Современные формы правления: понятие и виды.
Форма правления — структура и порядок образования верховных органов государства, а также порядок осуществления их полномочий.
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от волеизъявления населения.
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета гос-ва является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (дуалистические/конституционными (парламентарная)), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.). Дуалистическая – одновременно присутствует еще один орг – представительный орган осущ законодательные и контр функции. Конституционная – власть монарха огр во всех сферах гос власти, правление основано на принципах разделении властей, исп-я власть – реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом. Правительство формируется из представителей партии победившей на выборах. Законы принимаются парламентом, а монарх их подписывает, монарх – право вета не имеет)
Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Народ – как источник власти. Выбирает и ОМСУ. Есть полит-я и юр отв-ть за то как они управляют страной. Использование институтов демократии (непосредственное уч народа в жизни гос-ва, уч в референдуме, прямых выборах и т.д.)
Признаки республики: 1) выборность власти; 2) ограниченность срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль;
в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент;
в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.