Полномочие Конституционного Суда.

Право на обращение и допустимость запроса.

Пределы проверки.

Заключение и его юридические последствия.

1. Полномочие Конституционного Суда

В соответствии со статьей 125 (часть 7) Конституции Россий­ской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдви­жения обвинения Президента Российской Федерации в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

На основании статьи 93 Конституции Российской Федера­ции возбуждение процедуры импичмента Президента принадле­жит Государственной Думе. Она должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение Государственной Думы о вы­движении обвинения должно быть принято двумя третями голо­сов от общего числа депутатов по инициативе одной трети депу­татов и при наличии заключения специальной комиссии, обра­зованной Государственной Думой.

Обвинение, выдвинутое Государственной Думой, должно быть подтверждено заключением Верховного Суда Российской

Федерации о наличии в действиях Президента Российской Фе­дерации признаков преступления. Заключением Конституцион­ного Суда Российской Федерации должно быть подтверждено соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

И лишь после положительного заключения Конституцион­ного Суда Совет Федерации решает вопрос об отрешении Пре­зидента Российской Федерации от должности. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвине­ние против Президента считается отклоненным.

2. Право на обращение и допустимость запроса

Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении ус­тановленного порядка выдвижения обвинения Президента Рос­сийской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации Советом Федерации.

Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдви­жения обвинения Президента Российской Федерации в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации при­знаков соответствующего преступления.

Запрос о даче заключения о соблюдении установленного по­рядка выдвижения обвинения Президента Российской Федера­ции в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагает­ся текст решения Государственной Думы о выдвижении обвине­ния, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Вер­ховного Суда Российской Федерации.

В главе 22 Регламента Государственной Думы предусмотрено, что до принятия решения о выдвижении обвинения против Пре-

зидента Государственная Дума заслушивает заключение Верхов­ного Суда Российской Федерации. Принятое Государственной Думой решение оформляется постановлением и направляется в Совет Федерации вместе с заключением специальной комиссии, образованной Государственной думой для оценки обоснованно­сти обвинения против Президента, стенограммой заседания и заключением Верховного Суда Российской Федерации.

3. Пределы проверки

Конституционный Суд проверяет не сущность и содержание предъявленного Президенту обвинения, не характер совершенного им правонарушения, а лишь соблюдение, самой процедуры выдви­жения обвинения Президента Российской Федерации в государст­венной измене или совершении иного тяжкого преступления.

4. Заключение

и его юридические последствия

В соответствии с частью второй статьи 109 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Россий­ской Федерации" заключение должно быть дано Конституцион­ным Судом не позднее десяти дней после регистрации запроса.

Такой срок принятия и рассмотрения запроса Совета Феде­рации обусловлен тем, что в соответствии со статьей 93 (часть 3) Конституции Российской Федерации решение Совета Федера­ции об отрешении от должности должно быть принято не позд­нее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государствен­ной Думой обвинения против Президента.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Рос­сийской Федерации дает одно из следующих заключений:

1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обви­нения;

2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения об­винения.

В случае принятия Конституционным Судом решения о несо­блюдении установленного порядка выдвижения обвинения Прези­дента Российской Федерации в государственной измене или совер­шении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституци­ей Российской Федерации рассмотрение обвинения прекращается.

В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 21 Закона о Конституционном Суде заключение выносится только в пленар­ном заседании. Оно (как и всякое другое решение) излагается в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия. При проверке порядка выдвижения обвинения Президента Конституционный Суд наряду с Конституцией Рос­сийской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" руковод­ствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательст­вом Российской Федерации, Регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Заключение Конституционного Суда вступает в силу немед­ленно после его оглашения в Конституционном Суде.

В соответствии со статьей 175 Регламента Совета Федерации Председатель Конституционного Суда оглашает заключение Конституционного Суда на заседании Совета Федерации. Какое-либо комментирование заключения Конституционного Суда Председателем Суда, а также'ответы на вопросы, затрагивающие содержание заключения, его обсуждение на закрытом совеща­нии Конституционного Суда, не допускаются.

При положительном заключении Конституционного Суда процедура импичмента в Совете Федерации продолжается.

При вынесении заключения Конституционного Суда о несо­блюдении установленного порядка выдвижения обвинения рас­смотрение обвинения прекращается.

Рассмотрение дела

о даче заключения

о соблюдении требований,

предусмотренных Конституцией

Российской Федерации,

до назначения Президентом

Российской Федерации

референдума Российской

Федерации

Наши рекомендации