Реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм означает прак­тическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, то есть проведе­ние в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений. Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, то есть в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны два основных варианта реализации административ­но-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добав­ляются соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовых норм — точное следо­вание участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм уни­версален, так как его субъектами являются любые участники уп-

равленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавли­ваемого ими правового режима в сфере государственного управле­ния. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспе­чения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

В отличие от исполнения применение административно-право­вых норм является прерогативой соответствующих субъектов ис­полнительной власти. Оно практически выражается в издании пол­номочным органом (должностным лицом) индивидуальных юриди­ческих актов, основанных на требованиях материальных либо про­цессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкрет­ным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация обществен­ного объединения и т. п.). Административно-правовая норма реали­зуется не в результате исполнения той или иной стороной управ­ленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т. п.), а путем официального юри­дически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государствен­ного управления (должностных лиц). Правоприменение — обобщен­ная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке в случаях, спе­циально предусмотренных действующим российским законодатель­ством, возлагается также на суды (судей), в частности, при нало­жении административных взысканий и т. д.

Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касает­ся соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реали­зации, связанного с реакцией участников управленческих отноше­ний на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно яв­ляется конкретным выражением их исполнения. Соблюдение — ос­нова реализации административно-правовых норм в любом из на­званных ранее способов; это — наиболее общая категория, харак­теризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственно­го управления, а не их частное проявление.

Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, име­ющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения доз­волительных административно-правовых норм.

Самостоятельное значение имеет вопрос о действии админи­стративно-правовых норм, то есть об их юридической силе.

Административно-правовые нормы имеют определенные про­странственные и временные границы, а также могут иметь силу в


46 Раздел I. Административное право в правовой системе РФ

отношении различного круга лиц. При проведении видовой класси­фикации этих норм условия действия их в пространстве и по кру­гу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предпола­гает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нор­мы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возмо­жен их "выход" и за государственные границы РФ. Это имеет мес­то тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граж­дан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административ­но-правовые нормы действуют на территории нескольких госу­дарств в соответствии с двухсторонними или многосторонними со­глашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — чле­нами Союза Независимых Государств (СНГ).

В пределах РФ административно-правовые нормы распрост­раняются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. Воз­можно также установление определенных сроков их действия.

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они со­держатся (например, постановлений Правительства РФ), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в РФ практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нор­мы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм за­конодательными или иными органами РФ.

Принципиальное значение для действия административно-пра­вовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции РФ 1993 г.: любые нормативные акты, зат­рагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т. е. действовать), если они не опубликова­ны официально для всеобщего сведения (ст. 15).

Наши рекомендации