Источники науки конституционного права и их эволюция.
Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных учёных; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.
Учёными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам учёных относятся многочисленные монографии и статьи, в которых даётся критическое осмысление различных категорий и институтов. Учёные спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права.
Конституция и иные нормативно-правовые акты всегда находятся в центре внимания учёных, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. Поэтому в нормотворческом процессе России всё более активную роль играют представители науки (эксперты, консультанты и т.п.).
Практика ‑ неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.
Развитие науки конституционного права.Наука о государстве возникла ещё в Древней Греции и развивалась во все последующие века. Эту науку развивали Аристотель, Платон, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Ж. Боден, Г. Блэкстон, Ш. Монтескье, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, В. Гегель и многие другие.
Труды философов и просветителей прошлого были направлены на выяснение назначения государства, его сущности и происхождения. Они разработали общие и философские представления о таких понятиях, как естественное происхождение прав и свобод человека, суверенитет народа и государственный суверенитет, разделение властей, и других, ставших важнейшими принципами в борьбе народов за гражданские свободы и демократию.
Наука конституционного (государственного) права в современном её понимании сложилась только в прошлом столетии. Её становление происходило параллельно с формированием системы правовых норм, регулирующих сферу отношений человека и государства и организации государственной власти.
Во второй половине XIX- начале XX в., когда сформировалась наука конституционного (государственного) права, господствовавшее направление в ней получило название «юридическая школа», которую называют также классической школой. Её представители в зарубежных странах Г. Еллинек, А. Эсмен, А. Дайси, В. Орландо, П. Лабанд и другие разработали основные понятия и категории конституционного (государственного) права. Трудами этих учёных была создана классическая теория конституционного права, обоснованы конституционно-правовые доктрины правового и демократического государства, парламентаризма и т.д.
Наука конституционного права ХХ столетия представлена такими известными государствоведами, как М. Прело, Ж. Ведель, Х. Филлипс, Д. Маккинтош, Д. Маршалл, Г. Кельзен, К. Хессе и другими. В трудах этих учёных разработаны теории конституционного права, обусловленные современным состоянием развития общества и государства.
Российская школа конституционного (государственного) права развивалась в тесной взаимосвязи с наукой в зарубежных странах. Юридическая школа второй половины XIX - начала XX в. была представлена выдающимися учёными-государствоведами. Это Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, А.С. Алексеев, И.Е. Андриевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.И. Лазаревский, А.Д. Градовский, В.М. Гессен, М.И. Свешников и другие.
Яркими представителями социологического направления в науке конституционного права дореволюционной России были М.М. Ковалевский, В.В. Ивановский и другие.
Теории и доктрины, созданные примерно сто лет назад, заслуживают пристального внимания и изучения. По глубине анализа и фундаментальности исследования многие работы являются до настоящего времени непревзойдёнными. К сожалению, все они стали библиографической редкостью, их можно найти только в крупных научных библиотеках.
Советская наука государственного права по существу прервала развитие конституционно-правовой мысли в России. Опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма, советские государствоведы обосновывали необходимость диктатуры пролетариата, доказывали обречённость капиталистического строя и буржуазного государства и права, историческую неизбежность установления во всём мире социализма и советской власти.
Естественное происхождение прав и свобод человека не признавалось, фактически обосновывалась необходимость вмешательства государства во все сферы жизни общества.
Такие категории конституционного права, как демократия, государство, права граждан и другие, рассматривались исключительно с классовых позиций. Были отброшены все разработанные в науке конституционного права демократические принципы организации власти, избирательной системы и др. Принцип разделения властей был отвергнут, советы объявлены работающими корпорациями, обладающими всей полнотой власти. Парламентаризм был отброшен как буржуазный институт власти, многопартийность и свобода печати запрещены. В условиях сверхцентрализации и монополизации власти провозглашённый конституцией федерализм был чистейшей фикцией.
С развитием международного сотрудничества в 70‑80-е гг. в советской науке конституционного права были созданы совместные с зарубежными учёными произведения. Это, как правило, общие сборники, переводные издания. Большое значение имели, в частности, переводы конституций и других законодательных актов зарубежных стран.
В последние годы существования СССР, в период перестройки, наука конституционного права внесла определённый вклад в обоснование необходимости процесса демократизации, в подготовку важных законодательных актов, направленных на реформирование государственного и общественного строя.
Российская наука конституционного права в современный период ‑ это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения. Эта наука изучает и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития.
В современной российской науке конституционного права заметно стремление по-новому обосновать важнейшие категории и институты конституционного права, роль конституции в жизни нашего общества.
Учёные отмечают своеобразие конституционного опыта развития России. Одна из особенностей связана с поздним появлением конституции в нашем государстве, другая ‑ характеризуется бездействием конституционных положений, которое устраивало и власть, и само общество. Это воспитывало у граждан и должностных лиц отношение к конституционным установлениям как к чисто декларативным.
На основе анализа причин нарушений или неприменения конституционных положений учёные делают вывод о том, что новая Конституция РФ может дать прогрессивный общественный эффект в том случае, если она будет воспринята как выраженная в законе приоритетная социальная ценность, которая послужит обновлению и развитию законодательной системы, укреплению правопорядка и устойчивости государства и его институтов.
Реализация новой Конституции РФ, по мнению учёных, ‑ задача не из простых. Недостаточно создать новый государственный аппарат и декларировать подлинные права и свободы. Более сложная задача ‑ воспитание нового конституционного сознания у государственных чиновников, у судей, которым принадлежит важнейшая роль в защите конституционного строя, у граждан. Решение этой задачи не в малой мере зависит от науки конституционного права. Предлагая широкую программу законодательной деятельности и совершенствования правовых механизмов, гарантирующих права и свободы, основы рыночной экономики, учёные призваны способствовать признанию всем нашим обществом высокой ценности и общеобязательности конституционных положений. Как подчёркивается в Комментарии к Конституции РФ, действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.
В современной науке конституционного права значительное внимание уделяется анализу таких конституционных институтов, которые сложились в нашей стране с крушением тоталитарного режима. Одним из них является принцип разделения властей. Учёные обращают внимание на организационно-правовой потенциал этого принципа ‑ его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но также создание и развитие государственных учреждений, относящихся к различным ветвям власти и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.
С принятием новой Конституции РФ наука конституционного права больше внимания стала уделять проблеме современного российского федерализма. Учёные указывают на взаимосвязь федерализма и демократии, которая проявляется в том, что распределение полномочий между центром и субъектами федерации приближает власть к гражданину, делает её более зависимой от него. Обосновывается необходимость создания таких структур и процедур, которые обеспечивали бы разумную децентрализацию управления, способствовали повышению его эффективности через систему участия населения в принятии решений и контроля за их исполнением.
Перед наукой конституционного права встаёт множество вопросов и практически-регулятивного характера. В их числе ‑ выявление общих контуров такого нового для российской действительности юридико-нормативного образования, каким является парламентское право, понятие которого в отечественной литературе не получило сколько-нибудь развёрнутого толкования.
Становление новой российской науки конституционного права продолжается. Многие проблемы ещё ждут своего теоретического решения. Наука постепенно обогащается всем комплексом правовых, философских, социологических концепций и подходов к проблемам конституционно-правового регулирования.