Организационные формы сотрудничества конституционных судов.
1. Новый этап в развитии судебного конституционного контроля
В течение последних десяти лет в мире резко увеличилось число конституционных судов. В Европе это связано, прежде всего, с крушением системы тоталитаризма в бывших социалистических странах. Создание конституционных судов в них, так же как и в Андорре, Южно-Африканской Республике, стало своего рода символом приверженности правовому государству, уважению прав и свобод человека.
По сути, в современных условиях, как правильно отмечал председатель Конституционного Суда Венгрии Л. Шольом на Х Конференции европейских конституционных судов, начался новый этап развития судебного конституционного контроля. В странах посттоталитарной системы конституционные суды призваны играть особую роль в решении специфических проблем переходного периода в строительстве демократии, правового государства, в обеспечении социальных, экономических и других прав и свобод человека. Речь идет о таких проблемах, как реабилитация репрессированных народов и лиц, осуществление права народов и наций на самоопределение, право национальных меньшинств на автономию, реституция собственности, доступ к информации о бывших агентах спецслужб и их отчетах, запрет бывшим функционерам компартий занимать государственные должности (законы о люстрации) и т.д.
Конституционные суды являются важным фактором стабильности в обществе и государстве. Острые политические проблемы в новых демократиях благодаря им могут и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на основе конституции, а не так, как в прошлом, когда политика доминировала над правом, конституцией, законом.
Как отмечалось на Х Конференции европейских конституционных судов, при всем различии государств "зрелой" и "молодой", "новой" демократии нельзя не видеть общих проблем, встающих перед всеми конституционным судами, возможности и необходимости взаимного обмена опытом, а не только восприятия "молодыми" конституционными судами опыта судов стран с прочно устоявшимися демократическими и правовыми традициями.
Конституционные суды третьего поколения могут опереться на опыт европейского конституционного судопроизводства, в том числе на опыт конституционных судов второго поколения, т.е. конституционных судов Германии, Италии, Испании, Португалии, Греции и др. В этом смысле для них "переходный период" становится намного короче. В принципе, новые конституционные суды могут за несколько лет пройти тот же путь развития, на который их предшественникам потребовались десятилетия.
Перед всеми конституционными судами стоит задача — повысить свою роль в конституционном обеспечении правового регулирования процессов европейской интеграции, развития технологий в обмене информацией, генной инженерии, сохранении благоприятной окружающей среды, в эффективной защите прав национальных и иных меньшинств, прав беженцев и вынужденных переселенцев в условиях межэтнических и иных конфликтов и т.д.
2. Организационные формы сотрудничества конституционных судов
Интеграции конституционных судов на недискриминационной основе служат различные формы их сотрудничества.
Конференция европейских конституционных судов. В 1972 году Конституционный Суд Югославии впервые пригласил председателей конституционных судов Австрии, Италии и ФРГ на конференцию для обмена опытом в осуществлении судебного конституционного контроля. В дальнейшем подобные встречи стали
регулярными и проводились каждые три года поочередно в каждой из стран при постоянном расширении круга участников. Всего в 1972—1996 гг. состоялось десять таких форумов, которые стали именоваться Конференциями европейских конституционных судов.
В настоящее время Конференция европейских конституционных судов представляет собой признанную организационную форму международного сотрудничества национальных органов судебного конституционного контроля, имеющую руководящий орган, различные статусы членства и определенные правила процедуры.
По общему соглашению существуют лишь формальные критерии приема конституционных судов в члены Конференции:
суд, подающий заявление о приеме, должен, во-первых, быть полностью независимым от законодательной и исполнительной власти, во-вторых, обладать полномочиями по нормоконтролю и отмене неконституционных положений, кроме того, он должен быть действующим, т.е. иметь соответствующую практику.
Руководящим органом Конференции, который решает вопросы членства и организационные вопросы, является совещание председателей конституционных судов и эквивалентных им органов, имеющих статус полноправных членов. В период между Конференциями координирующие функции выполняет председатель конституционного суда, который принимает следующую Конференцию.
В деятельности Конференции наряду с полноправными членами принимают участие конституционные суды, являющиеся ассоциированными членами, конституционные суды со статусом наблюдателей и различные международные организации — гости Конференции. Конференция следует неписаным правилам процедуры, устанавливаемым на совещаниях председателей конституционных судов.
Полноправными членами Конференции европейских конституционных судов в настоящее время являются конституционные суды или эквивалентные им органы конституционного контроля 17 европейских стран — Конституционный Суд Австрии, Конституционный Суд Андорры, Арбитражный Суд Бельгии, Конституционный Суд Венгрии, Федеральный Конституционный Суд Германии, Конституционный Суд Испании, Конституционный Суд Италии, Верховный Суд Кипра, Конституционный Трибунал Польши, Конституционный Трибунал Португалии, Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Румынии, Конституционный Суд Словении, Конституционный Суд
Турции, Конституционный Совет Франции, Конституционный Суд Хорватии, Федеральный Суд Швейцарии. Статус ассоциированных членов имеют конституционные суды 8 европейских стран — Конституционный Суд Республики Беларусь, Конституционный Суд Боснии и Герцеговины, Конституционный Суд Болгарии, Конституционный Суд Литвы, Конституционный Суд Македонии, Конституционный Суд Мальты, Конституционный Суд Словакии, Конституционный Суд Чехии.
5—8 мая 1996 года в Будапеште прошла Х Конференция европейских конституционных судов.
В Х Конференции европейских конституционных судов приняли участие делегации всех полноправных и ассоциированных членов во главе с председателями соответствующих судов и около двух десятков делегаций со статусом наблюдателей и гостей.
На рассмотрение Х Конференции были вынесены две основные темы:
"Свобода выражения мнений применительно к средствам массовой информации в судебной практике конституционных судов " и " Разделение властей в судебной практике конституционных судов". На пленарных заседаниях Конференции были заслушаны подготовленные Конституционным Судом Венгрии обобщающие доклады, состоялись выступления с национальными докладами и общая дискуссия. Конференция также заслушала и обсудила доклад Венецианской комиссии Совета Европы о ее деятельности и создании компьютерного банка данных по вопросам судебной практики конституционных судов.
Местом проведения в 1999 году XI Конференции европейских конституционных судов определена Польша.
Европейская комиссия за демократию через право. Значительную роль в сотрудничестве европейских конституционных судов играет Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия), созданная под эгидой Совета Европы в 1990 году. В работе Комиссии участвуют представители более 40 государств — членов Совета Европы в качестве полноправных членов, а также иных государств в качестве ассоциированных членов, наблюдателей и гостей.
Венецианская комиссия по своим уставным задачам является консультативным органом по конституционным вопросам. В своей деятельности она уделяет большое внимание судебному конституционному контролю.
Созданный ею Центр документации по конституционному правосудию издает Бюллетень практики конституционного правосудия в Европе и формирует соответствующую компьютерную базу данных.
Под патронажем Венецианской комиссии в рамках программы Совета Европы "Университеты демократии" (УниДем) про
водятся семинары, посвященные конституционному правосудию. Такие семинары были проведены в Румынии (Бухарест), Хорватии (Бриони), Армении (Ереван), Грузии (Тбилиси). Различные аспекты конституционного правосудия затрагивались в докладах и выступлениях участников других семинаров, посвященных проблемам демократии (Турция), конфедерализма (Греция), конституционным гарантиям средств массовой информации (Кипр), территориальной целостности, автономии и защите прав национальных меньшинств (Швейцария), конституционным основам рыночной экономики (Россия).
Иные формы сотрудничества конституционных судов. Сотрудничество конституционных судов осуществляется в форме реализации договоров об обменах делегациями на двусторонней основе, проведения совместных научно-практических конференций, симпозиумов, "круглых столов" и т.д.
Значительный вклад в развитие сотрудничества конституционных судов вносят общественные центры и фонды — фонд К. Аденауэра (ФРГ), "Центр за демократию" фонда семьи Ферча, Менторская группа (США, Гарвардский университет). В частности, Центр за демократию ежегодно проводит встречи председателей высших судебных инстанций ("Международная судебная конференция"). Фондом К. Аденауэра были организованы семинары по проблемам конституционного правосудия в ФРГ, Италии, России, Менторской группой — ряд встреч по обсуждению проблем конституционного правосудия в России. Материалы всех встреч и конференций публикуются в соответствующих изданиях.
Обмену опытом по проблемам судебного конституционного контроля способствуют сравнительно-правовые исследования. Такого рода исследования организуют и проводят Венецианская комиссия, ряд научных центров Германии, Франции, США и других стран.
На Х Конференции европейских конституционных судов отмечалась положительная работа группы по изучению конституционного судопроизводства, работающая в Эк-ан-Провансе (Франция) под руководством профессора Фаворо, которая на регулярной основе проводит коллоквиумы с участием конституционных судей, а также семинары в Йельском университете (США), в которых также принимают участие конституционные судьи.
Ведущими журналами, публикующими решения, обзоры решений конституционных судов и другие материалы, касающиеся их деятельности, являются: Human Rights Law Journal; East European Case Reporter of Constitutional Law; Journal of Constitutional Law in Eastern and Central Europe; East European
Constitutional Review; Revue universelle des droits de 1'homme;
Annuaire International de Justice Constitutionnelle; Bulletin on Constitutional Case-Law (издается также на французском языке), (Venice Commission); Europaishe Grundrechte Zeitschrift, Конституционное право: восточноевропейское обозрение.
Наднациональное сходство конституционной юрисдикции (естественно, при сохранении независимости национального конституционного судопроизводства) сплачивает конституционные суды гораздо сильнее, чем особенности и различия правовых систем в странах "зрелой" и "новой" демократии.
В современный период в условиях европейской и мировой интеграции конституционные суды решают общую, глобальную задачу формирования общего конституционного мировоззрения, общей конституционной культуры, не ограниченной национальными рамками и политическими программами, проблемы универсализации конституционного правосудия, создания своеобразной единой технологии методов и средств осуществления судебного конституционного контроля. Этому процессу все более способствуют и международные судебные органы — Международный Суд в Гааге, Суд Европейских Сообществ в Люксембурге, Европейская комиссия и Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, другие межрегиональные суды. Не исключено и создание в перспективе специальных судов по правам человека в Содружестве Независимых Государств и в других сообществах (странах Балтии, на Балканах).
Список основных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России (ст. 104, 109, 110, 115, 117, 119, 12110, 163-1651) //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст.1303; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 29. Ст.395;
1991. № 22. Ст.776; 1992. № 20. Ст. 1084; 1993. № 2. Ст.55.
Закон РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР" //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 20. Ст. 1017.
Постановление Съезда народных депутатов РСФСР "Об избрании судей Конституционного Суда РСФСР" //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1450.
Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 декабря 1991 года "Об обеспечении деятельности судей Конституционного Суда РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1757.
Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об описании и образце мантии для судей Конституционного Суда Российской Федерации" //Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 24. Ст.1311.
Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 1992 года "О присвоении высшего квалификационного класса судьям Конституционного Суда Российской Федерации" //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 5. Ст.258.
Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41. Ст.3921.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ст. 83, 93, 100, 102, 104, 125, 128).
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст.1447.
Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст.3921.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст.1.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1997. № 7. Ст.265.
Закон Российской Федерации от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17 сентября 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст.4472.
Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 года //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст.2399.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1996 года "О государственной охране" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст.2594.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Утвержден постановлением Государственной Думы от 25 марта 1994 года, с изменениями и дополнениями //Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 160; Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 17. Ст. 1970.
Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утвержден постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 года, с изменениями и дополнениями //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст.655.
Постановление Совета Федерации от 25 октября 1994 года "О порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 28. Ст. 2930.
Указ Президента Российской Федерации "О присвоении высшего квалификационного класса судьям Конституционного Суда Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.
№ 10. Ст.867.
Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 года "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1635.
Указ Президента Российской Федерации от 5 июля 1995 года "Об утверждении Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28.
Ст. 2641.
Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст.3668.
Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1995 года "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.
№ 38. Ст.3670.
Распоряжение Президента Российской Федерации об информационных системах Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 1993 года //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст.2223.
Постановление Правительства -Российской Федерации от 27 апреля
1995 года "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке" с изменениями и дополнениями от 6 марта 1996 года //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст.1685; 1996. № 12. Ст.1127.
Постановление Правительства Российской Федерации от б марта
1996 года "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением судьям Конституционного Суда Российской Федерации и сотрудникам его аппарата 50-процентной скидки при оплате жилой площади, коммунальных и иных услуг" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1126.
Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. Принят на пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации 1 марта 1995 года.
Литература'
1. Аметистов Э. Защита социальных прав человека в Конституционном Суде Российской Федерации: первые итоги и дальнейшие перспективы //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 4. С.13—33.
2. Баишев Ж. Судебная защита конституций. — Алма-Ата: 1994.
3. Белкин А.А. Комментарии к решениям Конституционного Суда Российской Федерации. 1992—1993. — Спб.: 1994.
4. Белкин А.А. Конституционная охрана. Три направления российской идеологии и практики. — Спб.: 1995.
5. Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ //Советское государство и право. 1989. № 1. С. 102—108.
6. Бланкенагель А. "Детство, отрочество, юность" российского Конституционного Суда.— М.: 1996. 122с.
7. Боботов С.В. Конституционный контроль в буржуазных странах: доктрина и практика //Советское государство и право. 1989.№З.С.115-120.
8. Боботов С. В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). — М.: 1994.
9. Боботов С.В. Правосудие во Франции. — М.: 1994.
10. Боброва ff.A., Насырова Т.Я. Высшая юридическая сила конституционных норм. Конституционный контроль и надзор //Политико-правовые средства обеспечения перестройки.— Казань: 1990. С.68-69.
11. Ведерников Н. Конституционный Суд и правовая защита конституционного строя //Конституционный вестник. 1991. № 8.
12. ВенгеровА-Б. Конституционный контроль в СССР //Правоведение. 1970. № 3. С.32-42.
13. Витрук ff.B. Вступительная статья //Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Комментарий. — М.: 1996. С.3—19.
14. Витрук ff.B. Конституционное правосудие (Судебное конституционное право и процесс) //Право и жизнь. 19%. № 10. С. 133— 141.
' Опубликованной на русском языке.
15. Витрук ff.B. Конституционный Суд Российской Фе пвУ на защите основных (конституционных) прав и свой^*^111*^
дан //Права человека и правоохранительная леятр4^"^" - Волгоград: 1995. С.8-14. Деятельность.
16. Витрук Н. Законодательные полномочия конституционны* судов //Конституционный контроль и Демократическиепоо-цессы в новых независимых государствах. Сборникматеоиа-лов международного семинара (Ереван. 16—18nirrofma1996г.). - Ереван: 1996. С.235-243."«ч-яоря
17. Гаджиев Г.А., Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации: становление и проблемы //Государство и право. 1993.№ 7.
18. Гаджиев Г.А. Конституционный Суд в российской государственности //Этнополитический вестник. 1994. № 1. С.89—102.
19. Галмаи Г. Опыт конституционного правосудия в Венгрии (итоги двух лет) //Государство и право. 1993. № 9. С.63—73.
20. Дябло В.К. Судебная охрана конституций в буржуазных государствах и в СССР. — М.: 1928.
21. Еременко Ю.П. Контроль за конституционностью законов в СССР //Труды Высшей следственной школы МВДСССР.Вып.1. — Волгоград.: 1969.
22. Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. — М.: 1992.
23. Защита прав человека в современном мире. — М.: 1993.
24. Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Конституционный контроль и охрана конституционной законности в социалистических странах //Советское государство и право. 1969. № 9. С.40—48.
25. Керимов Д.А., Экимов А.И. Конституционный надзор вСССР//Советское государство и право. 1990. № 9. С.3—13.
26. Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах. Обзорная информация. Вып.2. — М.: 1990.
27. Конституции государств Восточной Европы. — М.: 1996.
28. Крутоголов М.А. Конституционный совет Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. — М.: Наука, 1993.
29. Кряжков В. Конституционный контроль в Российской Федерации //Российская Федерация. 1994. № 10. С. 18—20.
30. Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии //Государство и право. 1995. № 5. C.I 17—127.
31. Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы (международный научный семинар) //Государство и право. 1994. № 1. С.132-138.
32. Кузнецов ff.ff. Контроль за конституционностью актов высших органов власти и управления в социалистических странах Европы //Ученые записки ВНИИСЗ. Вып.29. - М.: 1973. С.91-117.
33. Конституционный контроль и демократические процессы в новых независимых государствах. Сборник материалов международного семинара (Ереван. 16—18 октября 1996г.). — Ереван:
1996.
34. Лучин В. Испытание федерализмом. Роль Конституционного Суда в упрочении российской государственности //Российская Федерация. 1994. № 16. С;30—34.
35. Лазарев В. В. Комитет Конституционного надзора СССР (подводя итоги) //Государство и право. 1992. № 5. С.26—32.
36. Лазарев В. В. Конституционный суд Австрии //Государство и право. 1993. № 9. С.51-62.
37. Лазарев Л. Гражданин и Конституционный Суд //Российская Федерация. 1995. № 18. С.55—57.
38. Лазарев Л. В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации //Государство и право. 1996. № 6. С.3—11.
39. Маклаков В.В. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах. — М.: 1988.
40. Маклаков В.В. Конституционный контроль (надзор) и конституционная юстиция //Конституционное (государственное) право зарубежных стран в 4-х томах. — М.: 1996. —Т.2. — С.321-344.
41. Морщакова Т.Г. Несколько замечаний., касающихся процессуальной стороны деятельности Конституционного Суда //Конституционный вестник. 1991. № 6. С.49—53.
42. Неновски И., Жабинска М. Конституционный суд Болгарии //Государство и право. 1993. № 9. С.74—79.
43. Никифорова М.А. Институт конституционного контроля //Современное буржуазное государственное право: критические очерки. — М.: 1987. — Т.2.
44. Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. — М.: 1968.
45. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Правовая защита конституций. — Ростов-на-Дону: 1992.
46. Овсепян Ж.И. Акты органов судебного (квазисудебного) конституционного контроля. (На материалах Австрии, Италии, Испании, Франции, ФРГ) //Государство и право. 1994. № 4. C.I 14—123.
47. Овсепян Ж.И. Конституционный Суд России: реформа правового статуса //США: экономика, политика, идеология. 1995. № 8. С.96-103; № 9. С.74-82.
48. Овсепян Ж.И. Субъекты права на обращение в kohcthtvi
онный Суд Российской Федерации //Российская юсти»1"' 1996. № 1. С.10-12. стация.
49. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации. (Сравнительный анализ) //Государство и право. 1996. № 1. С.32-42.
50. Олтеану О.М. Роль и место Конституционного Суда Румынии в процессе становления правового государства //Государство и право. 1995. № 6. С.95—100.
51. Орзих М.Ф., Черкес М.Е., Васильев А.С. Правовая охрана конституции в социалистическом государстве //Советское государство и право. 1988. № 6.
52. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности (научно-практический семинар) //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 4. С.34—45.
53. Пастухов М.И. Конституционный суд Республики Беларусь:
на пути становления //Государство и право. 1995. № 8 С.74-81.
54. Пашин С. Портрет Конституционного Суда: Россия //Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993 № 2 С. 28-35.
55. Правовая охрана Конституции. Сборник обзоров. — М.: 1991.
56. Руйе К. Швейцарский Федеральный суд и надзор за конституционностью законов //Государство и право. 1995. № 12. С.84-94.
57. Собакин В. Модели конституционного судопроизводства //Российская Федерация. 1994. № 6. С.58—63.
58. Соколов А. Конституционная жалоба в ФРГ. Мифы или реальность //Российская юстиция. 1994. № 3. С.41.
59. Туманов А.А. Конституционный Суд Российской Федерации //Государство и право. 1995. № 9. С.3—8.
60. Туманов ВА. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов //Советское государство и право. 1988. № 3. С. 10—19.
61. Тиунов О.И. Новый Закон о Конституционном Суде Российской Федерации //Российский юридический журнал. 1995. № 1. С.21—33.
62. Топорнин Б.Н. Конституционный контроль: идеи и проблемы реализации //Теория права: новые идеи. Вып.1. — М.: 1991. С.39—49.
63. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации. Комментарий. — М.: "Юридическая литература", 1996.
64. Филиппов В. Из опыта работы Конституционного суда Республики Саха (Якутия) //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 1. С.48—52.
65. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1995.
66. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации //Государство и право. 1996. № 10. С.15—24.
67. Шварц Г. Конституционные суды в общем и в частности //Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993. № 2. С.24-28.
68. Шейнин X. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти //Российская юстиция. 1995. № 3. С. 19-21.
69. Штайнбергер Г. Модели конституционной юрисдикции. Европейская Комиссия за демократию через право. — Страсбург: Изд-во Совета Европы, 1994.
70. Шулъженко Ю.Л. Комитет конституционного надзора — специализированный орган по правовой охране Основного Закона СССР //Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. — М.: 1990. С. 34—35.
71. Шулъженко Ю.Л. Каким должен быть специализированный орган по правовой защите Конституции РСФСР // Конституционный вестник. 1991. № 6. С.42—43.
72. Шулъженко Ю.Л. Парламент и специализированный орган конституционного контроля и надзора //Разделение властей и парламентаризм. — М.: 1992. С. 110—126.
73. Шулъженко ЮЛ. Конституционный Суд России // Конституционный строй России. Вып.1. — М.: 1992. С.91—92.
74. Шульженко ЮЛ. Конституционный контроль в России. — М.: 1995.
75. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации //Государство и право. 1995. № 7. С.3—10.
76. Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2—3. С.80—94.
77. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. — М.: 1997.
78. Юдин Ю.А. Судебный конституционный контроль в развивающихся странах //Государство и право. 1993. № 9. С.79—89.
Содержание
Вместо введения 5
Вводная тема.Правовое государство и судебная власть 7
1. Развитие идей правового государства 7
2. Судебная власть в правовом государстве 11
3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы 11
4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина 16
5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной
Европы в общеевропейском правовом пространстве 19 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 20
Общая часть 21