Ограничения личных прав, определяемые законами о военной службе
Порядок прохождения военной службы определяется федеральным законом и другими нормативными актами. Это Закон РФ “Об обороне” от 31 мая 1996 г., Закон РФ “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г., Закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 11 февраля 1993 г. и ряд других документов.
Закон “О воинской обязанности и военной службе” предусматривает в ст.1: “Гражданин Российской Федерации в соответствии с законом обязан защищать Отечество – Российскую Федерацию.”
Воинская обязанность предусматривает: воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время. Гражданин Российской Федерации вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу.
Закон “Об обороне” предусматривает, что комплектование Вооруженных сил Российской Федерации осуществляется военнослужащими путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу; а также гражданским персоналом – путем добровольного поступления на работу.
В настоящее время, таким образом, комплектование Вооруженных сил Российкой Федерации военнослужащими происходит двумя способами – путем призыва граждан на военную службу и по контракту, в добровольном порядке.
В соответствии с Законом “О воинской обязанности и военной службе”, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не имеет права на отсрочку или освобождение от призыва. Перечень оснований для отсрочки или освобождения от призыва также перечислен в Законе. Ст.21 Закона предоставляет право Президенту Российской Федерации предоставлять отсрочки от призыва отдельным категориям граждан, путем принятия специальных мотивированных указов. Указами Президента № 93 от 25 января 1996 г. “О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи” и № 430 от 29 апреля 1995 г. “О предоставлении отсрочки от призыва отдельным категориям граждан” такие отсрочки были предоставлены, например, сотрудникам Академии Наук, поступающим на работу в научные учреждения Академии непосредственно после окончания высшего учебного заведения. Вместо прохождения военной службы по призыву гражданин имеет право поступить на военную службу по контракту.
Закон “Об обороне” и Закон “О воинской обязанности и военной службе” устанавливают правовые основы формирования армии на добровольной основе – по контракту. Контракт о прохождении военной службы может быть заключен между гражданином и Министерством обороны Российской Федерации, или иным министерством, государственным комитетом или ведомством, в которых предусмотрено прохождение воинской службы. Граждане, могут поступать на военную службу по контракту на должности, замещаемые солдатами (матросами), прапорщиками (мичманами) и офицерами. Контракты заключаются, как правило, на срок в 3, 5 или 10 лет. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 722 предусматривает, что с весны 2000 года Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации должны полностью отказаться от призыва граждан и перейти на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту.
Законом “О воинской обязанности и военной службе” устанавливаются следующие сроки военной службы: для проходящих военную службу по призыву – 24 месяца; для лиц, имеющих высшее образование и проходящих службу по призыву – 12 месяцев; для лиц, заключивших контракт с Министерством обороны о военном обучении по программе обучения офицеров запаса – 24 месяца; для проходящих военную службу по контракту – на срок контракта. Истекший срок воинской службы не может быть продлен.
Законом “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г. устанавливаются права и обязанности военнослужащих. Их объем определяется возложенными на военнослужащих обязанностями по вооруженной защите государства, необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Ряд прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, ограничен для военнослужащих. Так, например, право на свободу передвижения, в соответствии с Законом, реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащим запрещается участие в забастовках. Создание религиозных объединений в воинских частях не допускается. Подобные ограничения считаются в целом соответствующими тем требованиям к ограничениям прав и свобод, которые предъявляет ч.3 ст. 55 Конституции.
Закон также предусматривает освобождение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, от ряда налогов. Ст.20 Закона устанавливает право военнослужащих на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения. Постановление Правительства Российской Федерации установило определенный порядок реализации этого права, который не был осуществлен. АО “Мурманскавтотранс” своим указанием ввело требование оплаты военнослужащими проезда в городском транспорте. Определением судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. это право было подтверждено, с указанием того, что “отсутствие механизма их реализации данной льготы для военнослужащих лишило военнослужащих возможности пользоваться предоставленными им Законом льготами”.
Закон “О статусе военнослужащих” гарантирует также и право военнослужащих на защиту своих прав и законных интересов, в том числе и в судебном порядке. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, предусмотрел право военнослужащих обращаться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.
Постановлением Пленума Верховного Суда от 21 декабря 1993 г. № 10 разъяснялось, что в военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления органах принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц нарушивших их права и свободы во время прохождения ими воинской службы, по своему усмотрению, в военный или народный суд.
Обязанности военнослужащих, в соответствии с “Законом о статусе военнослужащих” определяются их воинским долгом по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, отражению военного нападения, а также выполнения задач в соответствии с международными обязательствами России.
В соответствии с Указом Президента от 17 августа 1996 г. № 1202, гражданам, проходящим военную службу по призыву и выполняющим задачи в условиях вооруженных конфликтов, один день выполнения задач засчитывается за два дня военной службы по призыву. Указом Президента от 16 мая 1996 г. № 723 “О порядке направления военнослужащих срочной службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях”, военнослужащие срочной службы по призыву направляются для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях исключительно на добровольной основе – по контракту. Указ Президента “О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву”, от 28 мая 1996 г. предусматривает, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в течение 18 месяцев, и выполнявшие задачи в условиях вооруженных конфликтов в Чеченской Республике или в Республике Таджикистан в течение шести месяцев непрерывно, приравниваются к военнослужащим, выслужившим установленный законом срок воинской службы.
Законом РФ от 21 января 1993 г. “О дополнительных гарантиях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах”, предусмотрены широкие льготы установленным категориям военнослужащих. Закон предусматривает, что на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
Однако все законодательные акты, устанавливающие льготы и преимущества в связи с прохождением военной службы, будут иметь смысл лишь тогда и постольку, когда и поскольку (возможно, в результате надлежащего реформирования Вооруженных Сил) государственное финансирование Вооруженных Сил и условия содержания военнослужащих не будут порождать в армии обращение, унижающее человеческое достоинство (см. 2.2.2.3.). Фактически законодательство, принуждающее граждан к прохождению военной службы, принуждает к пребыванию в условиях, в которых грубо нарушаются положения ст.21 Конституции. Многочисленные факты нарушений прав человека в Вооруженных Силах, практика унижения человеческого достоинства вплоть до гибели военнослужащих срочной службы в результате насилия и другого жестокого обращения, существовавшая и до принятия Конституции 1993 г. и продолжающаяся независимо от требования ч.2 ст.21 Конституции, порождают убеждение в том, что служба в Российских Вооруженных Силах в настоящее время плохо совместима с принципом человеческого достоинства. Именно этим в первую очередь объясняется массовое уклонение граждан от призыва на военную службу. Однако убеждение гражданина в том, что в современной Российской армии допускаются грубые нарушения прав человека, не относится к тем убеждениям, которым противоречит несение военной службы вообще и о которых говорится в ч.3 ст.59 Конституции.