Практика пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения в современной России
Россия, вступая в Совет Европы, обязана признавать принципиальные положения международного права, запрещающие подвергать человека пыткам, бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению или наказанию. Между тем практика пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения является для Российского государства традиционно нормальной.
Разновидностью пытки является слишком длительное или незаконное содержание заключенных под стражей. В России с содержанием осужденных сложилось катастрофическое положение. Особенно тяжелое положение в следственных изоляторах, которые перенаселены в 1,7 раза, а в некоторых превышение норм составляет 2-2,5 раза. Свыше 105 тыс. арестованных не обеспечены спальными местами (данные взяты из отчета Министра внутренних дел «О ситуации с правопорядком в стране по итогам 1996 года». Российская газета, 1997, 21 февраля).
В соответствии со ст.97 УПК РСФСР в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 26, 97, 133 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» от 11 декабря 1996 г. установлен двух-трехмесячный срок содержания подозреваемого под стражей при расследовании уголовных преступлений. Ввиду особой сложности дела прокурор субъекта РФ может продлить срок до шести месяцев, а в исключительных случаях при расследовании особо тяжких преступлений – заместитель Генерального прокурора РФ – до одного года, а Генеральный прокурор РФ – до полутора лет. Столь длительные сроки заключения под стражу до суда уже сами по себе являются своеобразной пыткой (см. 2.2.3.). Многие лица, только подозреваемые в совершении преступления, а не виновные нем, ждут суда по два, три, четыре года в условиях, вредных для жизни и здоровья человека. При этом практика содержания под стражей такова, что грубо попирается человеческое достоинство. Пенитенциарные учреждения практически не финансируются (в 1996 г. выделено 9% средств от потребностей).
В данном случае налицо проблема нарушения прав человека, которая вряд ли может быть решена путем приведения законодательства в соответствие с Конституцией или переведением тюрем, следственных изоляторов и колоний в систему Министерства юстиции[97]. Точно так же не следует полагать, что соответствующие органы МВД и прокуратуры будут стремиться уменьшать количество арестов и сокращать сроки пребывания в предварительном заключении (в принципе это возможно в том случае, если в России в соответствии с ч.2 ст.22 Конституции будет введен институт предварительного судебного контроля за законностью и обоснованностью ареста, заключения под стражу и содержания под стражей). Смысл проблемы заключается в том, что в России помещение и содержание человека в следственном изоляторе – это сложившаяся практика применения органами уголовного преследования пыток как одного из основных средства получения доказательств вины подозреваемых и обвиняемых. Содержание подозреваемых и обвиняемых в жестоких и унижающих человеческое достоинство условиях – это пытка, применяемая для того, чтобы сломить их волю с целью получения признания и информации о третьих лицах. В частности, это установлено экспертами Совета Европы и ООН[98].
Таким образом, в России существует ситуация, когда применение к подозреваемым и обвиняемым законодательства о заключении под стражу и содержании под стражей является противоречащим Конституции, поскольку применение этого законодательства тождественно помещению человека в условия, в которых грубо нарушаются положения ст.21 Конституции. И если считать, что такой же точки зрения может придерживаться и Конституционный Суд РФ, то следовало бы ожидать, что до тех пор, пока, скажем, авторитетные для Конституционного Суда организации не придут к выводу о минимально необходимом соответствии требованиям человеческого достоинства условий содержания в следственных изоляторах, Конституционный Суд по жалобам на нарушение прав и свобод граждан будет признавать соответствующие нормы УПК РФ неконституционными. Однако такое предположение представляется невероятным. Так же нет никаких оснований полагать, что суды рассматривающие уголовные дела, будут расценивать пребывание обвиняемого (подсудимого) в следственном изоляторе как пытку и с этой позиции оценивать полученные следствием доказательства виновности. Остается только ждать, что в будущем Российское государство в меру своей цивилизованности будет признавать, соблюдать и защищать принцип человеческого достоинства применительно к лицам, содержащимся в следственных изоляторах.
Примерно те же соображения относятся к условиям прохождения военной службы по призыву. Положения ст.21 Конституции нарушаются не самим по себе законодательством о прохождении этой службы, а сложившейся нецивилизованной практикой. Следовательно, государственное принуждение к прохождению этой службы подвергает гражданина опасности жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения (см. 2.2.6.2.).
Аналогичную проблему, связанную с отбыванием пожизненного заключения, можно рассматривать с учетом того обстоятельства, что страдания осужденных к пожизненному заключению в существенной мере вызваны характером самого наказания. Вместе с тем условия отбывания этого наказания напоминают бесчеловечное затягивание исполнения смертного приговора. В России пожизненное заключение отбывают около 200 человек. Их содержат близ поселка Лозьва на севере Свердловской области и на озере Белом, в 500 км от Вологды. 5-7 лет заключения превращают здорового человека в инвалида. Исследование показало, что почти половина узников предпочли бы смерть дарованной им жизни. Показательно здесь письмо, полученное председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ писателем Анатолием Приставкиным, от одного из них с просьбой прекратить мучения и расстрелять его: «Вы желали добра, а сделали зло...».