Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

5. Уполномоченный по правам человека. Этот орган го­сударственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 12 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.

6. Академии наук. В соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической поли­тике" от 23 августа 1996 г. (в ред. ФЗ от 04 декабря 2006 г.) Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская акаде­мия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) имеют государственный статус, учреждаются, реорганизуются и ликвидируются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета. Эти академии наделяются правом управления своей деятельнос­тью, правом владения, пользования и распоряжения пере­данным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, и другими правами.

В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации и другие учреждения и предприятия научного обслуживания и социальной сферы.

Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования, входящих в их состав научных организаций сферы научного обслуживания определяются ими самостоятельно. Работой академий руководят выборные президиумы и президенты, академии создаются, реорганизуются и упраздняются по представлению Правительства Российской Федерации законодательными органами Российской Федерации. В то же время они признаются самоуправляемыми организациями, действующими на основе законодательства Российской Фе­дерации и собственных уставов. Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях и их результатах.

С академиями, имеющими государственный статус, не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разновидности общественных объединений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В лекции были рассмотрены вопросы организации органов государственной власти, их классификации, характеристике и конституционным основам их деятельности в Российской Федерации. Эти положения изложены в основах Конституционного строя РФ. Последующие главы Конституции РФ подробно регламентируют порядок организации и деятельности всех органов государственной власти: Федеральных - Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, федеральных судов и других органов государственной власти.

Правовое совершенствование деятельности органов государственной власти РФ и ее субъектов находится в стадии постоянного развития. В последнее время приняты нормативные документы, которые подробно раскрывают содержание конституционных норм, регламентирующих деятельность органов государственной власти. Применение этих норм позволит на основе Конституции РФ определить правовой статус всех органов государства, каждого в отдельности и правильно организовать работу.

[1] См. Малько А.В. и др. Конституционное право России. М.: НОРМА, 2000.

[2] См. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 1997. С. 3.

[3] См. Конституционное право России (конспект лекций). М.: «Изд. ПРИОР». 2000. С. 3

[4] См.: Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. С.24.

[5] См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. С. 54.

[6] См.: Топорнин Б.Н. Современный российский федерализм: человеческое измерение // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. С. 6.

[7] См.: Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно целевые ориентиры формирования // Государство и право. 1994. № 11. С.8.

[8] От лат. – отеческий, отцовский (показная забота).

[9] См. Коркунов Н.М. Русское государственное право: Том II: Часть особенная 1-е изд. - СПб., 1903 С. 47

[10] См. СЗ РФ. 1995. № 49. Ст.4868

[11] Категория - это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Институт (государственно-правовой институт) - совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу.

[12] Козлова Е.И.и Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 2003. С.121.

[13] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник.: НОРМА-ИНФРА. М., 2003. С.98.

[14] См. Государство и Право, 1993, № 10, С. 3-11)

[15] Суверенитет - франц. souverain - буквально высший, верховный.

[16] Зиновьев А.В. Основы Конституционного права. СПб.: 1996. С. 17.

[17] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник, - М.: Юрист, 1996. С. 186.

[18] См. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА·1999. С. 157.

[19]. См.: Montogomery G. W. Human Rights and Human Dignitty. Texas, 1986. P. 25-26.

[20] Возникают после Второй мировой войны в процессе освобождения от колониальной зависимости, ухудшения экологической обстановки и появления гуманитарных проблем.

[21] ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 1430.

[22] ВВС РСФСР. 1995. № 32. Ст. 503.

[23] ВКС РФ. № 2. С. 2 - 11.

[24] См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.)

[25] См. СЗ РФ, 1996, № 51, ст. 5681.

[26] См. статьи УПК РФ: 30 Состав суда; 31 Подсудность уголовных дел; 32 Территориальная подсудность уголовного дела; 33 Определение подсудности при соединении уголовных дел; 34 Передача уголовного дела по подсудности; 35 Изменение территориальной подсудности уголовного дела; 36 Недопустимость споров о подсудности.

[27] См. СЗ РФ, 2000, № 33, ст. 3346.

[28] См. СЗ РФ от 10 июня 2002 г., № 23, ст. 2102.

[29] См. СЗ РФ от 6 апреля 1998 г., № 14, ст. 1540.

1. Оптация от лат. - желание, избрание, право выбора.

[31]. (Заграничный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка); дипломатический паспорт; паспорт государственного служащего; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства РФ). См. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".

[32]. Филиация от франц. - связь, преемственность.

[33]. Вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в РФ. (См. ФЗ от 31 мая 2002 г. О гражданстве РФ. // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031).

[34] Паспортно-визовые аппараты и миграционные службы ОВД

[35] См. Общее положение о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 679.

[36] См. постановление Правительства РФ от 28 мая 1998 г. N 523.

[37] См. Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845.

[38] См. Устав Содружества Независимых Государств, принятый 22.01.1993 г. // Рг. 1993. 12 февраля.

[39] Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 7. Ст.786.

[40] Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст.146.

[41] См. ст. 4, 5 Конституции РФ.

[42] СУБВЕНЦИЯ - денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. С. в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок, в противном случае субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Порядок и условия предоставления и использования С. из федерального бюджета и других бюджетов устанавливаются соответственно законодательными актами РФ, республик в составе РФ и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

[43] См. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М. 1999. С.294.

[44] СУ РСФСР. 1918. №15. Ст. 215.

[45] См.: Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. – С. 107-110, 123-126.

[46] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. №18. Ст. 572.

[47] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Сове­та РСФСР. 1991. №22. Ст. 776.

[48] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. Ms 27 Ст. 930 932,933.

[49] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №67. Ст. 898.

4 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №24. Ст. 1307.

[51] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №20. Ст. 1084 .

[52] См. Червонюк В.И. Конституционное право России. Учебное пособие. М., 2003. С. 231-232.

[53] Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции Российской Федерации в случае несоответствия положений Конституции Российской Федерации положениям Федеративного договора действуют положения Конституции Российской Федерации.

[54] Следует иметь в виду, что в ряде субъектов Российской Федерации наряду с органами местного самоуправления имеются и местные органы государственной власти. Так, например, согласно Конституции Республики Башкортостан (ст. 108) в республике устанавливаются два вида местной власти; местное государственное управление и местное самоуправление.

[55] Временное положение об общих принципах административно-территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве, утвержденное Указом Президента Российской федерации от 10 декабря 1993 г. «Об общих принципах административно-территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве». Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №50. Ст. 4866.

[56] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1991. №27. Ст. 939 и Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. №9. Ст. 427.

[57] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. №33. Ст. 1915.

Наши рекомендации