Конституционные принципы федеративного устройства России. Конституционно-правовой статус РФ и субъектов РФ.
РФ - федеративное гос-во, созданное по воле ее многонационального народа. Его правовой статус определяется КРФ, Декларацией огос.суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 Г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении органов власти ее субъектов.
РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основыконституционного строя гос-ва, взаимоотношения между человеком, гр-ном, обществом, гос-вом, форму гос.устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными гос-вами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной гос-власти. Это свидетельствует и о том, что РФ носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.
Территориальное единство.
РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также недра, которые образуют материальное содержание гос.суверенитета. Территория РФ является пространственным пределом ее власти.
РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее конституция, ФЗ имеют верховенство на всей ее территории.
Согласно КРФ (ст.74) на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и фин.средств. Ограничения в перемещении товаров и услуг могут вводиться в соотв. С ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту гос.границы, территориальных од, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим гос.границы установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О гос.границе РФ», а также иными НПА, межд.договорами и соглашениями РФ.
Важным элементом конституционно-правового статуса РФ является ее единое гражданство. Вопросы гражданства РФ регулируются ее КРФ, ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ». РФ определяет основания и процедуру при обретения и прекращения гражданства, админ. и судебный порядок решений по вопросам гражданства, порядок разрешения споров между РФ и ее субъектами по вопросам гражданства.
Защита прав граждан РФ за границей осущ. гос. органами РФ, ее дип.представительствами и консульскими учреждениями.
Конституционно-правовой статус РФ означает наличие общих для всей РФ органов гос. власти. ФС - представительный и законодательный орган РФ, Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ, КС, ВС и ВАС. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.
В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации - одну из палат федерального парламента - входят по два представителя от каждого субъекта РФ.
в ст.5 КРФ указывается, что федеративное устройство РФ основано на ее гос. целостности, единстве системы гос. власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти рф и органами гос. власти ее субъектов.
Конституционно-правовой статус характеризуется наличием единой фед.системы права, которая включает федеральные НПА, НПА гос.органов субъектов РФ, а также НПА местных органов гос.власти и органов МСУ.
К системе права РФ относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству РФ.
Составной частью системы права РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры РФ. Если межд.договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то .применяются правила межд.договора.
В число федеральных НПА входят соглашения о делегировании полномочий РФ ее субъектам, межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ и т.д.
Единство фед.системы права обеспечивается верховенством КРФ и ФЗ на всей территории РФ. В свою очередь, это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных НПА, НПА субъектов РФ, местных и муниципальных НПА.
Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием собственности РФ.
В соответствии с постановлением Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении гос.собственности в РФ на фед.соб-ть, гос.соб-ть республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и С-П и муниципальную собственность» к объектам исключительной фед.соб-ти относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования фед.органов гос.власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты.
Объектами, составляющими основу национального богатства, являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.
Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы.
Наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности РФ. РФ определяет структуру и организацию ВС РФ, разрабатывает и про водит оборонную политику РФ.
Существенным элементом конституционно-правового статуса РФ является государственный язык. В КРФ (ст.68) установлено, что гос.языком РФ на всей ее территории является русский язык.
К числу основных элементов конституционно-правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает интересы как всей РФ в целом, так и каждого ее субъекта.
РФ как суверенное гос-во обладает абсолютной правосубъектностью. РФ обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.
Важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается гос.суверенитет РФ, - а также ее столица - г.Москва.
Ст.70 КРФ.
Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение также в закрепленных КРФ предметах ведения РФ, реализуемых органами ее гос.власти.
КРФ закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно РФ (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст.72).
Республика в составе РФ - это демократическое правовое гос-во, созданное в рамках РФ. Ст.66 ч.l. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется тем, что республика является гос-вом в составе РФ, обладающим всей полнотой гос. власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соотв. с КРФ находятся введении фед.органов гос.власти. Гос.власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме гос-ва в составе РФ.
Каждая республика имеет свою территорию, свою внутреннюю границу. Республика обладает территориальным верховенством. Границы между республикой и др. субъектами РФ согласно КРФ (ст.67) м/б изменены с взаимного согласия соотв.субъектов.
Каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему: Конституцию республики, законы и другие НПA. Не могут противоречить КРФ и ФЗ, принятым в пределах полномочий РФ.
Пользуется правом законодательной инициативы. Вправе участвовать в разработке фед. НПА по предметам совместно ведения.
Проекты ФЗ по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными и высшими исп.органами гос.власти субъектов РФ. В течение 30 дней в ГД РФ направляются отзывы.
Проекты ВЗ по предметам совместного ведения, приняты е ГД РФ в первом чтении, направляются в законодательные органы гос.власти субъектов РФ для предоставления поправок в 30-дневный срок. До истечения этого срока рассмотрение этих законопроектов во втором чтении не допускается.
Республики самостоятельно определяют систему своих органов гос. власти. Конституционно-правовой статус республик характеризуется наличием республиканской собственности. Согласно Ст.68 КРФ республики вправе устанавливать свои гос. языки. Обладают международной правосубъектностью. Но не может противоречить КРФ и ФЗ, Фед.договору. Право на гос. символику. Вправе решать вопрос о своем наименовании.