Права, обеспечивающие судебную защиту
В ряду прав и свобод человека и гражданина, закрепленных главой 2 Конституции, можно выделить группу прав, обеспечивающих гражданам судебную защиту, в том числе и в связи с выдвинутым против них обвинением. Эти права составляют часть общего правового статуса человека и гражданина (status negativus) и в то же время служат гарантиями этого статуса (status positivus). Человек и гражданин обладают этими правами независимо от того, есть ли у него конкретный повод требовать защиты его прав и свобод.
В доктрине эти права называются процессуальными: “Среди основных прав и свобод особое значение приобретают политические права ... С ними тесно связаны так называемые процессуальные права, немыслимые без существования государственной судебной системы, в которой они себя преимущественно и проявляют... Они являются характерными составными частями судебной системы в правовом государстве и процессуальными дополнениями материальных основных прав. Эти права включают в себя: право на обращение в суд в случае нарушения субъективных прав, право на законного судью, гарантию быть заслушанным в суде по вопросам права, притязание на процессуальные гарантии в случае лишения свободы”[165].
2.5.1. Право на судебную защиту
2.5.1.1. Гарантии права на судебную защиту, круг лиц, которым оно принадлежит
Судебная защита прав и свобод гарантирована в ст.46 Конституции. Всеобщая декларация прав человека установила: “Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и законом. Право на судебную защиту закрепляется также в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ч.1 ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Практика применения Европейской Конвенции свидетельствует о том, что право на судебную защиту распространяется на все процессуальные действия, подразумевающие применение публичного права, если они имеют решающее значение для гражданских прав и обязанностей. По делу Ringeisen v. Austria Европейский суд констатировал, что п.1 ст.6 Европейской Конвенции “распространяется на все процессуальные действия, результат которых имеет решающее значение для гражданских прав и обязанностей”[166].
Еще совсем недавно в России право человека на судебную защиту было существенно ограничено и роль суда в связи с этим снижалась. Кардинальное решение этой проблемы впервые было найдено лишь в Декларации прав и свобод человека, принятой 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР. В настоящее время данная важная правовая гарантия нашла свое конституционное закрепление.
Согласно Конституции, судебная защита прав и свобод гарантируется каждому. Из этого можно сделать вывод, что данное право принадлежит любому физическому лицу, которое может защищать свои интересы в суде как лично, так и через своего представителя (адвоката), либо законного представителя. Возможность защищать свои права через представителя получают и недееспособные физические лица[167]. Однако, некоторые права, например право на интеллектуальную собственность, принадлежат юридическим лицам. Часть 2 ст.8 Конституции говорит о равной защите всех форм собственности, следовательно судебная защита права собственности должна равным образом гарантироваться и гражданам и организациям. Таким образом, можно говорить о том, что право на судебную защиту гарантировано не только физическим, но и юридическим лицам[168].
Положение ч.1 ст.46 предполагает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод даже в том случае, если для этого требуется обращение в Конституционный Суд РФ. Между тем, ч.4 ст.125 Конституции гарантирует обращение с конституционной жалобой только гражданам (“Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан... проверяет конституционность закона...”); очевидно, имеются в виду граждане РФ. Согласно ст.96 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают уже не только граждане, но и “объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе”. В дальнейшем в тексте соответствующей главы (глава XII) Федерального конституционного закона о Конституционном Суде (ст.ст. 97, 98, 99, 100) употребляется только термин “граждане”.
Таким образом, из текста ч.4 ст.125 Конституции и главы XII Федерального конституционного закона о Конституционном Суде не вытекает, что правом на судебную защиту своих прав и свобод в Конституционном Суде РФ обладают не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Однако в практике Конституционного Суда это противоречие в полном соответствии со смыслом Конституции решается в пользу положения ч.1 ст.46, которое относится к главе 2 Конституции и может утратить силу только в результате принятия новой Конституции России (ст.135 Конституции). Так, Конституционный Суд рассмотрел дело по жалобе А.Б.Смирнова, принадлежность которого к российскому гражданству на момент рассмотрения дела не была официально признана. Поэтому в официальном названии дела А.Б.Смирнова (см. 2.1.3.1.), в отличие от других дел, рассмотренных по индивидуальным конституционным жалобам, не употребляется термин “гражданин”. С другой стороны, специфика данного дела заключается в том, что постановлением Конституционного Суда de facto было признано российское гражданство А.Б.Смирнова, т.е. можно предположить, что Конституционный Суд рассматривал дело, предполагая de facto российское гражданство заявителя. Но такое предположение будет противоречить ч.1 ст.46 Конституции.
В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции, гарантирующей иностранным гражданам и лицам без гражданства пользование в России правами наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ, а также исходя из того, что иное не установлено законом, следует считать, что все законодательные положения, гарантирующие судебную защиту прав и свобод гражданам РФ, распространяются в России на иностранцев и лиц без гражданства.
Обычно, для судебной защиты нарушенных прав необходимо непосредственное участие самого пострадавшего, однако в интересах лица могут выступать и различные правозащитные организации, хотя они не могут обратиться в суд по собственной инициативе. Также, согласно ст.27 Закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
По Конституции под защитой суда находятся не только основные (конституционные), но и все остальные права и свободы. В суд можно обратиться за защитой права, которое не только гарантировано Конституцией, но и установлено законом (подзаконным нормативным актом) или договором.
В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства (ст.118 Конституции).
Изучение действующего российского законодательства показывает расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов и общественных объединений. Преимущества судебного порядка разрешения споров и устранения юридических неопределенностей традиционно очевидны и состоят в том, что он:
– наиболее демократично и разумно устроен;
– вверен независимым и профессионально (не политически!) ориентированным беспристрастным личностям;
– детально разработан и имеет давнюю историю;
– находится под общественным контролем[169].
Ст.46 гарантирует систему защиты прав от нарушений как со стороны государственной власти, так и со стороны отдельных граждан, однако возможность обжалования действий и решений государственной власти занимает особое место, в связи с чем важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод принадлежит праву, гарантированному в ч.2 ст.46.
2.5.1.2. Обжалование в суд решений и действий государственных органов и должностных лиц
В правовом государстве должны быть предусмотрены процедуры, позволяющие человеку (гражданину) вступать в спор о праве с государственными органами, включая законодателя, и должностными лицами. Предмет этого спора – правомерность (законность или конституционность) решения или действия (бездействия) государственного органа или должностного лица, затрагивающего права и свободы индивида. Ст.18 и ч.1 ст.46 Конституции гарантируют, что при желании индивида инстанцией, рассматривающей такой спор о праве, будет компетентный суд. Подведомственность таких споров суду конкретизируется в законодательстве при описании объекта обжалования в суд и допустимости жалоб.
Объект обжалования определяется законодателем путем установления круга органов, организаций и (должностных) лиц, решения и действия которых могут быть обжалованы в суд. Допустимость жалобы устанавливается в законе при определении условий, наличие которых служит основанием и дает повод для обжалования этих решений (действий). Основными законами здесь являются Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” (конкретизирующий положение ч.4 ст.125 Конституции), Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (т.е. принятый еще до вступления в силу Конституции) “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” и Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.
Часть 2 ст.46 Конституции гарантирует обжалование в суд любых решений, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Вместе с тем, с учетом положения ч.1 ст.46, которое гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, следует полагать, что и ч.2 ст.46 гарантирует каждому право обжалования в суд любых решений (действий), которые, по мнению лиц, подающих жалобу, затрагивают (нарушают) их права и свободы.
С этой точки зрения, законы, регулирующие обжалование в суд, не противоречат ч.2 ст.46 Конституции, поскольку допускают в качестве объекта обжалования решения и действия (бездействие) практически любых органов, организаций и должностных лиц, не только государственных[170]. Более того, согласно Закону от 15 ноября 1995 г. допускается обжалование в суд не только самого решения (действия), но и информации, послужившей основой для правонарушающего решения (действия).
Под решениями следует понимать нормативные акты, включая законы, и индивидуальные – приказы, распоряжения, приговоры и т.д. Бездействие обычно выражается в таких простых формах, как, например, нерассмотрение должностным лицом жалобы, неназначение пособия, пенсии и т.д. Но есть и более сложные проблемы: например, непринятие закона или иного нормативного акта, необходимого для реализации или надлежащей реализации прав и свобод, тоже может быть объектом обжалования в суд. Так, непринятие закона об альтернативной гражданской службе, предполагаемого в ч.3 ст.59 Конституции, может препятствовать реализации права граждан на замену военной службы гражданской. Очевидно, что по поводу нарушения конституционных прав и свобод в результате бездействия законодателя следует обращаться в суд конституционной юрисдикции; однако Конституция не предусматривает возможность такого обращения в Конституционный Суд РФ, что противоречит ч.2 ст.46 и праву человека и гражданина требовать принятия закона, необходимого для надлежащей реализации его прав и свобод (это право корреспондирует конституционной обязанности законодателя признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина).
В ч.2 ст.46 Конституции говорится о должностных лицах, но не уточняется, что речь идет о должностных лицах только государственных или муниципальных органов и общественных объединений. Поэтому возможно обжалование в суд неправомерных решений (действий) должностных лиц учреждений, предприятий и их объединений независимо от формы собственности.
Что касается вопроса о допустимости судебной жалобы, то здесь следует различать обжалование в суды административной и конституционной юрисдикции.