Местное самоуправление и его органы.

МСУ является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конст РФ. МСУ гарантировано Европейской хартией местного самоуправления 1985 года, в которой закреплено, что принцип МСУ д/б признан во внутреннем законодательстве страны, и там, где это практически целесообразно, в конституции гос-ва. Правовую основу МСУ составляют:

-Европейская хартия местного самоуправления;

-Конституция РФ;

-общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

-ФКЗ;

-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», др фз, издаваемые в соответствии с фз иные нпа РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нпа фоив);

-конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

-уставы муниципальных образований;

-решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;

-иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с Конст РФ МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конст РФ и ФЗ осуществляется населением и (или) органами МСУ самостоятельно.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

ФЗ допускает наделение органов МСУ отдельными гос-ми полномочиями РФ и субъектов РФ с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам гос-ой власти, а также осуществление ОМСУ гос-ых полномочий, не переданных ОМСУ.

В соответствии с Конст РФ Мсу осущ-ся гражданами путём референдума, выборов, др форм прямого волеизъявления, через выборные и др ОМСУ.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

местный референдум;

муниципальные выборы;

голосование по отзыву депутатов;

голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;

сход граждан и другие формы.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

правотворческая инициатива граждан;

территориальное общественное самоуправление;

публичные слушания;

собрание граждан;

конференция граждан (собрание делегатов);

опрос граждан;

обращения граждан в органы местного самоуправления;

наказы избирателей и другие формы.

МСУ осуществляется на всей территории РФ. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В РФ существуют 7 видов МО, которые функционируют на двух уровнях:

-муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений;

-сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов;

-городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа;

-городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района;

-внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербург или Севастополя).

-городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта РФ образованы внутригородские районы как внутригородские МО;

-внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ.

Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен ФЗ.

ОМСУ не входят в систему органов гос-ой власти. В структуру ОМСУ, устанавливаемую уставом МО, входят следующие органы и должностные лица МСУ:

-представительный орган муниципального образования;

-глава муниципального образования;

-местная администрация;

-контрольный орган муниципального образования и иные органы местного самоуправления.

В соответствии с фз существуют следующие основные варианты структуры омсу:

-представительный орган избирается населением, глава мо избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;

-представительный орган избирается населением, глава мо избирается населением и возглавляет местную администрацию;

-представительный орган избирается населением, глава мо избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

Экономическую основу мсу составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права мо. ОМСУ от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с ГК ОМСУ вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

-средства самообложения граждан;

-доходы от местных налогов и сборов;

-доходы от региональных налогов и сборов;

-доходы от федеральных налогов и сборов;

-безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

-доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности и др.

Наши рекомендации