Сущность личных прав и свобод в республике беларусь и их законодательное закрепление

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 Сущность личных прав и свобод в Республике Беларусь и их законодательное закрепление………………………………………………5

1.1 Права личности: понятие и содержание прав личности………………….5

1.2 Личные права и свободы граждан Республики Беларусь: понятие и содержание……………………………………………………………………….8

1.3 Законодательное закрепление личных прав и свобод в Республике Беларусь…………………………………………………………………………11

2 Государственно-правовой механизм защиты личных прав и свобод гражданина в Республике Беларусь…………………………………………….17

1.1 Конституционные гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь………………………………………………….17

1.2 Государственно-правовой механизм защиты личных прав и свобод граждан в Республике Беларусь………………………………………………...20

3 Проблемы формирования механизма защиты личных прав и свобод в Республике Беларусь…………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Концепция прав человека уникальна, так как имеет многоаспектное проявление: правовое, философское, историческое. Важность и необходимость развития и продвижения данной концепции в современном мире, в том числе и путем распространения знаний о правах человека, трудно переоценить. От понимания обществом в целом, и каждым его членом в частности, сути концепции прав человека во многом зависит то, каким образом будет осуществляться дальнейшее развитие и функционирование этого общества.

Чрезвычайно важным представляется то, какое внимание уделяется поощрению и содействию распространения знаний о правах человека при воспитании молодого поколения – поколения, которое будет завтра строить государство, в котором живет. В условиях смены социально-экономической формации и последовавшего за ней глубокого социально-экономического и политического кризиса в республиках бывшего Советского Союза, ныне суверенных государствах, институт защиты прав граждан подвергается большим испытаниям. Провозглашение естественных прав человека, с одной стороны, и хаос во всех областях общественной жизни, – с другой, на практике обернулись массовыми нарушениями прав граждан и ослаблением их защиты [5, с. 12].

Для обеспечения прав человека оказалась недостаточной только их констатация, поэтому, закрепив права человека в нормативных актах государства, необходимо выработать надежный социально-правовой механизм их реальной защиты как со стороны государства, так и со стороны общества. В зависимости от политической, социально-экономической среды юридический механизм защиты прав человека может снижать или усиливать эффективность правозащитных мер. В условиях экономического кризиса, нестабильной политической обстановки, потери моральных ценностей, что наблюдается в современных условиях жизни нашего общества, невозможна эффективная защита в полной мере личных прав граждан. Указанные факторы обусловливают актуальность рассматриваемой темы.

Объектом исследования в курсовой работе является механизм защиты прав личности в Республике Беларусь.

Предметом исследования в курсовой работе являются основные права личности, их содержание, принципы и способы законодательной защиты.

Цель исследования заключается в определении значения механизма защиты прав личности в Республике Беларусь, основные способов и принципов их защиты, а также определение проблемных вопросов данного его построения и защиты.

Задачи настоящего исследования:

1) исследование прав личности и их содержания;

2) изучение принципов формирования механизма защиты прав личности в Республике Беларусь, его сущности и принципов действия;

3) определение проблемных вопросов, возникающих в процессе функционирования механизма защиты прав личности, причин их возникновения и решений для их устранения.

Основными методами, используемыми в ходе данного исследования, являются общенаучный диалектический метод познания, который позволяет исследовать и практически применять познанные закономерности сущности и содержания правовых явлений, а также исторический и сравнительный методы. Как вспомогательные, использованы историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический методы, а также анализ юридической литературы и правовых актов.

Теоретической основой составляют научные труды специалистов в области права и практиков в исследуемом направлении. В качестве правовой основы выступают нормативно-правовые акты Республики Беларусь и Международного права. В том числе используются научные статьи отечественных и зарубежных ученых, затрагивающих данную тему.

ГЛАВА 1

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного выше исследования можно сделать вывод, что в настоящее время концепция защиты личных прав и свобод имеет отношение практически ко всем сферам не только государственной деятельности, но и общественной и личной жизни в современном обществе. Многообразие различных учреждений, занимающихся вопросами реализации и защиты рассматриваемой категории прав отражает современную действительность.

Конституция Республики Беларусь гарантирует не только наличие, но и реальную реализацию личных прав в условиях национальной правовой системы. Правовой основой их существования и реализации является их официальное признание, что выражается в закреплении прав человека в нормативных правовых актах.

Основной Закон закрепляет приоритет прав человека в качестве основного критерия определения демократического социального правового государства. Естественно, что сделано это применительно к реальной практике построения такого государства в собственных национальных условиях. Высшей целью нового государства объявлялось свободное развитие каждого гражданина на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

Также из проведенного исследования следует, что в современном законодательстве и государственно механизме по защите личных прав существует большое количество пробелов, что в большей степени связано со сравнительно недавним формированием государственности Республики Беларусь после выхода из Советского Союза. Однако, Республика Беларусь на протяжении многих лет приобрела позитивный мировой опыт в данной сфере и уверено движется в направлении совершенствования законодательства по защите прав личности.

Необходимо учитывать, что характер прав и свобод человека определяется не только природой отдельного, конкретного государства, в котором они реализуются, но и развитием человеческой цивилизации, уровнем культуры международного сообщества в целом и правовой культуры в частности. Чем целостнее мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы человека международными факторами.

Одним из условий защиты личных прав и свобод является социально-психологический перелом в отношении прав человека не только со стороны государственных чиновников, но и со стороны всего населения республики, независимо от национальных, расовых, религиозных, социальных различий. Преодоление пренебрежительного отношения к правам человека в обществе явится большим сдвигом в продвижении к подлинной демократии и устойчивой жизни к повышению культуры общества.

В том числе можно констатировать, что основным гарантом защиты прав человека в целом являются: состояние общей и правовой культуры общества; уровень образованности каждого гражданина; материальное и социальное благополучие жизни людей; стабильное экономическое, социально-культурное и политическое развитие общества с широким проявлением демократических тенденций, возвышающих человека до уровня личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 Сущность личных прав и свобод в Республике Беларусь и их законодательное закрепление………………………………………………5

1.1 Права личности: понятие и содержание прав личности………………….5

1.2 Личные права и свободы граждан Республики Беларусь: понятие и содержание……………………………………………………………………….8

1.3 Законодательное закрепление личных прав и свобод в Республике Беларусь…………………………………………………………………………11

2 Государственно-правовой механизм защиты личных прав и свобод гражданина в Республике Беларусь…………………………………………….17

1.1 Конституционные гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь………………………………………………….17

1.2 Государственно-правовой механизм защиты личных прав и свобод граждан в Республике Беларусь………………………………………………...20

3 Проблемы формирования механизма защиты личных прав и свобод в Республике Беларусь…………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Концепция прав человека уникальна, так как имеет многоаспектное проявление: правовое, философское, историческое. Важность и необходимость развития и продвижения данной концепции в современном мире, в том числе и путем распространения знаний о правах человека, трудно переоценить. От понимания обществом в целом, и каждым его членом в частности, сути концепции прав человека во многом зависит то, каким образом будет осуществляться дальнейшее развитие и функционирование этого общества.

Чрезвычайно важным представляется то, какое внимание уделяется поощрению и содействию распространения знаний о правах человека при воспитании молодого поколения – поколения, которое будет завтра строить государство, в котором живет. В условиях смены социально-экономической формации и последовавшего за ней глубокого социально-экономического и политического кризиса в республиках бывшего Советского Союза, ныне суверенных государствах, институт защиты прав граждан подвергается большим испытаниям. Провозглашение естественных прав человека, с одной стороны, и хаос во всех областях общественной жизни, – с другой, на практике обернулись массовыми нарушениями прав граждан и ослаблением их защиты [5, с. 12].

Для обеспечения прав человека оказалась недостаточной только их констатация, поэтому, закрепив права человека в нормативных актах государства, необходимо выработать надежный социально-правовой механизм их реальной защиты как со стороны государства, так и со стороны общества. В зависимости от политической, социально-экономической среды юридический механизм защиты прав человека может снижать или усиливать эффективность правозащитных мер. В условиях экономического кризиса, нестабильной политической обстановки, потери моральных ценностей, что наблюдается в современных условиях жизни нашего общества, невозможна эффективная защита в полной мере личных прав граждан. Указанные факторы обусловливают актуальность рассматриваемой темы.

Объектом исследования в курсовой работе является механизм защиты прав личности в Республике Беларусь.

Предметом исследования в курсовой работе являются основные права личности, их содержание, принципы и способы законодательной защиты.

Цель исследования заключается в определении значения механизма защиты прав личности в Республике Беларусь, основные способов и принципов их защиты, а также определение проблемных вопросов данного его построения и защиты.

Задачи настоящего исследования:

1) исследование прав личности и их содержания;

2) изучение принципов формирования механизма защиты прав личности в Республике Беларусь, его сущности и принципов действия;

3) определение проблемных вопросов, возникающих в процессе функционирования механизма защиты прав личности, причин их возникновения и решений для их устранения.

Основными методами, используемыми в ходе данного исследования, являются общенаучный диалектический метод познания, который позволяет исследовать и практически применять познанные закономерности сущности и содержания правовых явлений, а также исторический и сравнительный методы. Как вспомогательные, использованы историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический методы, а также анализ юридической литературы и правовых актов.

Теоретической основой составляют научные труды специалистов в области права и практиков в исследуемом направлении. В качестве правовой основы выступают нормативно-правовые акты Республики Беларусь и Международного права. В том числе используются научные статьи отечественных и зарубежных ученых, затрагивающих данную тему.

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.1 Права личности: понятие и содержание прав личности

В современных демократических государствах права человека представляют собой не просто декларации, а являются принципами, составляющими ценностную основу взаимоотношений в обществе, а также между человеком и государством. Правовой аспект прав человека – система норм, устанавливающих и регулирующих права человека, система органов и процедур, направленных на их защиту, представляет особую важность в рамках изучения и последующей реализации прав человека.

Право само по себе имеет гомоцентричную направленность и призвано охранять и защищать свободу и достоинство личности. При этом правовое преломление прав человека имеет двухуровневую структуру: внутригосударственный и международно-правовой уровни. Международное и внутригосударственное право с самого начала развития концепции прав человека оказывали друг на друга взаимное влияние, обогащая и дополняя одно другое.

Права человека – это права, которые присущи каждому человеку в силу его рождения. Несмотря на то что концепция прав человека часто воспринимается как отражающая некие идеалы, к которым необходимо стремиться, либо вообще как утопичная по своей природе, суть ее состоит в том, что права человека устанавливают тот необходимый минимум, который требуется, чтобы обеспечить человеку «человеческое» – в противовес «нечеловеческому» – существование.

Значимость и простота концепции прав человека, лучше всего обозначена философом права М. Перри, который утверждает, что существуют некоторые вещи, которые никогда не должны быть сделаны по отношению к человеку, а также некоторые иные вещи, которые, наоборот, всегда должны осуществляться по отношению к человеку. И те и другие «вещи» – то, что объединено общим названием «права человека» [20, с.14]. К ним, в частности, относятся следующие права, изначально закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (ст. 5); право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации (ст. 7); право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения основных прав человека, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8); свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9); право на справедливое судебное разбирательство (ст. 10); право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства (ст. 13); право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем (ст. 14); право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18); право на социальное обеспечение (ст. 22); право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23); право на образование, направленное на полное развитие человеческой личности и на увеличение уважения к правам человека и основным его свободам (ст. 26); право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены (ст. 28) [8].

Несмотря на то что сегодня права человека имеют прочную международно-правовую основу, принципы, на которых основана данная концепция, имеют не правовое происхождение – они присутствуют в любой религии и отражены в учениях практически всех философских школ. Право человека – это обеспеченная государством, закрепленная в правовых нормах и гарантированная законом возможность что-либо делать или нет. Права человека подразделяются на: негативные права (свободы) – определяют обязанности государства и других людей воздержаться от тех или иных действий по отношению к индивиду; позитивные права – фиксируют обязанность государства и других лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия.

Права человека подразделяются на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права. Личные и политические права относят к правам первого поколения. Они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей, и нуждаются лишь в охране со стороны государства [9, c. 62].

Как уже отмечалось, права человека присущи всем людям в силу того факта, что они – люди безотносительно того, гражданином какого государства является человек, и безотносительного того, ратифицировало ли данное государство основополагающие договоры в области прав человека.

В данном контексте следует отметить, что наблюдается тенденция отождествления прав человека с правами, которые человек имеет как гражданин какого-либо государства. В определенной степени такое отождествление понятно, так это действительно очень схожие наборы прав, защита которых осуществляется с единой общей целью – защитить человека. Вместе с тем, когда государство обеспечивает соблюдение прав человека, оно делает это не потому, что человек – гражданин этого государства, а потому, что он – человек. Свидетельством является то, что государство обязано защищать права не только своих граждан, но и иных лиц, находящихся на его территории или под его юрисдикцией. Общее правило таково, что, когда государство становится стороной какого-либо международного договора, оно принимает на себя обязательства по защите только своих граждан или иных лиц, находящихся на его территории.

Таким образом, права человека – это права, которые присущи каждому человеку в силу его рождения. Права человека подразделяются на: негативные права и позитивные. Права человека подразделяются на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права.

1.2 Личные права и свободы граждан в Республике Беларусь: понятие и содержание

Личные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности. Основным личным правом человека является право на жизнь. К личным правам относится право на неприкосновенность и достоинство личности. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержание под стражей иначе, как на основании судебного решения.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность жилища (ст.29), частной жизни (ст.28), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.28). Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Важной формой свободы личности является свобода передвижения (ст. 30): каждый, кто законно находится на территории РБ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
К личным правам и свободам относится право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст.50), свобода совести и вероисповедания (ст.31), свобода мысли и слова [1]. Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В Конституции Республики Беларусь оно признается правом, которое не может быть ограничено введением

чрезвычайного положения, но как любое право может ограничиваться законом только в той мере, в какой это необходим в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым «Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда» – что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время [6, c.49].

Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия. Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Республике Беларусь право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам. Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Все эти права принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления; врачебная тайна; тайна исповеди; тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека – все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора [1]. Лица, проводящие следственные действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии. В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав.

Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Таким образом, личные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности. Основным личным правом человека является право на жизнь. К личным правам относится право на неприкосновенность и достоинство личности.

Наши рекомендации