Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов гос власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование.

Конституционный статус президента РФ:Пост Президента появился в России лишь в 1990-1991 гг. (вначале в СССР, а затем в России и других республиках). Конституция 1993 г. ознаменовала новый этап в развитии президентства в России. Президентская власть была значительно усилена, а законодательный орган приобрел черты парламента. Президент стал уже не просто главой исполнительной власти, подотчетной Верховному Совету, а главой государства. Президент получает свои полномочия от народа, и поэтому не подотчетен никакому органу власти (за исключением юридической ответственности за государственную измену или тяжкое преступление). Он обладает неприкосновенностью, но должен осуществлять свои полномочия в рамках Конституции. Он же является гарантом исполнения Конституционных норм, применяет меры по охране суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. Президент имеет право принимать нормативные указы, восполняя пробелы законодательства. Он вправе отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта РФ, внести в Думу законопроект о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Президент может выступать в роли арбитра по нормализации взаимоотношений между различными ветвями власти и государственными учреждениями. Взаимоотношения

Федерального Собрания с Президентом: он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Гос. Думу, но только в определенных Конституцией случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат ФС, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять ФС. Государственные решения по части вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ, он является ее непременным участником. Президент тесно связан с исполнительной властью, но занимает по отношению к ней верховное положение. Он имеет решающие права по назначению Председателя Правительства и министров, может отменять акты Правительства, принимать решение о его отставке, право председательствовать на заседаниях Правительства. Он непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, является Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности РФ. Он может приостанавливать действие решений органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции и ФЗ.

Компетенция Президента РФ В отношении органов исполнительной

власти Президент: назначает с согласия Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение о его отставке; осуществляет руководство внешней политикой; наделен большими полномочиями в сфере обороны и безопасности: является Верховным Главнокомандующим; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; вводит чрезвычайное или военное положение. Обладает полномочиями, связанными с организацией и деятельностью законодательной

власти: назначает выборы и распускает Думу по установленным законом причинам; вносит законопроекты, назначает референдум. В отношении судебной

власти и прокуратуры: представляет кандидатуры судей и Генерального прокурора СФ. Единолично Президент не осуществляет законодательную власть, но обладает правом законодательной инициативы, является необходимым участником законодательного процесса, подписывает и обнародует законы, наделен правом вето. Он имеет право в определенных случаях распускать Государственную Думу или выражать недоверие правительству, отправлять его в отставку. Так при назначении Председателя Правительства РФ у президента имеется право ее роспуска после трехкратного отклонения предложенных Президентом кандидатур.

Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ. Президент избирается непосредственно народом - гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Срок полномочий президента -6 лет; при этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. К своим обязанностям он приступает с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с этого момента. Правом

выдвигать кандидата на должность Президента обладают избиратели и избирательные объединения, блоки, собравшие в поддержку своего кандидата не менее 2 млн. подписей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Состоявшимися выборы признаются, если в них приняло участие неменее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Если в избирательный бюллетень было включено более 2 кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (при это число голосов против всех должно быть меньше, отданных за набравшего наибольшее количество). При повторном голосовании не требуется, чтобы участвовало обязательно не менее половины зарегистрированных избирателей. При несостоявшихся выборах или признанных недействительными, Совет Федерации назначает повторные выборы.

Досрочное прекращение полномочий возможно в случае:1) отставки;2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия;3) отрешения от должности. Не позднее 3 месяцев с момента прекращения президентских полномочий должны состояться выборы нового президента. Если президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно берет на себя Председатель Правительства РФ, но не в полном объеме (он не имеет права распускать Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках к Конституции . Порядок отрешения Президента от должности усложнен и осуществляется в несколько стадий:1) заключение специальной комиссии, образованной Думой (инициатива ее создания и выдвижения обвинения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов); 2) на основе заключения комиссии Дума выдвигает обвинение квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов);3) обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления; 4) заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения; 5) принятие Советом Федерации решения об отстранении Президента от должности не менее чем 2/3 голосов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Думой обвинения. Если решение не принимается в установленный срок, то обвинение считается отклоненным.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования и компетенция. Основания роспуска.

В соответствии со ст 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Выборы депутатов ГД нового созыва назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана ГД предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается ГД, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания ГД является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. ФЗ предусматривает, что выборы депутатов ГД проводятся по партийным спискам, то есть по единому федеральному избирательному округу

пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые партиями. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которыхполучил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

ГД фС РФ возглавляетПредседатель ГД, который избирается из числа депутатов ГД тайным голосованием. ГД избирает первого заместителя и заместителей Председателя ГД. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы. Совет ГД - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель ГД, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя ГД и председатели комитетов ГД участвуют в работе Совета ГД с правом совещательного голоса. B ГД создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы. Основными структурными подразделениями ГД являются комитеты. Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность.

Конституция РФ содержит 3 основания для роспуска ГД:после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед ГД вопрос о доверии Правительству, а она откажет Правительству РФ в доверии; Президентом РФ, если она в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В компетенциюГД входит решение следующих вопросов (ст. 103):дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению ГД, принимает постановления. Постановления ГД принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования и компетенция.

В соответствии с ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательно (представительного)(законодательная власть предлагает кандидатов из своего состава) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ(назначается высшим должностным лицом субъекта).

Членом СФможет быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы гос власти.

В соответствии со ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы:а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента РФ о введении военного

положения; в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента РФ; е) отрешение Президента РФ от должности; ж) назначение на должность судей КС РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Порядок

деятельности СФ, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, ФЗ, Регламентом СФ, принятым СФ, и решениями СФ.

Совет Федерации избирает из своего составаПредседателя СФ и его заместителей (ч.1 ст.101.), которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (ст.101). СФ образует комитеты и комиссии, проводят

парламентские слушания по вопросам своего ведения (ст.101.). В СФ не допускается формирование фракций, парламентских объединений. Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности СФ, связанных с его постоянным функционированием, образуется

Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом СФ.

В его состав входятПредседатель СФ, его заместители, председатели комитетов и комиссий СФ и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам. Заседания СФ проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Заседания СФ проводятся в период с 16 сентября по 15 июля.

Наши рекомендации