Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации.

Вспомогательный аппарат способствует осуществлению многообразных полномочий главы государства, позволяет получать альтернативную официальным каналам информацию, обеспечивает необходимое, подчас неформальное, взаимодействие с конституционными органами власти, силовыми учреждениями и др. Руководящий и в определенной части специализированный персонал этого аппарата представляет собой так называемое политическое чиновничество, лично связанное с главой государства и обычно покидающее свои должности с его выбытием. Некоторые вспомогательные органы и учреждения, действующие при главе государства, приобретают конституционный статус.

Основными органами данной группы являются:

Администрация Президента РФ

Администрация Президента РФ формируется и действует на основании п. «и» ст.83 Конституции РФ, Указа Президента РФ «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25.03.2004 г.[154] и Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 6.04.2004 г.[155] и является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением его решений.

В состав Администрации входят:

- Руководитель Администрации Президента РФ; его заместители; помощники Президента РФ; пресс-секретарь Президента РФ; руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента в федеральных округах; советники Президента РФ; полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации ФС РФ, Государственной Думе ФС РФ, Конституционном Суде РФ; старшие референты, референты Президента РФ и иные должностные лица Администрации;

- Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации (на правах управления);

- Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления);

- Аппарат советников Президента РФ;

- Государственно-правовое управление Президента РФ;

- Канцелярия Президента РФ (на правах управления);

- Контрольное управление Президента РФ;

- Референтура Президента РФ (на правах управления);

- Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления);

- Управление Президента РФ по внешней политике;

- Управление Президента РФ по внутренней политике;

- Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам;

- Управление Президента РФ по вопросам государственной службы;

- Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан;

- Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ;

- Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами;

- Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан;

- Управление пресс-службы и информации Президента РФ;

- Протокольно-организационное управление Президента РФ;

- Экспертное управление Президента РФ.

Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции:

- организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы;

- подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ;

- подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;

- подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов;

- обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;

- подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и для его программных выступлений;

- обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

- осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента Российской Федерации;

- подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ;

- подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

- обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

- обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

- содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

- обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

- организационное обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по осуществлению актов помилования;

- сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

- учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ;

- обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Совещательные и консультативные органы при Президенте РФ

Работа в комиссиях и советах при Президенте РФ осуществляется на общественных началах. Основная задача этих органов – оказание консультативной помощи Президенту по отдельным, специальным вопросам государственной и общественной жизни. Среди них можно выделить:

- Государственный совет РФ;

- Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ;

- Геральдический совет при Президенте РФ;

- Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства;

- Совет по местному самоуправлению;

- Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией;

- Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия;

- Национальный совет при Президенте РФ по пенсионной реформе;

- Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;

- Комиссия при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести;

- Комиссия по государственным наградам при Президенте РФ;

- Комиссия при Президенте РФ по государственным премиям РФ в области науки и техники;

- Комиссия при Президенте РФ по государственным премиям РФ в области литературы и искусства;

- Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;

- Комиссия при Президенте РФ по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления;

- Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

Совет Безопасности РФ

Совет Безопасности РФ формируется Президентом РФ в соответствии с п. «ж» ст.83 Конституции РФ. Статус данного органа определяется:

- Законом РФ «О безопасности» от 5.03.1992 г.[156]

- Положением о Совете Безопасности РФ[157]).

Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности РФ являются:

- обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

- разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

- подготовка предложений Президенту РФ для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

- подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;

- решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности. Для реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ.

ТЕМА 17. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти.

2. Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти.

Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом РФ.

Парламент – это самостоятельный, постоянно действующий, высший общенациональный представительный орган государства, избираемый народом, выражающий его суверенную волю, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти.

Термин «парламент» происходит от латинского глагола «parlare», что означает говорить, разговаривать. Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть короля была ограничена собранием крупных феодалов (лордов), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и сельских единиц (графств). Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и др. странах.

Идея народного представительства, выдвинутая выдающимися мыслителями XVII-XVIII в.в. (Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.), основывалась на убеждении в том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Население, образуя выборный представительный орган, наделяет его исключительным правом принимать законы, регулирующие отношения между личностью, обществом и государством. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

Наука конституционного права России выделяет три основных периода в становлении и развитии парламентаризма в России:

1. Досоветский период. Реальное начало становления парламентаризм в России традиционно связывается с изданием Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», п. 3 которого указывалось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей». Фактически это означало попытку ограничения абсолютизма в России путем учреждения органа народного представительства.

Первая Государственная Дума приступила к работе 26 апреля 1906 г. Ее ведение составляли «предметы, требующие издание законов», «государственная роспись доходов и расходов», «отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи» и др. Однако, несмотря на формальное закрепление законодательных, бюджетных и контрольных полномочий за Государственной Думой, по сути она являлась законосовещательным органом при Императоре.

Советский период. В основу государственно-правового регулирования народного представительства в советской России были положены идеи классиков марксизма-ленинизма, выражавшиеся в принципах единства государственной власти, полновластия советов как высшей формы демократии и руководящей роли правящей партии. Особенностью советской системы народного представительства являлось то, что выборные органы всех уровней составляли единую систему, возглавляемую высшим органом. В СССР таким органом считался с 1936 г. Верховный Совет СССР, а с 1988 г. – Съезд народных депутатов СССР. Однако провозглашенное верховенство органов народного представительства в советском государстве на деле сводилось к формальному одобрению решений, принятых руководящими органами коммунистической партии.

Постсоветский (современный) период. Коренное изменение статуса высшего представительного органа России произошло в связи с принятием Конституции РФ 1993 г. С начала 1994 г. новый парламент – Федеральное Собрание приступил к осуществлению функций «законодательного и представительного органа Российской Федерации».

Основными характеристиками российского парламента являются:

1) Парламент выступает в роли представительного органа государственной власти федерального уровня. Это означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли всего народа Российской Федерации. Доступность и реальность народного представительства обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Именно представительный характер парламента позволяет учесть при разработке и принятии закона интересы различных групп и слоев населения.

2) Парламент является законодательным органом. В соответствии с мировой практикой демократических стран парламент - единственный орган государства, который имеет право принимать законы, т.е. акты высшей юридической силы. Разработка, обсуждение и принятие законов - его главная функция.

3) Самостоятельность и независимость в системе разделения властей. Руководствуясь принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ, законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием самостоятельно и независимо с учетом механизма взаимных «сдержек и противовесов». Не умаляя значения исполнительной и судебной власти, следует признать, что «первой среди равных», несомненно, является власть законодательная. Законы, принятые Федеральным Собранием определяют организацию и деятельность всего государственного аппарата, в том числе правовой статус исполнительных и судебных органов. Вместе с тем законотворческая независимость парламента не является абсолютной. Она корректируется такими механизмами как референдум, военное и чрезвычайное положение; право Конституционного Суда РФ признавать законы неконституционными, вследствие чего они утрачивают силу; право Президента РФ распускать Государственную Думу, в случаях, установленных Конституцией и др.

Структура Федерального Собрания Российской Федерации.В мировой практике современных федеративных государств в организации парламентов утвердился принцип двойного представительства: 1) прямое народное представительство на основе всеобщего избирательного права; 2) территориальное народное представительство, позволяющее учитывать региональные интересы и обеспечивающее равное участие всех частей федерации в решении общегосударственных задач. Это позволяет в законотворчестве учитывать общие и региональные интересы, отражая в законе, тем самым, сбалансированную волю общества.

Согласно ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Обладая собственными полномочиями, палаты Федерального парламента реализуют различные способы народного представительства. Государственная Дума представляет и выражает волю всего населения РФ. Совет Федерации призван выражать интересы субъектов РФ, что создает возможность гарантировать наряду с общим представительством интересов всех граждан также особое представительство коллективных интересов населения регионов России. Кроме этого двухпалатность парламента обеспечивает взвешенное рассмотрение законопроектов, когда одна палата является противовесом для поспешных и недостаточно продуманных решений другой палаты. Следует отметить, что двухпалатная организация российского парламента не ведет к признанию того, что одна палата является «нижней», а другая «верхней». Такие условные названия палат Федерального Собрания обычно связывают с их ролью в законотворческом процессе.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно (ч.1 ст.100 Конституции РФ). Совместные заседания палат могут осуществляться лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

На основе анализа конституционных норм следует выделить следующие основные направления деятельности российского парламента:

1) осуществление законодательной власти;

2) контроль за поступлением и расходованием средств государственной казны (принятие бюджета и контроль за его исполнением, для чего образуются специальный орган - Счетная палата);

3) участие в формирование других органов государственной власти (например, назначение на должность судей высших судов РФ, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка РФ и др.);

4) контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти (например, решение вопроса о доверии Правительству РФ и др.);

5) представительство интересов РФ в международных организациях и иностранных государствах.

Порядок формирования палат Федерального Собрания.

Порядок формирования палат российского парламента отражает роль и значение Государственной Думы и Совета Федерации в обеспечении задач народного представительства.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Согласно ч.2 ст.95 Конституции РФ «в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».

Учитывая требования ч.2 ст.96 Конституции, процедура формирования Совета Федерации подробно регулируется Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».[158]

В соответствии с указанным законом членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Процедура избрания представителя от законодательного органа субъекта РФ заключается в следующем:

- член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа;

- член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты;

- кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем;

- в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат;

- группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации.

Для назначения представителя от исполнительного органа власти субъекта РФ установлена иная процедура:

- представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий;

- указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу, если на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

В Конституции РФ не установлен срок полномочий Совета Федерации. Таким образом, персональный состав данной палаты будет обновляться в текущем порядке в зависимости от сроков полномочий законодательных и исполнительных органов субъектов федерации и характера их решений.

Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Конституционные основы формирования Государственной Думы закреплены в статьях 95-97 Основного закона:

- Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ч.3 ст.95);

- Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ч.1 ст.96);

- депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ч.1 ст.97).

Учитывая требования ч. 2 ст. 96 Конституции РФ, порядок формирования Государственной Думы детально регулируется Федеральным законом. В настоящее время формирование Государственной Думы регулируется Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 18 мая 2005 г.)[159] и одноименным Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который вступает в силу 7 декабря 2006 года, за исключением части 6 статьи 94, вступившей в силу со дня официального опубликования указанного закона[160].

Согласно последнему закону депутаты Государственной Думы избираются по единому федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Процедура избрания депутатов Государственной Думы осуществляется в соответствии с общими принципами избирательного права и стадиями избирательного процесса.

Назначение выборов. В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ (п. «а» ст.84). Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленные сроки, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией России.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляют:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии.

Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»[161] принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии.

Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ, части территории субъекта РФ.

Число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ или территориях группы субъектов РФ или части территории субъекта РФ, которым соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта РФ, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч.

Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта РФ при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта РФ избирателей превышает 1,3 миллиона.

Региональная группа кандидатов должна соответствовать части территории субъекта РФ, если численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта РФ избирателей превышает 3 миллиона.

Центральная избирательная комиссия РФ определяет границы частей территорий субъектов РФ, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, с соблюдением следующих требований:

1) число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ, делится на 650 тысяч. Целая часть числа, полученного в результате этого деления, есть число частей, на которые делится этот субъект РФ;

2) части территории субъекта РФ должны быть примерно равны по числу зарегистрированных избирателей с допустимым отклонением числа избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта РФ, от числа избирателей, зарегистрированных на каждой из других частей территории этого же субъекта РФ, не более чем на 15 процентов. При соблюдении указанного требования учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований. Если на территории городского округа зарегистрировано не менее 650 тысяч избирателей, то указанный городской округ может быть разделен не более чем между двумя частями территории субъекта РФ. При этом одна из частей должна включать в себя только территорию указанного городского округа. Если на территории городского округа зарегистрировано менее 650 тысяч, но не менее 300 тысяч избирателей, то указанный городской округ не может быть разделен между частями территории субъекта РФ;

3) не допускается образование части территории субъекта РФ из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте РФ;

4) в наименование части территории субъекта РФ должно быть включено наименование соответствующего субъекта РФ.

В федеральном списке кандидатов одному субъекту РФ, в том числе входящему в группу субъектов РФ, либо одной части территории субъекта РФ должна соответствовать не более чем одна региональная группа кандидатов.

Региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ, части территории субъекта РФ, составляют региональную часть федерального списка кандидатов. Каждая региональная группа кандидатов должна иметь свое наименование, состоящее не более чем из пяти слов, при этом в федеральном списке кандидатов указывается, какому субъекту РФ, какой группе субъектов РФ (с указанием перечня субъектов РФ), какой части территории субъекта РФ, какой группе частей территории субъекта РФ (с указанием перечня частей территории субъекта РФ) она соответствует.

Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты РФ.

В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов.

Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.

Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать пятьсот человек.

Закон подробно регламентирует проведение предвыборной агитации и использование в этих целях средств массовой информации и избирательных фондов.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией.

Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тысяч.

Политическая партия в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов вправе внести на специальный счет Центральной избирательной комиссии РФ избирательный залог. Указанный счет открывается в филиале Сберегательного банка РФ. 3. Избирательный залог составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, которая в соответствии с данным законом определена в размере 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии. Следовательно, размер залога определен в 60 миллионов рублей.

Распределение депутатских мандатов происходит между федеральными списками кандидатов пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Распределение мандатов внутри списка кандидатов производится в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке.

Как уже отмечалось, общий срок легислатуры Государственной Думы – 4 года. Однако, в Конституции (ст. 109) предусмотрена возможность досрочного прекращения полномочий - роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации. Данная мера рассматривается как конституционное средство разрешения правительственного кризиса, вызванного конфликтом между законодательной и исполнительной властью или невозможностью в течение длительного времени сформировать правительство, пользующееся поддержкой парламентского большинства.

Основания для роспуска Государственной Думы РФ предусматриваются статьями 111 и 117 Конституции РФ. Ими являются: 1) Трехкратное отклонение Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства РФ (ч.4 ст. 111 Конституции РФ); 2) Повторное (в течение трех месяцев) выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ (ч.3 ст. 117 Конституции РФ); 3) Отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ (ч.4 ст. 117 Конституции РФ).

Вместе с тем в ст. 109 Конституции РФ установлены ограничения возможного роспуска Государственной Думы как гарантии необоснованного вмешательства в работу законодательного органа:

1) Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

2) Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента России до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

3) Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

3. Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Как уже отмечалось, палаты Федерального Собрания наделены собственной компетенцией, которая реализуется самостоятельно или совместно с другими органами государственной власти. Разграничение компетенции палат проведено в Конституции РФ с учетом их назначения в системе разделения властей, а также роли в обеспечении народного представительства.

Нормы Конституции России содержат указание на наличие у Совета Федерации следующих полномочий:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (ст. 102);

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения (ст. 102);

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения (ст. 102);

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (ст. 102);

д) назначение выборов Президента Российской Федерации (ст. 102);

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности (ст.102);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 102);

з) назначение на должность и освобождение о

Наши рекомендации