Понятие и виды социальных норм. Соотношение норм права и морали.
Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. (Призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп).
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права – это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.
Кроме указанных, среди социальных норм различают:
-религиозные нормы;
-политические нормы; это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением гос-й власти, способом организации и деятельности гос-ва.
-эстетические нормы;
-организационные нормы;
-нормы культуры и др.
Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента:
1) единство, 2) различие, 3) взаимодействие, 4) противоречие.
1. Единство права и морали выражается в следующих чертах:
• разновидности социальных норм, т. е. у них одна и та же нормативная основа;
• преследуют одни и те же цели и задачи: социализация общества;
• имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения; требования права и морали к общественным отношениям совпадают. Однако право и мораль регулируют общественные отношения в различном объеме;
• определяют границы должных и возможных поступков субъектов общественных отношений;
• и право, и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Вообще, право — это возведенная в закон мораль.!!!!!!!!!!!!!!!
2. Различие права и морали состоит в следующих характеристиках: УСТН-ПИСЬМ,СПЛАН-СПОНТ,ОБЯЗ-НЕОБЯЗ,ЮР ОТВ-НЕТ ЮР ОТВ.
• различные способы установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, отменяются, изменяются либо дополняются только гос-м, т. к. право выражает гос-ю волю общества. Нормы морали в свою очередь возникают и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. При этом мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;
• у права и морали различные методы их обеспечения. За правовыми нормами стоит аппарат гос-го принуждения, потенциального и возможного. При этом юрид-е нормы, закрепленные в законах, носят общеобязательный характер. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных гос-х органов;
• различные формы внешнего выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в юрид-х актах государства, они группируются, систематизируются. Нравственные нормы в свою очередь не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей;
• различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;
• различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Противоправные действия влекут за собой юрид-ю ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия;
3.Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль и наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных ("не убий", "не укради" и т.п.).
В процессе упорядочения общественных отношений право и мораль поддерживают друг друга. Далеко не случайно Гераклит в свое время сказал, что "законы обязаны своей силой нравам", ибо моральные требования, воздействуя на сознание людей, создают благоприятный фон для реализации юридических предписаний.
В свою очередь, право закрепляет и защищает моральные ценности. Оно может, например, обеспечивать компенсацию морального вреда. В частности, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, "если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
4. Вместе с тем возможны и противоречия между рассматриваемыми категориями, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали.
Если право расходится с нравственностью в оценке тех или иных явлений, то это, как правило, не упрочивает его позиций в обществе, не усиливает влияния на сознание людей, а как раз наоборот.
Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).
При свидетельстве близких родственников, например, приходили в конфликт между собой две обязанности (два ограничения): с одной стороны, правовая, требующая говорить правду (в УК была установлена уголовная ответственность за дачу ложных показаний и за уклонение от дачи показаний); с другой - нравственная, требующая не наносить вреда своему ближнему. Подобная коллизия ведет либо к нравственным потрясениям (распад семьи, разрыв родственных отношений и т.п.), либо к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний). В любом случае человек, общество и государство в конечном счете не заинтересованы в таких альтернативах.
Вот почему в ст. 51 Конст РФ установлено, что "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Данное положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными и укрепляет тем самым нравственные основы права.