Ограничения личных прав, определяемые законами о военной службе

По­ря­док про­хо­ж­де­ния во­ен­ной служ­бы оп­ре­де­ля­ет­ся фе­де­раль­ным за­ко­ном и другими нормативными актами. Это За­кон РФ “Об обо­ро­не” от 31 мая 1996 г., За­кон РФ “О ста­ту­се во­ен­но­слу­жа­щих” от 22 ян­ва­ря 1993 г., За­кон РФ “О во­ин­ской обя­зан­но­сти и во­ен­ной служ­бе” от 11 фев­ра­ля 1993 г. и ря­д дру­гих до­ку­мен­тов.

За­кон “О во­ин­ской обя­зан­но­сти и во­ен­ной служ­бе” пре­ду­смат­ри­ва­ет в ст.1: “Гра­ж­да­нин Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном обя­зан за­щи­щать Оте­че­ст­во – Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию.”

Во­ин­ская обя­зан­ность пре­ду­смат­ри­ва­ет: во­ин­ский учет, под­го­тов­ку к во­ен­ной служ­бе, по­сту­п­ле­ние на во­ен­ную служ­бу, про­хо­ж­де­ние во­ен­ной служ­бы, пре­бы­ва­ние в за­па­се (ре­зер­ве), во­ен­ное обуч­е­ние в во­ен­ное вре­мя. Гра­ж­да­нин Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции впра­ве в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном вме­сто про­хо­ж­де­ния во­ен­ной служ­бы про­хо­дить аль­тер­на­тив­ную служ­бу.

За­кон “Об обо­ро­не” пре­ду­смат­ри­ва­ет, что ком­плек­то­ва­ние Воо­ру­жен­ных сил Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся во­ен­но­слу­жа­щи­ми пу­тем при­зы­ва гра­ж­дан Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на во­ен­ную служ­бу по экс­тер­ри­то­ри­аль­но­му прин­ци­пу и пу­тем доб­ро­воль­но­го по­сту­п­ле­ния гра­ж­дан Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на во­ен­ную служ­бу; а так­же гра­ж­дан­ским пер­со­на­лом – пу­тем доб­ро­воль­но­го по­сту­п­ле­ния на ра­бо­ту.

В на­стоя­щее вре­мя, та­ким об­ра­зом, ком­плек­то­ва­ние Воо­ру­жен­ных сил Рос­сий­кой Фе­де­ра­ции во­ен­но­слу­жа­щи­ми про­ис­хо­дит дву­мя спо­со­ба­ми – пу­тем при­зы­ва гра­ж­дан на во­ен­ную служ­бу и по кон­трак­ту, в доб­ро­воль­ном по­ряд­ке.

В со­от­вет­ст­вии с За­ко­ном “О во­ин­ской обя­зан­но­сти и во­ен­ной служ­бе”, при­зы­ву на во­ен­ную служ­бу под­ле­жат гра­ж­да­не муж­ско­го по­ла в воз­рас­те от 18 до 27 лет, ко­то­рые не име­ет пра­ва на от­сроч­ку или ос­во­бо­ж­де­ние от при­зы­ва. Пе­ре­чень оснований для от­сроч­ки или ос­во­бо­ж­де­ния от при­зы­ва так­же пе­ре­чис­лен в За­ко­не. Ст.21 За­ко­на пре­дос­тав­ля­ет пра­во Пре­зи­ден­ту Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пре­дос­тав­лять от­сроч­ки от при­зы­ва от­дель­ным ка­те­го­ри­ям гра­ж­дан, пу­тем при­ня­тия спе­ци­аль­ных мо­ти­ви­ро­ван­ных ука­зов. Ука­за­ми Пре­зи­ден­та № 93 от 25 ян­ва­ря 1996 г. “О пре­дос­тав­ле­нии от­сроч­ки от при­зы­ва на во­ен­ную служ­бу от­дель­ным пред­ста­ви­те­лям та­лант­ли­вой мо­ло­де­жи” и № 430 от 29 ап­ре­ля 1995 г. “О пре­дос­тав­ле­нии от­сроч­ки от при­зы­ва от­дель­ным ка­те­го­ри­ям гра­ж­дан” та­кие от­сроч­ки бы­ли пре­дос­тав­ле­ны, на­при­мер, со­труд­ни­кам Ака­де­мии На­ук, по­сту­паю­щим на ра­бо­ту в на­уч­ные уч­ре­ж­де­ния Ака­де­мии не­по­сред­ст­вен­но по­сле окон­ча­ния выс­ше­го учеб­но­го за­ве­де­ния. Вме­сто про­хо­ж­де­ния во­ен­ной служ­бы по при­зы­ву гра­ж­да­нин име­ет пра­во по­сту­пить на во­ен­ную служ­бу по кон­трак­ту.

За­кон “Об обо­ро­не” и За­кон “О во­ин­ской обязанности и во­ен­ной служ­бе” ус­та­нав­ли­ва­ют пра­во­вые ос­но­вы фор­ми­ро­ва­ния ар­мии на доб­ро­воль­ной ос­но­ве – по кон­трак­ту. Кон­тракт о про­хо­ж­де­нии во­ен­ной служ­бы мо­жет быть за­клю­чен ме­ж­ду гра­ж­да­ни­ном и Ми­ни­стер­ст­вом обо­ро­ны Российской Фе­де­ра­ции, или иным ми­ни­стер­ст­вом, го­су­дар­ст­вен­ным ко­ми­те­том или ве­дом­ст­вом, в ко­то­рых пре­ду­смот­ре­но про­хо­ж­де­ние во­ин­ской служ­бы. Гра­ж­да­не, мо­гут по­сту­пать на во­ен­ную служ­бу по кон­трак­ту на долж­но­сти, за­ме­щае­мые сол­да­та­ми (мат­ро­са­ми), пра­пор­щи­ка­ми (мич­ма­на­ми) и офи­це­ра­ми. Кон­трак­ты за­клю­ча­ют­ся, как пра­ви­ло, на срок в 3, 5 или 10 лет. Указ Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 16 мая 1996 г. № 722 пре­ду­смат­ри­ва­ет, что с вес­ны 2000 го­да Воо­ру­жен­ные си­лы и дру­гие вой­ска Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции долж­ны пол­но­стью от­ка­зать­ся от при­зы­ва гра­ж­дан и пе­рей­ти на ком­плек­то­ва­ние долж­но­стей ря­до­во­го и сер­жант­ско­го со­ста­ва на ос­но­ве доб­ро­воль­но­го прие­ма гра­ж­дан на во­ен­ную служ­бу по кон­трак­ту.

За­ко­ном “О во­ин­ской обя­зан­но­сти и во­ен­ной служ­бе” ус­та­нав­ли­ва­ют­ся сле­дую­щие сро­ки во­ен­ной служ­бы: для про­хо­дя­щих во­ен­ную служ­бу по при­зы­ву – 24 ме­ся­ца; для лиц, имею­щих выс­шее об­ра­зо­ва­ние и про­хо­дя­щих служ­бу по при­зы­ву – 12 ме­ся­цев; для лиц, за­клю­чив­ших кон­тракт с Ми­ни­стер­ст­вом обо­ро­ны о во­ен­ном обу­че­нии по про­грам­ме обу­че­ния офи­це­ров за­па­са – 24 ме­ся­ца; для про­хо­дя­щих во­ен­ную служ­бу по кон­трак­ту – на срок кон­трак­та. Ис­тек­ший срок во­ин­ской служ­бы не мо­жет быть про­длен.

За­ко­ном “О ста­ту­се во­ен­но­слу­жа­щих” от 22 ян­ва­ря 1993 г. ус­та­нав­ли­ва­ют­ся пра­ва и обя­зан­но­сти во­ен­но­слу­жа­щих. Их объ­ем оп­ре­де­ля­ет­ся воз­ло­жен­ны­ми на во­ен­но­слу­жа­щих обязанностями по воо­ру­жен­ной за­щи­те го­су­дар­ст­ва, не­об­хо­ди­мо­стью бес­пре­ко­слов­но­го вы­пол­не­ния по­став­лен­ных за­дач в лю­бых ус­ло­ви­ях, в том чис­ле с рис­ком для жиз­ни. Ряд прав, пре­ду­смот­рен­ных Кон­сти­ту­ци­ей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ог­ра­ни­чен для во­ен­но­слу­жа­щих. Так, на­при­мер, пра­во на сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния, в со­от­вет­ст­вии с За­ко­ном, реа­ли­зу­ет­ся во­ен­но­слу­жа­щи­ми с уче­том не­об­хо­ди­мо­сти под­дер­жа­ния бое­вой го­тов­но­сти во­ин­ских час­тей и обес­пе­че­ния свое­вре­мен­но­сти при­бы­тия во­ен­но­слу­жа­щих к мес­ту служ­бы. Во­ен­но­слу­жа­щим за­пре­ща­ет­ся уч­а­стие в за­бас­тов­ках. Соз­да­ние ре­ли­ги­оз­ных объ­е­ди­не­ний в во­ин­ских час­тях не до­пус­ка­ет­ся. По­доб­ные ог­ра­ни­че­ния счи­та­ют­ся в це­лом со­от­вет­ст­вую­щи­ми тем тре­бо­ва­ни­ям к ог­ра­ни­че­ни­ям прав и сво­бод, ко­то­рые предъ­яв­ля­ет ч.3 ст. 55 Кон­сти­ту­ции.

За­кон так­же пре­ду­смат­ри­ва­ет ос­во­бо­ж­де­ние во­ен­но­слу­жа­щих и гра­ж­дан, уво­лен­ных с во­ен­ной служ­бы, от ря­да на­ло­гов. Ст.20 За­ко­на устанавлива­ет пра­во во­ен­но­слу­жа­щих на бес­плат­ный про­езд на всех ви­дах об­ще­ст­вен­но­го транс­пор­та го­род­ско­го, при­го­род­но­го и ме­ст­но­го со­об­ще­ния. По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ус­та­но­ви­ло оп­ре­де­лен­ный по­ря­док реа­ли­за­ции это­го пра­ва, ко­то­рый не был осу­ще­ст­в­лен. АО “Мур­ман­скав­тот­ранс” сво­им ука­за­ни­ем вве­ло тре­бо­ва­ние оп­ла­ты во­ен­но­слу­жа­щи­ми про­ез­да в го­род­ском транспорте. Оп­ре­де­ле­ни­ем су­деб­ной кол­ле­гии Вер­хов­но­го Су­да Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 20 ап­ре­ля 1995 г. это пра­во бы­ло под­твер­жде­но, с ука­за­ни­ем то­го, что “от­сут­ст­вие ме­ха­низ­ма их реа­ли­за­ции дан­ной льго­ты для во­ен­но­слу­жа­щих ли­ши­ло во­ен­но­слу­жа­щих воз­мож­но­сти поль­зо­вать­ся пре­дос­тав­лен­ны­ми им За­ко­ном льго­та­ми”.

За­кон “О ста­ту­се во­ен­но­слу­жа­щих” га­ран­ти­ру­ет так­же и пра­во во­ен­но­слу­жа­щих на за­щи­ту сво­их прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов, в том чис­ле и в су­деб­ном по­ряд­ке. За­кон Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 27 ап­ре­ля 1993 г. “Об об­жа­ло­ва­нии в суд дей­ст­вий и ре­ше­ний, на­ру­шаю­щих пра­ва и сво­бо­ды гра­ж­дан”, пре­ду­смот­рел пра­во во­ен­но­слу­жа­щих об­ра­щать­ся в во­ен­ный суд с жа­ло­бой на дей­ст­вия (ре­ше­ния) ор­га­нов во­ен­но­го управ­ле­ния и во­ин­ских долж­но­ст­ных лиц, на­ру­шаю­щие его пра­ва и сво­бо­ды.

По­ста­нов­ле­ни­ем Пле­ну­ма Вер­хов­но­го Су­да от 21 декабря 1993 г. № 10 разъ­яс­ня­лось, что в во­ен­ный суд мо­гут быть об­жа­лова­ны дей­ст­вия и ре­ше­ния лиц, не состоящих на во­ен­ной служ­бе, но пра­во­моч­ных по за­ни­мае­мой в ор­га­нах во­ен­но­го управ­ле­ния ор­га­нах при­ни­мать ре­ше­ния, ка­саю­щие­ся прав и свобод во­ен­но­слу­жа­щих. Гра­ж­да­не, уво­лен­ные с во­ен­ной служ­бы, впра­ве об­жа­ло­вать дей­ст­вия и ре­ше­ния ор­га­нов во­ен­но­го управ­ле­ния и во­ин­ских долж­но­ст­ных лиц на­ру­шив­ших их пра­ва и сво­бо­ды во вре­мя про­хо­ж­де­ния ими во­ин­ской служ­бы, по сво­ему ус­мот­ре­нию, в во­ен­ный или на­род­ный суд.

Обя­зан­но­сти во­ен­но­слу­жа­щих, в со­от­вет­ст­вии с “За­ко­ном о ста­ту­се во­ен­но­слу­жа­щих” оп­ре­де­ля­ют­ся их во­ин­ским дол­гом по за­щи­те го­су­дар­ст­вен­но­го су­ве­ре­ни­те­та и тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва, от­ра­же­нию во­ен­но­го на­па­де­ния, а так­же вы­пол­не­ния за­дач в со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­на­род­ны­ми обя­за­тель­ст­ва­ми Рос­сии.

В со­от­вет­ст­вии с Ука­зом Пре­зи­ден­та от 17 ав­гу­ста 1996 г. № 1202, гра­ж­да­нам, про­хо­дя­щим во­ен­ную служ­бу по при­зы­ву и вы­пол­няю­щим за­да­чи в ус­ло­ви­ях воо­ру­жен­ных кон­флик­тов, один день вы­пол­не­ния за­дач за­счи­ты­ва­ет­ся за два дня во­ен­ной служ­бы по при­зы­ву. Ука­зом Пре­зи­ден­та от 16 мая 1996 г. № 723 “О по­ряд­ке на­прав­ле­ния во­ен­но­слу­жа­щих сроч­ной служ­бы по при­зы­ву для вы­пол­не­ния за­дач в ус­ло­ви­ях воо­ру­жен­ных кон­флик­тов и для уча­стия в бое­вых дей­ст­ви­ях”, во­ен­но­слу­жа­щие сроч­ной служ­бы по при­зы­ву на­прав­ля­ют­ся для вы­пол­не­ния за­дач в ус­ло­ви­ях воо­ру­жен­ных кон­флик­тов и для уча­стия в бое­вых дей­ст­ви­ях ис­клю­чи­тель­но на доб­ро­воль­ной ос­но­ве – по кон­трак­ту. Указ Пре­зиден­та “О до­пол­ни­тель­ных ме­рах со­ци­аль­ной за­щи­ты во­ен­но­слу­жа­щих, про­хо­дя­щих во­ен­ную служ­бу по при­зы­ву”, от 28 мая 1996 г. пре­ду­смат­ри­ва­ет, что во­ен­но­слу­жа­щие, про­хо­дя­щие во­ен­ную служ­бу по при­зы­ву в те­че­ние 18 ме­ся­цев, и вы­пол­няв­шие за­да­чи в ус­ло­ви­ях воо­ру­жен­ных кон­флик­тов в Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ке или в Рес­пуб­ли­ке Тад­жи­ки­стан в те­че­ние шес­ти ме­ся­цев не­пре­рыв­но, при­рав­ни­ва­ют­ся к во­ен­но­слу­жа­щим, вы­слу­жив­шим ус­та­нов­лен­ный за­ко­ном срок во­ин­ской служ­бы.

За­ко­ном РФ от 21 ян­ва­ря 1993 г. “О до­пол­ни­тель­ных га­ран­ти­ях во­ен­но­слу­жа­щим, про­хо­дя­щим во­ен­ную служ­бу на тер­ри­то­ри­ях го­су­дарств За­кав­ка­зья, При­бал­ти­ки и Рес­пуб­ли­ки Таджикистан, а так­же вы­пол­няю­щим за­да­чи в ус­ло­ви­ях чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния и при воо­ру­жен­ных кон­флик­тах”, пре­ду­смот­ре­ны ши­ро­кие льго­ты ус­та­нов­лен­ным ка­те­го­ри­ям во­ен­но­слу­жа­щих. За­кон пре­ду­смат­ри­ва­ет, что на чле­нов се­мей во­ен­но­слу­жа­щих, по­гиб­ших при ис­пол­не­нии за­дач в ус­ло­ви­ях чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния и при воо­ру­жен­ных кон­флик­тах, рас­про­стра­ня­ют­ся льго­ты, га­ран­тии и ком­пен­са­ции, пре­ду­смот­рен­ные для чле­нов се­мей во­ен­но­слу­жа­щих, по­гиб­ших в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не.

Однако все законодательные акты, устанавливающие льготы и преимущества в связи с прохождением военной службы, будут иметь смысл лишь тогда и постольку, когда и поскольку (возможно, в результате надлежащего реформирования Вооруженных Сил) государственное финансирование Вооруженных Сил и условия содержания военнослужащих не будут порождать в армии обращение, унижающее человеческое достоинство (см. 2.2.2.3.). Фактически законодательство, принуждающее граждан к прохождению военной службы, принуждает к пребыванию в условиях, в которых грубо нарушаются положения ст.21 Конституции. Многочисленные факты нарушений прав человека в Вооруженных Силах, практика унижения человеческого достоинства вплоть до гибели военнослужащих срочной службы в результате насилия и другого жестокого обращения, существовавшая и до принятия Конституции 1993 г. и продолжающаяся независимо от требования ч.2 ст.21 Конституции, порождают убеждение в том, что служба в Российских Вооруженных Силах в настоящее время плохо совместима с принципом человеческого достоинства. Именно этим в первую очередь объясняется массовое уклонение граждан от призыва на военную службу. Однако убеждение гражданина в том, что в современной Российской армии допускаются грубые нарушения прав человека, не относится к тем убеждениям, которым противоречит несение военной службы вообще и о которых говорится в ч.3 ст.59 Конституции.

Наши рекомендации