Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

1. императивного;

2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

Вопрос

Конституционное правоявляется ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства. конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

Вопрос

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии — «государственное право». В дореволюционной России использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным, скорее всего, из-за тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

В юридических вузах Российской Федерации преподается курс «Конституционное право». Он базируется на результатах исследований В. Карпико, В. Чернецкого по предмету и системе конституционного права, В. Ф. Котока по конституционно-правовым отношениям, И. Е. Фарбера, В. А. Ржевского, Б. С. Крылова по сущности конституционного права, С. А. Авакьяна, И. П. Ильинского, Л. А. Морозовой, О. Е. Кутафина по теории конституционного регулирования, Г. В. Барабашева, М. И. Пискотина, В. И. Фадеева, И. Я. Шеремет по проблемам муниципального права и местного самоуправления.

Сторонники термина «государственное право» считают, что это название более соответствует требованиям исторической преемственности в обозначении отрасли. Но им возражают, ссылаясь на книги дореволюционного и советского периодов, изданные под заголовком «Конституционное право».

Есть и более основательные споры против именования учебной дисциплины конституционным правом. По мнению ученых, в России еще не сложился конституционный строй, нет приоритета человека, его прав и свобод.

На наш взгляд, данное утверждение нуждается в конкретизации, поскольку очевидны тенденции к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней, к соблюдению прав человека, к экономическим и культурным переменам.

Вопрос о разграничении предметов государственного и конституционного права действительно проблемный. Каждая из названных отраслей имеет собственный предмет, объем регулируемых отношений, набор нормативных документов. Однако как в государственном, так и в конституционном праве они имеют единый источник — Конституцию России.

Следует согласиться с утверждением о том, что предмет государственного и конституционного права включает принципы и нормы, регулирующие форму государственной организации, а также формирование, строение и осуществление государственной власти.

Противники термина «конституционное право» мотивировали свою позицию тем, что предлагаемое наименование не является новым, что его широко используют буржуазные государствоведы. В литературе подобный взгляд был подвергнут справедливой критике. При этом совершенно справедливо отмечалось, что термин «государственное право» также взят из буржуазной литературы.

Отдельные авторы объясняли нецелесообразность замены курса «Государственное право» на «Конституционное право» тождественностью государственного права и конституции и необходимостью определения отрасли права спецификой общественных отношений, регулируемых ею, а не характером основного источника права — конституции.

Практически до 1992 г. конституционное право как отрасль права и как самостоятельная юридическая наука не выделялось в общей системе советского законодательства, поэтому и в юридических вузах оно не преподавалось. Были отрасль права, наука и учебная дисциплина под названием «Государственное право СССР и зарубежных стран». Хотя специфика государственного права, в сущности, есть конституционное право, ибо оно рассматривает главным образом основы конституционного строя, которые закрепляются конституцией (основным законом) государства.

Уместно подчеркнуть, что не все юристы-ученые и в прежние годы считали термин «государственное право» удачным. Это подтвердила острая дискуссия по конституционным проблемам, которая развернулась в конце 50-х — начале 60-х гг. В частности, некоторые авторы в качестве компромисса предлагали употреблять двойное наименование «государственное (конституционное) право». И все же со временем в привычное употребление вошел термин «государственное право».

Главная причина, по которой конституционное право не признавалось, состоит в том, что объективно недооценивалось значение самой Конституции для жизни общества, ибо правовое государство фактически не строилось (эта цель даже не провозглашалась до 1988 г.).

Вопрос

Система конституционного права — его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение. В науке нет единого взгляда на указанную систему. Автор одного из наиболее развернутых понятий системы конституционного права О. Е. Кутафин полагал, что она складывается из институтов основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти, системы местного самоуправления.

Общая часть

С нашей точки зрения, систему конституционного права предопределяют ее общеправовые и иные функции. В результате в рамках конституционного права обособляется егоОбщая часть - совокупность общеконституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним, в частности, относятся положения гл. 1, 2 Конституции РФ. закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса граждан, их объединений, народов России, государственных органов, устанавливающие исходные начала отношений этих субъектов между собой, определяющие назначение конституционного законодательства, его иерархию. Указанные положения, интегрируя общество, государство, национальное право, объединяют в единое целое и само конституционное право.

Особенная часть

В рамкахОсобенной части обособляются две группы норм. Одна из них — государственное право; вторая — гражданско-публичное право. Разделение этих нормативных совокупностей обусловлено относительным размежеванием государственных форм отправления верховной власти и форм негосударственного гражданского бытия индивидов, общественных объединений, социальных общностей, тех форм, которые являются публичными. Ко второй группе форм относятся, например, способы участия негосударственных субъектов в деятельности политической системы. Поскольку государство и политическая система взаимопроникают друг в друга, то взаимопроникают друг в друга и государственно-правовые, и гражданско-публичные институты в сфере того же избирательного процесса. Общими для государственного и гражданско-публичного права являются институт гражданства, конституционно-правовые основы информационных отношений, право социальных общностей, хотя структурно они в большей степени тяготеют к гражданско-нубличному праву.

Две группы, составляющие Особенную часть конституционного права, неравновесны ни по объему, ни по внутренней упорядоченности и организованности, ни по их социальной действенности. По-прежнему в нашем обществе гипертрофировано государственное начало и недоразвиты формы гражданской самоорганизации, что определяет отставание граждане ко-публично го права от права государственного. Даже на формально-структурном уровне государственное право представлено крупными подотраслями, тогда как гражданско-публичное право включает, как правило, слабо систематизированные, разрозненные, требующие детализации институты. Следовательно, одна из главных задач конституционно-правового развития заключается в изменении баланса этих составляющих конституционного права, в подтягивании гражданско-публичного права до уровня государственного.

Государственное право включает:

§ парламентское право;

§ право верховного управления (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства);

§ избирательное право, право референдумов и отзывов;

§ конституционно-судебное право, определяющее статус и деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, иных действующих в стране судебных органов и само в определенной степени порождаемое ими;

§ прокурорско-надзорное право, закрепляющее статус органов прокуратуры и регламентирующее сферу прокурорского надзора;

§ институт уполномоченного по правам человека, устанавливающий статус и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека, комиссий по правам человека в субъектах Федерации;

§ комплексный институт государственно-территориального устройства, объединяющий следующие подинституты: федеративно-терри ториального устройства государства; административно-территориального устройства субъектов Федерации; ведомственно-территориального деления; режима Государственной границы РФ и внутригосударственных границ; образования, принятия, преобразования, упразднения субъектов Федерации;

§ институт правового статуса языков, определяющий правовое положение языков российских народов в качестве государственных, офи- Iшальных, национальных;

§ институт государственной символики, устанавливающий государственные символы Российской Федерации, субъектов Федерации, их статус и порядок обращения с ними;

§ институт государственных наград, степеней отличия, почетных званий, премий, устанавливающий виды наград, степеней отличия, почетных званий, премий Российской Федерации, субъектов Федерации, порядок награждения ими (их присвоения, присуждения);

§ институт государственных праздников, памятных дат, определяющий порядок их установления и их правовое значение.

Гражданско-публичное право включает:

§ институты гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, предоставления политического убежища;

§ право общественных объединений;

§ конфессионально-публичное право;

§ конституционно-правовые основы информационных отношений;

§ право социальных общностей (народов, меньшинств), строящееся на детализации права народов на самоопределение и права меньшинств на пользование своей культурой;

§ ряд иных институтов.

В основе системы гражданско-публичного права находятся, таким образом, во-первых, основные права и свободы, обязанности индивидов, их объединений; во-вторых, отдельные организационные институты и сферы жизнедеятельности гражданского общества. На современном этапе развития гражданско-публичного права его главным структурообразующим фактором выступают вторые. Видимо, после того, как сложится развитая сеть правовых институтов гражданского общества, последние станут материалом для более фундаментальной систематизации гражданско-публичного права на базе основных прав и свобод человека и гражданина, хотя некоторые проявления подобной систематизации можно наблюдать уже сегодня. Так, в информационном нраве главными объединяющими элементами выступают сама информация как объект регулирования и организационные институты, обеспечивающие се производство, распространение, поиск. В ближайшей перспективе место главного объединительного элемента способна занять конституционная свобода мысли и слова.

В составе отдельных подотраслей и институтов государственного и гражданско-публичного права выделяются собственные правовые обобщения. Думается, что развитые подотрасли государственного права (парламентское, избирательное) распадаются на вполне сложившиеся Общую и Особенную части. Надо иметь в виду, что подотрасли и институты конституционного права состоят изматериальной и процессуальной частей или тяготеют к этому. В качестве структурной части российского конституционного права при его территориальном членении выделяютсяфедеральное конституционное право иконституционное (уставное) право субъектов Федерации.

Нормы конституционного права многофункциональны и в разных своих проявлениях включаются в разные структурные подразделения названной отрасли, следовательно, между отдельными составными частями конституционного права нет жестких границ. Так, основные права, свободы индивидов входят в ткань и Общей, и Особенной его частей; конституционно-судебное право в части судебных решений входит практически во все сферы конституционного регулирования.

Вопрос

Наши рекомендации