие, что, как говорилось, практически крайне затруднительно. По органическим законам, касающимся верхней палаты, преодолеть ее вето невозможно, так как эти законы могут быть приняты только обеими палатами.

Парламент ФРГ.

Парламент Федеративной Республики Германии представляет собой двухпалатную систему:

1. верхняя палата – Бундесрат;

2. нижняя палата – Бундестаг.

Бундестаг формируется из представителей граждан всех уровней, проживающих на территории Германии. Бундестаг (672 депутата в 1999 г.) избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность. Депутаты обладают иммунитетом. Иммунитет депутата ограничен. Предусмотрено денежное вознаграждение депутата.

Руководит председатель, ему помогают избранные палатой заместители. Председатель и заместители образуют президиум палаты. Секретари Бундестага ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.

В Бундестаге создаются партийные фракции. Их руководство участвует в формировании органов Бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комитетов и определении их председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя фракций пропорционально их численности образуют совет старейшин. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии – следственные, ревизионные и др.

К полномочиям Бундестага относятся:

1. избрание федерального Канцлера;

2. избирание федерального президента, федеральных судей;

3. избирание уполномоченного по делам обороны.

Бундесрат является представительством всех субъектов Федеративной Республики. Бундесрат формируется из членов Правительств федеральных земель Германии.

Бундесрат (68 членов) является представительством земель, его члены назначаются правительствами земель и отзываются ими. Срока полномочий Конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно.

К полномочиям Бундесрата относятся:

1. избрание федерального Президента, главы государства;

2. принятие законов, внесение изменений и поправок в действующее законодательство;

3. надзор и контроль над деятельностью нижестоящих организаций и их законной деятельностью.

Парламент Японии.

Парламент Японии — высший орган государственной власти Японии и единственный в государстве законодательный орган. Делится на две палаты, нижняя палата — Палата представителей и верхняя — Палата советников Японии. Обе палаты избираются на всеобщих выборах, методом параллельного голосования. В дополнение к принятию законов парламент формально несет ответственность за выборы премьер-министра.

Палаты парламента избираются методом параллельного голосования. Это означает, что вакантные места в парламенте делятся на две группы, которые избираются разными методами. Основные различия между палатами — это размеры и методы выборов. Избирателя просят отдать два голоса: первый за определённого кандидата от избирательного округа, второй за определённую партию. Любой гражданин Японии, достигший 20 лет (возраст совершеннолетия в Японии) может участвовать в выборах.

Палата представителей: состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Возрастной ценз — 25 лет. 300 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе от избирательных округов. 180 депутатов избираются по партийным спискам методом пропорционального представительства.

Палата советников: состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Возрастной ценз — 30 лет. 146 депутатов избираются по системе единственного непередаваемого голосования. 98 депутатов избираются от общенациональных округов по партийным спискам посредством пропорционального представительства

Конституция Японии не уточняет число членов каждой палаты, избирательную систему, или необходимую квалификацию тех, кто может избираться в парламент, что позволило определять всё это через законы. Единственное что чётко определяет конституция, это то, что избирательные законы не должны быть дискриминационными по расе, вероисповеданию, полу, социальному статусу, семейному происхождению, образованию, имущественному положению или доходам.

Обычно выборы членов парламента регулируется уставом, принятым парламентом. Поскольку Либерально-демократическая партия, — партия, которая управляла Японией на протяжении практически всей послевоенной истории, — получает большую часть своей поддержки в сельских регионах, сельские регионы имеют большее представительство в парламенте, чем городские регионы.

Парламент Индии.

Парламент Индии (или Сансад) — высший федеральный орган законодательной власти в Индии. Включает в свою структуру Президента Индии и две палаты: нижнюю палату, называемую Лок Сабха, и верхнюю палату, именуемую Раджья Сабха.

Законодательные акты принимаются путём утверждения законопроекта обеими палатами и последующего одобрения его Президентом. Центральный зал заседаний парламента традиционно используется для совместных заседаний нижней и верхней палат.

Нижней палатой парламента является Лок Сабха (Народная палата). Её члены избираются прямым всеобщим тайным голосованием на основе мажоритарной системы. Это наиболее влиятельная из двух палат, превосходящая верхнюю по своему значению и объёму полномочий. Максимальный установленный конституцией страны размер Лок Сабхи — 552 депутата (до 530 от штатов, до 20 от союзных территорий, и ещё два могут быть назначены президентом для представления интересов индийцев британского происхождения).

Лок Сабха избирается сроком на 5 лет, однако, если в стране было объявлено чрезвычайное положение, её полномочия могут быть продлены ещё на год. Президент Индии вправе распустить палату раньше срока в случае, если ни одна из партий не сможет сформировать большинство или создать коалицию. Для избрания в члены Лок Сабхи кандидату необходимо иметь гражданство Индии и возраст не менее 25 лет, психически здоровый, не являющийся банкротом и не состоящий под уголовным преследованием.

Представители штатов и союзных территорий избираются гражданами Индии на основе всеобщего избирательного права. Каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от пола, расы, принадлежности к той или иной касте, религиозных убеждений, и не лишённый прав иным образом, имеет право голоса на выборах.

Верхней палатой парламента является Раджья Сабха (Совет штатов). Его члены избираются косвенным путём членами законодательных органов субъектов федерации — штатов и союзных территорий Индии.

Раджья Сабха включает всего 250 членов. Палата не может быть распущена, а избрание её членов осуществляется по заранее определённому ротационному графику. Каждый член палаты выбирается на шестилетний срок, новые выборы проводятся для одной трети состава палаты каждые 2 года.

Структура:

12 членов назначаются Президентом из числа людей, имеющих специальные знания или опыт в литературе, науке, искусстве или социальной работе.

Представители штатов избираются членами законодательных собраний штатов в соответствии с пропорциональным представительством посредством системы единственного передаваемого голоса.

Представители союзных территорий избираются косвенным путём членами коллегии выборщиков данной территории также по пропорциональной системе.

Раджья Сабха была задумана для сохранения федеративной системы страны. Число членов палаты от каждого штата зависит от численности населения. Минимальный возраст претендентов на место в верхней палате установлен в 30 лет.

Автономия в КНР.

В Китае применяется прежде всего административная форма национально-территориальной автономии в условиях унитарного государства. Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать три вида автономных образований:

ü автономные районы — наиболее крупная единица,

ü автономные округа — среднее звено,

ü автономные уезды (таков традиционный перевод на русский язык китайских названий).

В Китае существуют пять автономных районов, 30 автономных округов и 121 автономный уезд. Автономные районы приравнены к провинциям, остальные входят в состав провинций или других административно-территориальных единиц.

В соответствии с законодательством Китая национальная автономия характеризуется как неотъемлемая часть унитарного государства, органы автономных образований выполняют обычные функции органов государственной власти и управления, но вместе с тем являются органами самоуправления населения данной территории. Они обязаны, в частности, сохранять единство страны.

Основы правового статуса автономных образований регулируются особым разделом Конституции КНР, а более детально — специальным законом об автономных национальных образованиях. Кроме того, автономные образования принимают свои Положения об автономии, которые подлежат утверждению вышестоящими органами (Положение об автономном районе утверждается Постоянным комитетом ВСНП, остальные Положения — соответствующими постоянными комитетами местных представительств тех административно-территориальных единиц, в состав которых входит данная автономия). Все Положения об автономии после их утверждения должны быть представлены для контроля Постоянному комитету ВСНП.

Помимо общих функций местных органов государственной власти и управления Конституция наделяет органы автономных образований еще и дополнительными полномочиями. Она устанавливает, что органы автономных образований на основе государственных планов самостоятельно, с учетом местных условий ведут экономическое строительство, упорядочивают систему общественных отношений, обеспечивают рациональное использование природных богатств и охрану природы, пользуются преимуществами при разработке местных природных ресурсов. Органы самоуправления самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами, причем Государственный совет устанавливает для них преимущества при финансировании поступлений и расходов. Если акты вышестоящих государственных органов не соответствуют местным условиям, органы самоуправления автономий могут изменять или отменять их, но с разрешения вышестоящих государственных органов. Органы самоуправления автономий ведают делами образования, науки, культуры, имеют право внешнеэкономической деятельности.

В судопроизводстве используется местный язык, он употребляется в школах, издаются газеты на местных языках. В связи с принципом преимущественного развития национальных меньшинств в Китае проводится так называемая коренизация кадров в автономиях: законодательство предоставляет определенные преимущества для занятия государственных должностей лицам местных национальностей, а также лицам, проживающим в автономных районах, хорошо знающим язык и быт местного населения.

Специфической формой автономии являются «особые районы» Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао). В них существуют временные законодательные советы, избираемые населением, но утверждаемые китайским правительством, а также назначаемые губернаторы. Наряду с автономными образованиями в Китае существуют также так называемые национальные волости (более тысячи), не являющиеся формой автономии. Они не пользуются дополнительными полномочиями автономных образований. Это районы расселения сравнительно мелких народностей, но в управлении ими учитываются обычаи и традиции местного населения.

Понятие и источники государственного права в зарубежных странах.

Конституционное право как отрасль права – это система норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.

Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления.

Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе страны. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях.

Конституционное право зарубежных стран это не особая отрасль права, поскольку свое конституционное право существует в каждой стране, а раздел единой науки конституционного права, комплексно и сравнительно изучающий конституционное право различных стран.

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция – основной закон. К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы), чрезвычайные (могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок);

2) внутригосударственные публично-правовые договоры;

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов;

4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей);

5) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

7) конституционный обычай – сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, где нет писаной конституции;

8) религиозные источники (особенно в монархических государствах) – в единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты.

На локальном уровне – в субъектах федерации, автономных образованиях - действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Автономной Республики Крым в Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Наши рекомендации