Проблема конституционных обязанностей
В Конституции, в контексте основных прав и свобод человека и гражданина, говорится не только о правах, но и о конституционных обязанностях. Причем, помимо обязанности граждан (иностранцы и лица без гражданства не упомянуты) соблюдать Конституцию и законы (ч.2 ст.15 Конституции), установлены особые конституционные обязанности: для родителей или лиц, их заменяющих – заботиться о детях, воспитывать их (ч.2 ст.38); обеспечивать получение детьми основного общего образования (ч.4 ст.43); для трудоспособных детей, достигших 18 лет – заботиться о нетрудоспособных родителях (ч.3 ст.38); для граждан – защищать Отечество (ч.1 ст.59); для всех и каждого – заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58); платить законно установленные налоги и сборы (ст.57).
Идеология естественных и неотчуждаемых прав человека исходит из того, что люди, устанавливая конституционную государственную власть, отчуждают в ее пользу часть своей естественной свободы и в этих пределах обязуются подчиняться власти. Оставшаяся часть свободы состоит из наиболее фундаментальных прав, которые не подлежат отчуждению, и других, существование и значение которых не отрицается и не умаляется перечислением наиболее фундаментальных и которые впоследствии также могут быть сформулированы в качестве неотчуждаемых. Это означает, что у человека (гражданина) нет никаких обязанностей по отношению к государству кроме одной: соблюдать конституцию и законы, т.е. быть законопослушным постольку, поскольку законы не нарушают его естественные и неотчуждаемые права. Итак, есть только одна, абстрактная, обязанность – выполнять любые конкретные обязанности, установленные законами.
Кроме того, эту обязанность неверно изображать так, как будто она корреспондирует естественным правам в рамках некоего конституционноправового отношения между человеком и государством. Правовое положение человека в государстве модельно описывается не одним, а двумя “правоотношениями”. Первое, конституционноправовое отношение предполагает, что у человека существуют естественные права по отношению к государственной власти, и этим правам корреспондирует безусловная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Второе, “квази-юридическое”, отношение повеления-подчинения обусловлено фактом существования в обществе государственной власти, обладающей принудительной силой для защиты свободы, безопасности и собственности членов общества и решения социальных задач. В рамках этого, второго, отношения у государства есть “право” устанавливать законы, а у членов общества – обязанность соблюдать законы.
Это не рядоположенные отношения. Если соединить их в одно, то получится искаженная конструкция “общественного договора”: люди и созданная ими организация власти заключают соглашение о взаимных правах и обязанностях, по которому они вправе требовать от власти защиты своей свободы и обязаны соблюдать законные ограничения свободы, а власть обязана защищать свободу подвластных и вправе для этого налагать на них законные ограничения свободы.
В действительности нет взаимных прав и обязанностей, или “взаимной ответственности” человека и государства. Обязанность быть законопослушным вытекает из природы публичной политической власти вообще, и природа эта такова, что власть всегда стремится вырваться из любых ограничивающих ее рамок. Естественные права и свободы вытекают из условий существования человека в индустриальном обществе как дозаконотворческие и внезаконотворческие притязания на свободную самореализацию человека в обществе и государстве; они описывают сферу неотъемлемой свободы человека в этом обществе и устанавливают правовые рамки для публичной политической власти и законных ограничений свободы.
Права человека и обязанность быть законопослушным не являются взаимосвязанными. В противном случае получилось бы, что человек, нарушающий эту обязанность, не говоря уже о других “конституционных обязанностях”, может быть лишен прав. Но это права естественные, не дарованные государством, неотъемлемые.
Обязанности устанавливаются законами, а права человека по отношению к государству имеют естественный т.е. внезаконотворческий характер. Никаких дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей, аналогичных естественным правам, у человека по отношению к государству нет. Есть обязанности “естественные” в смысле “само собой разумеющиеся” – например, платить законно установленные налоги и сборы. Такую обязанность не нужно закреплять силой конституции, ибо, с одной стороны, ни у кого не возникнет мысль, что, взятая абстрактно, эта обязанность нарушает естественное право собственности, с другой – законный налог, признанный чрезмерным, может быть интерпретирован как противоречащий “существу содержания” права собственности несмотря на “конституционную обязанность” платить налоги.
Отсюда следует, что, с точки зрения идеологии прав человека, во-первых, закреплять в конституции какие-то особые обязанности человека и гражданина просто бессмысленно. Любая законная обязанность, например, заботиться о детях или о родителях, если она не противоречит естественным правам и свободам, действительна уже постольку, поскольку она установлена законом. Во-вторых, юридическая обязанность предполагает юридический механизм принуждения в случае ее нарушения, так что “конституционная обязанность” без соответствующих законов останется благим пожеланием. В-третьих, и это самое важное, обязанности устанавливаются законодателем произвольно (в нейтральном смысле), т.е. законодатель по своему усмотрению, в зависимости от его оценки сегодняшних потребностей общества, устанавливает те или иные обязанности. Если, например, законодатель считает, что необходима всеобщая воинская повинность, то он может объявить защиту Отечества обязанностью и вдобавок нравственным долгом гражданина. А если законодатель считает, что Отечеству необходима профессиональная армия, то он может ограничиться формулировкой ч.2 ст.59: “Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”. И если такие обязанности ставить в один ряд, на один уровень с неотчуждаемыми правами человека, то это значит принижать права человека, умалять их юридическую силу, низводить до уровня произвольных суждений законодателя, иначе говоря – считать их октроированными.