Конституционно-правовое закрепление предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: понятие, особенности, виды.
Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.
В мировой практике существует несколько способов разграничения предметов ведениямежду федерацией и субъектами федерации:1)установление только предметов исключительного ведения федерации (США, Мексика). Все остальные вопросы относятся к ведению субъектов федерации; 2) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов исключительного ведения субъектов федерации (Канада); 3)установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и субъектов, предметов исключительного ведения субъектов федерации (Индия); 4) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, при этом вопросы, не включенные в указанные предметы, относятся к ведению субъектов федерации (Россия).
Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ (ст.
71) К исключительному ведению РФ относится: 1) в области гос строительства:- принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов гос власти; судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско- процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ; федеральная гос служба; гос награды и почетные звания РФ 2) в экономической, социальной, культурной областях:федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы
ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; 3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской федерации; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
Предмет ведения субъекта Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией к компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения субъектов в Конституции прямо не перечислены. Ст. 73 Конституции: Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Вопросы собственного ведения субъектов РФ делятся как бы на 2 группы:1.субъект правомочен осуществлять определѐнные полномочия в сфере совместного ведения- на основе и в развитие федеральных актов; 2.К собственному ведению субъекта РФ относятся так же вопросы, не включѐнные в предыдущие группы.
В отношении субъектов РФ действует правило: всѐ, что не отнесено к ведению РФ, относится к ведению субъекта. Компетенция субъектов обычно закрепляется в их конституциях и уставах. Обычно к предметам собственного ведения субъектов их конституциями, уставами отнесены:принятие конституции(устава), законов и иных н.а. субъекта, внесение в них изменений и дополнений, контроль за реализацией; установление системы органов гос власти субъекта, порядок их организации и деятельности, формирования; административно-территориальное устройство субъекта; владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта и управление объектами федеральной собственности, переданными субъекту в управление; разработка, принятие и исполнение соц-экономических, культурных, градостроительных и иных программ субъекта; разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта; учреждение и присвоение почѐтных званий, наград и премий субъекта; сотрудничество с др субъектами.
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и механизм их реализации.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находиться: 1) в области государственного строительства:обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ; зашита прав и свобод человека и гражданина;
зашита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ;
2) в экономической, социальной, культурной областях: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная зашита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Законы и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения
РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. По предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). В соответствии с законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос власти субъектов РФ» по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются: 1 ) федеральные законы, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами гос власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые ГД в первом чтении, направляются в органы гос власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом ГД и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом ГД. В случае, если органы гос власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта ФЗ в целом, по решению ГД создается согласительная комиссия с участием депутатов ГД и представителей органов гос власти заинтересованных субъектов РФ