Развитие науки конституционного права.
Наука о государстве возникла ещё в Древней Греции и развивалась во все последующие века. Эту науку развивали Аристотель, Платон, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Ж. Боден, Г. Блэкстон, Ш. Монтескье, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, В. Гегегель и многие другие.
Труды этих философов и просветителей прошлого были направлены на выяснение назначения государства, его сущности и происхождения. Они разработали общие и философские представления о таких понятиях, как естественное происхождение прав и свобод человека, суверенитет народа и государственный суверенитет, разделение властей, и других, ставших важнейшими принципами в борьбе народов за гражданские свободы и демократию. Теории о государстве и праве этих выдающихся людей изучаются в курсе истории политических и правовых учений, философии права.
Наука конституционного (государственного) права в современном её понимании сложилась только в прошлом столетии. Её становление происходило параллельно с формированием системы правовых норм, регулирующих сферу отношений человека и государства и организации государственной власти.
Во второй половине XIX- начале XX в., когда сформировалась наука конституционного (государственного) права, господствовавшее направление в ней получило название “юридическая школа”, которую называют также классической школой. Её представители в зарубежных странах Г. Еллинек, А. Эсмен, А. Дайси, В. Орландо, П. Лабанд и другие разработали основные понятия и категории конституционного (государственного) права. Трудами этих учёных была создана классическая теория конституционного права, обоснованы конституционно-правовые доктрины правового и демократического государства, парламентаризма и т.д.
В первой половине ХХ в. в зарубежной науке конституционного права стало складываться социологическое направление, ведущими представителями которого стали Л. Дюги, М. Ориу, Л. Гумплович и др. В их трудах нашли обоснование идеи социального права и социальной солидарности, учение о господстве права и подзаконности самого законодателя и т.д.
Наука конституционного права ХХ столетия представлена такими известными государствоведами, как М. Прело, Ж. Ведель, Х. Филлипс, Д. Маккинтош, Д. Маршалл, Г. Кельзен, К. Хессе и другими. В трудах этих учёных разработаны теории конституционного права, обусловленные современным состоянием развития общества и государства.
Российская школа конституционного (государственного) права развивалась в тесной взаимосвязи с наукой в зарубежных странах. Юридическая школа второй половины XIX - начала XX в. была представлена выдающимися учёными-государствоведами. Это Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, А.С. Алексеев, И.Е. Андриевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.И. Лазаревский, А.Д. Градовский, В.М. Гессен, М.И. Свешников и другие.
Яркими представителями социологического направления в науке конституционного права дореволюционной России были М.М. Ковалевский, В.В. Ивановский и другие.
Теории и доктрины, созданные примерно сто лет назад, заслуживают пристального внимания и изучения, во-первых, потому, что в любой науке есть свои классики и своя история, знание которой обогащает науку, а во-вторых, потому, что конституционно-правовые теории прошлого во многом актуальны и для современной науки. По глубине анализа и фундаментальности исследования многие работы являются до настоящего времени непревзойдёнными. К сожалению, все они стали библиографической редкостью, их можно найти только в крупных научных библиотеках.
Советская наука государственного права по существу прервала развитие конституционно-правовой мысли в России. Опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма, советские государствоведы обосновывали необходимость диктатуры пролетариата, доказывали обречённость капиталистического строя и буржуазного государства и права, историческую неизбежность установления во всём мире социализма и советской власти.
Естественное происхождение прав и свобод человека не признавалось и фактически обосновывалась необходимость вмешательства государства во все сферы жизни общества.
Такие категории конституционного права, как демократия, государство, права граждан и другие, рассматривались исключительно с классовых позиций. Были отброшены все разработанные в науке конституционного права демократические принципы организации власти, избирательной системы и др. Принцип разделения властей был отвергнут, советы объявлены работающими корпорациями, обладающими всей полнотой власти. Парламентаризм был отброшен как буржуазный институт власти, многопартийность и свобода печати запрещены. В условиях сверхцентрализации и монополизации власти провозглашённый конституцией федерализм был чистейшей фикцией.
С развитием международного сотрудничества в 70‑80-е гг. в советской науке конституционного права были созданы совместные с зарубежными учёными произведения. Это, как правило, общие сборники, переводные издания. Большое значение имели, в частности, переводы конституций и других законодательных актов зарубежных стран.
В последние годы существования СССР в период так называемой перестройки наука конституционного права внесла определённый вклад в обоснование необходимости процесса демократизации, в подготовку важных законодательных актов, направленных на реформирование государственного и общественного строя.
Российская наука конституционного права в современный период ‑ это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения. Эта наука изучает и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития.
В современной российской науке конституционного права заметно стремление по-новому обосновать важнейшие категории и институты конституционного права, роль конституции в жизни нашего общества.
Учёные отмечают своеобразие конституционного опыта развития России. Одна из особенностей связана с поздним появлением конституции в нашем государстве, другая ‑ характеризуется бездействием конституционных положений, которое устраивало и власть, и само общество. Это воспитывало у граждан и должностных лиц отношение к конституционным установлениям как к чисто декларативным.
На основе анализа причин нарушений или неприменения конституционных положений учёные делают вывод о том, что новая Конституция РФ может дать прогрессивный общественный эффект в том случае, если она будет воспринята как выраженная в законе приоритетная социальная ценность, которая послужит обновлению и развитию законодательной системы, укреплению правопорядка и устойчивости государства и его институтов. [4]
Реализация новой Конституции РФ, по мнению учёных, ‑ задача не из простых. Недостаточно создать новый государственный аппарат и декларировать подлинные права и свободы. Более сложная задача ‑ воспитание нового конституционного сознания у государственных чиновников, у судей, которым принадлежит важнейшая роль в защите конституционного строя, у граждан. Решение этой задачи не в малой мере зависит от науки конституционного права. Предлагая широкую программу законодательной деятельности и совершенствования правовых механизмов, гарантирующих права и свободы, основы рыночной экономики, учёные призваны способствовать признанию всем нашим обществом высокой ценности и общеобязательности конституционных положений. Как подчёркивается в Комментарии к Конституции РФ, действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.[5]
В современной науке конституционного права значительное внимание уделяется анализу таких конституционных институтов, которые сложились в нашей стране с крушением тоталитарного режима. Одним из них является принцип разделения властей. Учёные обращают внимание на организационно-правовой потенциал этого принципа ‑ его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но также создание и развитие государственных учреждений, относящихся к различным ветвям власти и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.
С принятием новой Конституции РФ наука конституционного права больше внимания стала уделять проблеме современного российского федерализма. Учёные указывают на взаимосвязь федерализма и демократии, которая проявляется в том, что распределение полномочий между центром и субъектами федерации приближает власть к гражданину, делает её более зависимой от него. Обосновывается необходимость создания таких структур и процедур, которые обеспечивали бы разумную децентрализацию управления, способствовали повышению его эффективности через систему участия населения в принятии решений и контроля за их исполнением. [6]
Перед наукой конституционного права встаёт множество вопросов и практически-регулятивного характера. В их числе ‑ выявление общих контуров такого нового для российской действительности юридико-нормативного образования, каким является парламентское право, понятие которого в отечественной литературе не получило сколько-нибудь развёрнутого толкования.[7]
Всё больше внимания в науке конституционного права уделяется роли политических партий в демократическом процессе. Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя конституционные формы и методы. С развитием многопартийности связано и формирование подлинно представительной формы правления. Становление новой российской науки конституционного права продолжается. Многие проблемы ещё ждут своего теоретического решения. Наука постепенно обогащается всем комплексом правовых, философских, социологических концепций и подходов к проблемам конституционно-правового регулирования.
В науке конституционного права, как в целом в правоведении, объективно происходит дифференциация знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии и сочетании они образуют систему науки конституционного права.
Под системой науки традиционно понимается порядок расположения знаний в их логической последовательности. Составные части системы именуются разделами. Структура науки конституционного права во многом совпадает со структурами отрасли конституционного права и учебной дисциплины. Наименование разделов обусловлено спецификой предмета регулирования. Обычно они располагаются в такой последовательности:
· общетеоретические вопросы науки конституционного права - это предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права как правовой отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития;
· учение о Конституции: сущность, особенности и юридические свойства конституции, ее виды, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации, других государств; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана Конституции;
· Основы конституционного строя Российской Федерации: конституционные основы народовластия; суверенитет народа; экономические, политические основы народовластия; социальная политика;
· Конституционный статус человека и гражданина: демократия и личность, индивид и общество, индивид и государство; права человека и общие принципы демократии, их соотношение; конституционный статус личности, его понятие, принципы; основные права, свободы и обязанности граждан, вопросы гражданства.
· Государственное устройство Российской Федерации: понятие, структура, формы и принципы национально-государственного устройства, статус Российской Федерации и ее субъектов; административно-территориальное устройство субъектов Федерации.
· Конституционные основы организации и деятельности органов Российской Федерации: государственный механизм Российской Федерации, система органов государственной власти, виды государственной деятельности, разделение властей; порядок образования, статус, основы деятельности органов государственной власти.
· Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина
Наука конституционного права и соответствующий учебный курс близки и во многом совпадают по содержанию. Однако учебный курс является более узким, так как он не в состоянии вобрать в себя весь объем знаний накопленный наукой конституционного права за время становления конституционализма. В высших учебных заведениях юридического профиля конституционное право изучается, как правило, на первом курсе после изучения истории и теории права и государства. Эта дисциплина знакомит студентов с основами предмета, научными понятиями и категориями. Изучение этой дисциплины позволяет познать общие тенденции развития конституционного права, создать условия для последующего изучения других отраслей права России.
Учебная дисциплина «Конституционное право России» призвана, детально ознакомить обучающихся с основами конституционного права России, научить их самостоятельно пользоваться нормативными актами, правильно понимать роль и значение конституционных и институтов и применять нормы конституционного права. Изучение конституционного права России и зарубежных стран повышает правовую культуру студентов, учит их широкому, разностороннему подходу к конституционной действительности, умению использовать международный опыт конституционного строительства в своей деятельности.
При изучении конституционного права используются различные методы: исторический, логический, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Широко применяется специфический метод - метод сравнительного правоведения. На изучение учебной дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом вуза определено всего - 180 часов из них: 70 на самостоятельное изучение. Аудиторные занятия проводятся преподавателями со студентами в форме лекций - 70 часов, на семинарские занятия - 32 часа и 8 часов отведено на проведение практических занятий. Заканчивается изучение курса Конституционное право России экзаменом.
Заключение
Конституционное право ‑ самостоятельная отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина.
Конституционное право отличается от других отраслей права по предмету правового регулирования и методу воздействия правовых норм на общественные отношения.
Основной источник конституционного права ‑ конституция государства, что и предполагает ведущее место отрасли в правовой системе. Конституционные нормы служат основой для дальнейшей регламентации общественных отношений другими отраслями права.
Самым важным, за истекшее время со дня принятия последней Конституции, следует считать то, что подавляющее большинство населения, общественно-политических движений и правящих сил осознали неприемлемость жестких политических противостояний. Российское общество и политическая элита постепенно осознают необходимость развития страны в рамках правового государства.