Вопрос о конституционности регистрационного порядка выбора места пребывания и жительства
В апреле 1995 г. Конституционный Суд РФ принял первое решение по делу, связанному с регистрацией/пропиской и правами, вытекающими из ее наличия или отсутствия. Дело касалось жалобы С., которая в течение пяти лет проживала в квартире К., с которым она находилась в фактических брачных отношениях. В прописке в квартире К. ей было отказано, так как она не являлась членом семьи нанимателя, и ее вселение в квартиру не было предусмотрено существовавшими правилами о прописке. Ст.54 Жилищного кодекса РСФСР, которая предусматривала вселение других лиц в жилое помещение “в установленном законом порядке” традиционно толковалась как отсылающая к нормам о прописке. Районный суд, куда С. обратилась с жалобой на действия администрации, удовлетворил ее исковые требования, а судебная колегия Астраханского областного суда отменила решение народного суда, ссылаясь на то, что вселение в жилое помещение было произведено в нарушение существующих правил о прописке, на которые ссылается ст.54 Жилищного кодекса РСФСР, и что заявительница не является членом семьи нанимателя. С. обратилась в Конституционный Суд, полагая что тем самым нарушено ее конституционное право на жилище.
В Постановлении от 25 апреля 1995 г. Конституционный Суд согласился с рассмотрением вопроса о конституционности ст.54 Жилищного кодекса, отметив, что предметом рассмотрения не будут сами нормативные акты о прописке, которые уже признаны недействующими Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. и как таковые не подлежат обжалованию.
В отношении же ст.54 Жилищного кодекса, Суд постановил, что “возможность произвольного применения закона является нарушением провозглашенного Конституцией Российской Федерации равенства всех перед законом и судом.”
Судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР, как отметил Суд, сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придается правоустанавливающее значение. В то же время, из Конституции Россиской Федерации и Закона Российской Федерации “О праве граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации” следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе и права на жилище. Однако “установленный порядок” в ст.54 Жилищного кодекса, определявший процедуру вселения в жилое помещение, рассматривался правоприменительной практикой в смысле соблюдения положений о прописке, что и имело место при разрешении дела С.
Таким образом, Суд пришел к выводу о том, что положение частей первой и второй Жилищного кодекса РСФСР в его буквальном истолковании, а также в том смысле, какой им придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводили к нарушению основных прав и свобод граждан, предусмотренных статьями 27 (часть 1), 40 (часть 1) Конституции РФ, а также статей 18, 19 (часть 1) Конституции РФ. Суд также указал, что такие ограничения не согласуются с основаниями и условиями ограничения прав и свобод, закрепленными в статье 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.
Данное решение Конституционного Суда снова привлекло внимание к вопросу о прописке. Стало очевидным, что положения Конституции и Закона “О праве граждан на свободу передвижения” нуждаются в дополнительных нормативных актах для реализации, так как органы исполнительной власти на местах продолжают руководствоваться положениями Правил о прописке. В июле 1995 г. Правительством РФ было принято Постановление № 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятии с регистрации граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственых за регистрацию”. Правила значительно детализировали положения Закона “О праве на свободу передвижения” и определили круг органов и должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Следует подчеркнуть, что в силу ч.3 ст.55 Конституции недопустимо какое бы то ни было ограничение прав и свобод человека и гражданина постановлениями Правительства Российской Федерации равно как и нормативными актами субъектов Федерации. Поэтому рассматриваемое Постановление Правительства не противоречит Конституции лишь в той части, в которой оно устанавливает обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, и в той мере, в которой это не ограничивает свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства.
В некоторых случаях Правила ввели ограничения, не предусмотренные Законом “О праве на свободу передвижения”. В частности, Правила определили, что регистрация по месту пребывания производится на срок до трех месяцев, измененный в 1996 г. до шести месяцев, который может быть продлен “в исключительных случаях”. Закон таких ограничений не содержит, и, таким образом, Правила нарушают ст.55 Конституции, предусматривающую возможность ограничения прав граждан только федеральным законом.
Правила также определили перечень оснований, по которым гражданам может быть отказано в регистрации по месту жительства и по месту пребывания. П.21 Правил определяет, что "в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданину может быть отказано в регистрации по месту проживания, если:
а) дом (жилое помещение) грозит обвалом;
б) размер жилой площади окажется менее нормы жилой площади, установленной жилищным законодательством Российской Федерации – при заключении договора найма (поднайма), аренды (субаренды);
в) в судебном порядке признано невозможным проживание совместное проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18-летнего возраста;
г) ордер на вселение в жилое помещение, а также сделка [на основании которой производится вселение] в установленном порядке признаны недействительными. В регистрации граждан по месту жительства может быть также отказано ... и по другим основаниям, предусмотренным федеральным законом.
(В ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 512).”
Все эти положения, независимо от того, в какой мере пункты данного перечня соразмерны конституционно значимым целям, противоречат самому смыслу свободы выбора места пребывания и жительства. По существу они имеют в виду разрешительный порядок регистрации, что уже отрицает свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Кроме того, они устанавливают обязанность гражданина зарегистрироваться по конкретному адресу, исходя из того, что гражданин фактически будет жить по данному адресу. Однако свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства состоит как раз в том, что гражданин не обязан жить (пребывать) по тому адресу, по которому он зарегистрирован. В противном случае регистрация аналогична прописке.
В октябре 1995 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” еще раз указал судам, что отсутствие прописки или регистрации само по себе не может служть основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина, включая и право на жилище.