Конституционный статус суда и конституционный статус прокуратуры рф
В Конституции правовые нормы, относящиеся к прокуратуре, закреплены лишь в одной ст.129, помещенной в главе 7, озаглавленной “Судебная власть”. Причем в ст.129 Конституции не установлены никакие (!) полномочия прокуратуры (согласно ч.5 ст.129 полномочия прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом). Поэтому возможно и такое (ложное) толкование ст.129 Конституции, в соответствии с которым прокуратуру можно наделить законными судебными полномочиями (в принципе любыми, например, полномочиями судебного исполнителя) и лишить традиционных прокурорских полномочий.
Однако создатели Конституции просто не знали, куда поместить эту статью (специальная глава в Конституции не соответствует государственно-правовому статусу прокуратуру, а Президенту и Правительству прокуратура подчиняться не должна). И поскольку ранее в России прокуратура и суд составляли элементы одной карательной системы, то статью о прокуратуре поместили в главу “Судебная власть”. Но это не должно давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной власти. Единственный субъект этой власти – суд. Прокуратура – это подсистема органов исполнительной власти, деятельность которых не имеет отношения к надлежащей правовой процедуре.
Эксперты Совета Европы также отметили в своем докладе, что организация и функционирование прокуратуры, в нынешнем ее виде, представляют собой препятствие на пути развития такой судебной системы, которая соответствовала бы основным принципам действительно независимого судопроизводства. В судебной системе правового государства надзор за соблюдением законности во всех областях права состоит в первую очередь в том, что каждый, кто полагает, что его права нарушены, имеет право обратиться к судье. То, что прокурор может сам обратиться в суд, если по крайней мере создается угроза общественному порядку, не вызывает возражений в принципе, однако эта роль не должна подменять права граждан обратиться к судье напрямую. Нельзя считать конструктивным такой подход, когда упор делается на прокуратуру, а не на возможность обжалования в судебном порядке в целях защиты прав и основных свобод человека неправомерных актов и действий должностных лиц. В целом, по мнению экспертов, полномочия прокуратуры приемлемы только при том условии, что строго гарантируется независимость судей, и когда исполнение ими своих обязанностей защищено от какого-либо вмешательства, то есть когда прокуратура не пытается, прямо или косвенно, подменить собой судебные органы.
ГЛАВА 5
Местное самоуправление
Институт местного самоуправления получает свое закрепление не только в главе 8 Конституции, но и во многих других ее статьях (например, ст.3, 8, 12, 32, 33, 40, 41, 72 и др.). С учетом комплексного характера конституционного закрепления института местного самоуправления необходимо подходить и к обоснованию его места в структуре Конституции.
Закрепление его в одной из последних, восьмой главе Конституции вряд ли может быть обосновано с точки зрения конституционно-правового значения этого института. Ведь местное самоуправление, характеризуя достигнутый уровень самоорганизации граждан, относится к институтам гражданского общества. Поэтому, с учетом внутренней логики конституционного регулирования, местное самоуправление должно предшествовать институтам организации государственной власти (главы 4–7 Конституции). Оно произрастает из инициативы населения, из естественно-исторических основ самоорганизации граждан по месту жительства, а не детерминировано государственными формами властвования.
Вместе с тем "нелогичное" место института местного самоуправления в структуре Конституции можно объяснить, во-первых, тем, что его вынесение за пределы институтов государственной власти подчеркивает стремление и в этих, формальных, моментах следовать конституционному постулату, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (ст.12). Во-вторых, главу восьмую можно воспринимать как своеобразный нормативно-правовой итог реализации всех тех конституционных требований в области местного самоуправления, которые содержатся в других главах Конституции.
Конституция определяет местное самоуправление как “самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ч.1 ст.130). Самостоятельное решение этих вопросов “осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления” (ч.2 ст.130). Таким образом, здесь определяются, во-первых, субъекты местного самоуправления, во-вторых, сфера его реализации, в-третьих, методы осуществления.