Критерии законодательного установления пределов прав человека
Существует общий формальный принцип необходимого ограничения прав и свобод: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции). По существу этого принципа достаточно для того, чтобы законодательно устанавливать меру свободы в сфере каждого из основных прав и свобод. Любые частные содержательные критерии законодательного установления пределов конкретных прав и свобод действительны лишь постольку, поскольку они конкретизируют общий принцип и позволяют исключать из сферы действия соответствующих прав такую социальную активность, которая нарушает права и свободы других лиц, т.е. правонарушающие деяния.
Содержательные ограничения прав и свобод сформулированы в Конституции лишь применительно к свободе объединений (ч.5 ст.13) и свободе выражения мнений (ч.2 ст.29). Это запреты антиконституционной, антидемократической деятельности, а также деятельности, противоречащей идеологии правового равенства (см. 2.3.2.2.; 2.3.3.1.).
Наконец, в ч.3 ст.55 Конституции говорится, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты далее перечисляемых социальных ценностей. Следует подчеркнуть, что ч.3 ст.55 содержит общую норму по отношению к иным случаям упоминания в Конституции о законодательном установлении пределов прав человека. Поэтому очевидно, что ограничение прав и свобод человека и гражданина в смысле ч.3 ст.55 относится к исключительной компетенции федерального законодателя. Законодательные полномочия по этому вопросу не могут быть делегированы законодательным органам субъектов Федерации, ибо иначе в разных субъектах РФ будет установлен разный общий правовой статус человека и не будет общего правового статуса гражданина России.
В большинстве статей главы 2 Конституции, формулировки которых специально указывают на законодательное регулирование соответствующих прав и свобод, упоминается именно федеральный закон. Пункт “в” ст.71 Конституции относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к ведению Федерации, в то время как к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относятся только вопросы защиты прав и свобод (п.”б” ч.1 ст.72 Конституции). Вместе с тем, формулировки некоторых статей главы 2 вызывают впечатление о допустимости регулирования соответствующих прав и свобод законом, т.е. федеральными законами и законами субъектов РФ. Например, органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34). Право частной собственности охраняется законом (ч.1 ст.35). Следует полагать, что во всех этих случаях речь идет о защите прав и свобод законом и об их регулировании в смысле ограничения федеральным законом. Иначе говоря, свобода экономической деятельности не может быть ограничена (в смысле ч.3 ст.55) законами субъектов РФ; и т.д.
Часть 3 ст.55 позволяет законодательно ограничивать права человека не только в целях защиты прав других лиц, но и в целях защиты других конституционно значимых ценностей. Здесь следует предположить, что эти конституционно значимые ценности так или иначе представляют собой объекты основных прав и свобод человека; в противном случае положения ч.3 ст.55 следовало бы считать недействительными по причине их противоречия ст.2 Конституции, устанавливающей высшую ценность прав и свобод человека. Таким образом, положения ч.3 ст.55 следует рассматривать как частные формулировки, конкретизацию общего принципа ограничения прав человека и толковать их только в контексте этого принципа. С этой точки зрения критерии, исчерпывающий перечень которых дан в ч.3 ст.55 выглядят следующим образом.
1. Защита Основ конституционного строя. Принципы, составляющие Основы конституционного строя, за исключением того, что принято называть “народным суверенитетом”, и принципа социальной государственности, не противоречат принципу приоритета прав человека. Это означает, что права человека нельзя использовать для насильственного изменения Основ конституционного строя и, в частности для нарушения целостности Российской Федерации, для деятельности, направленной на отказ от правового (формального) равенства и демократического правового государства, исключительно в котором возможно осуществление самих прав человека.
Что касается принципа “народного суверенитета” (ч.1 ст.3 Конституции), то идеология прав человека полагает, что источником государственной власти является не народ, а индивид, отчуждающий часть своей естественной свободы в пользу власти, что права и свободы защищают человека не только от произвола власти, но и от “народного суверенитета”, как и от любого абсолютизма[7]. Следовательно, принцип приоритета прав человека запрещает российскому многонациональному народу, например, путем референдума отказаться от каких-либо прав и свобод человека и гражданина или путем выборов привести к власти партию, выступающую за “диктатуру пролетариата”.
Принцип социальной государственности означает перераспределение национального дохода в пользу социально слабых и в ущерб правовому (формальному) равенству, т.е. естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Их приоритет означает, например, что социальные программы нельзя осуществлять за счет чрезмерных налогов, т.е. нарушения основного содержания права собственности (status negativus), или недостаточного финансирования судебной системы, обеспечивающей право на судебную защиту (status positivus).
2. Защита нравственности и здоровья других лиц. Не следует понимать это ограничением так, что законодатель может подменять правовые пределы свободы своими нравами. Каждый человек обладает правом на духовную и физическую неприкосновенность (ч.1 ст.22, ст.29 Конституции), в частности, на то, чтобы государство защищало его от навязывания ему того, что ему не нравится, противоречит его убеждениям и тем более вредит его здоровью.
В этом контексте следует подчеркнуть, что только некоторые отдельные права и свободы могут заключать в себе имманентные ограничения, направленные на защиту нравственности и здоровья. Например, свобода выражения мнений реализуется в акте доведения мнения до сведения других людей, у которых есть естественное право на защиту их нравов от оскорбления. Поэтому, Международный пакт о гражданских и политических правах (ч.3 ст.19) предусматривает законные ограничения свободы выражения мнений (но не прав вообще!), необходимые (а) для уважения прав и репутации других лиц; (б) для охраны государственной безопасности и нравственности населения. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод также упоминает об охране здоровья или нравственности в контексте критериев вмешательства публичной власти в сферу частной жизни (ч.2 ст.8), ограничения свободы исповедовать свою религию или убеждения (ч.2 ст.9), свободы выражения мнений (ч.2 ст.10), свободы собраний и манифестаций (ч.2 ст.11 Конвенции).
Таким образом, следует полагать, что в ч.3 ст.55 Конституции допускается ограничение лишь некоторых прав и свобод человека и гражданина по мотивам защиты нравственности и здоровья.
3. Обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оборону страны следует понимать исключительно как состояние войны или военное положение[8]. Что касается обеспечения безопасности государства, в частности, обороноспособности страны, то здесь можно считать допустимыми запреты только такого осуществления прав и свобод, которое нарушает права всех остальных граждан государства, а не интересы государственного аппарата, которые обычно выдаются за государственные интересы. Если, например, государственную тайну составляют сведения об экологически вредном воздействии оружия, используемого Вооруженными Силами, то разглашение такой “государственной” тайны является правомерным использованием свободы информации. Тем более, что ст.42 Конституции гарантирует право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
4. Защита прав и законных интересов других лиц. Законодательный запрет нарушать права каких бы то ни было лиц является само собой разумеющимся. В то же время приоритет прав человека исключает любое ограничение естественных и неотчуждаемых прав и свобод законными интересами любых лиц, даже очень важных.
С точки зрения идеологии прав человека естественные и неотчуждаемые права и свободы и так называемые “законные интересы” суть категории не рядоположенные. Первые составляют общий правовой статус человека и гражданина (основы правового статуса личности в смысле ст.64 Конституции), куда “законные интересы” не входят[9]. В частности, это означает, что интерес не должен быть законным, если он противоречит правам и свободам человека и гражданина. И наоборот: осуществление прав и свобод не может быть ограничено никакими законными интересами других лиц. Международные документы в области прав человека не упоминают ни о каких законных интересах.
Однако текст Конституции допускает возможность ограничения прав и свобод именно правами и законными интересамидругих лиц (ч.2 ст.36, ч.3 ст.55). Допускать возможность такого ограничения прав и свобод можно лишь в том случае, если считать их октроированными. Поэтому следует полагать, что текст ч.2 ст.36 и ч.3 ст.55 Конституции содержит ненадлежащие формулировки, по ошибке попавшие в Конституцию из текстов советских времен, когда допускались только октроированные права.