Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука.
Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука.
Конституционное право- самостоятельная отрасль права, регулирующая политические общественные отношения. Политические отношения- общественные отношения, возникающие в связи с управлением государственными и общественными делами.
Предмет КП- наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного(общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов гос власти и местного самоуправления. Особенность предмета КП по сравнению с другими отраслями состоит в том, что он включает отнош-я, складывающиеся, по сути дела, во всех сферах жизнедеят-ти общества Конституционное право закрепляет и регулирует названные общественные отношения, способствует их развитию. Эта отрасль российского права связана с ключевыми общественными отношениями. Они являются базовыми для государства и общества, соответственно и для иных общественных отношения. На конституционно- правовом фундаменте действуют государство, общественные слои и силы, граждане и должностные лица. Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Нормы Конституции - основного источника КП - являются исходными для всех отраслей права.
Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.
Цели конституционного права как науки:
- Познание новейших тенденций в сфере общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.
- Прогнозирование развития конституционно-правовых отношений.
- Выработка предложений по совершенствованию конституционного права как отрасли.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования и компетенция. Основания роспуска.
В соответствии со ст 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Выборы депутатов ГД нового созыва назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана ГД предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается ГД, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания ГД является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. ФЗ предусматривает, что выборы депутатов ГД проводятся по партийным спискам, то есть по единому федеральному избирательному округу
пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые партиями. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которыхполучил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
ГД фС РФ возглавляетПредседатель ГД, который избирается из числа депутатов ГД тайным голосованием. ГД избирает первого заместителя и заместителей Председателя ГД. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы. Совет ГД - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель ГД, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя ГД и председатели комитетов ГД участвуют в работе Совета ГД с правом совещательного голоса. B ГД создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы. Основными структурными подразделениями ГД являются комитеты. Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность.
Конституция РФ содержит 3 основания для роспуска ГД:после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед ГД вопрос о доверии Правительству, а она откажет Правительству РФ в доверии; Президентом РФ, если она в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.
В компетенциюГД входит решение следующих вопросов (ст. 103):дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению ГД, принимает постановления. Постановления ГД принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования и компетенция.
В соответствии с ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательно (представительного)(законодательная власть предлагает кандидатов из своего состава) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ(назначается высшим должностным лицом субъекта).
Членом СФможет быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы гос власти.
В соответствии со ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы:а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента РФ о введении военного
положения; в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента РФ; е) отрешение Президента РФ от должности; ж) назначение на должность судей КС РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Порядок
деятельности СФ, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, ФЗ, Регламентом СФ, принятым СФ, и решениями СФ.
Совет Федерации избирает из своего составаПредседателя СФ и его заместителей (ч.1 ст.101.), которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (ст.101). СФ образует комитеты и комиссии, проводят
парламентские слушания по вопросам своего ведения (ст.101.). В СФ не допускается формирование фракций, парламентских объединений. Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности СФ, связанных с его постоянным функционированием, образуется
Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом СФ.
В его состав входятПредседатель СФ, его заместители, председатели комитетов и комиссий СФ и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам. Заседания СФ проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Заседания СФ проводятся в период с 16 сентября по 15 июля.
Правовые позиции.
В современной юридической литературе нет единого мнения по вопросу, что понимать под правовой позицией, в том числе под правовой позицией суда вообще и КС РФ в частности. Между тем специальный анализ имеющихся литературных источников показывает, что в большинстве случаев юридическую позицию традиционно связывают с правоприменительным решением (чаще всего, судебным) и понимают, как систему аргументов мотивационного характера при вынесении окончательного решения. Представляется, что категория "правовая позиция" значительно шире системы доводов и аргументов правоприменительного решения.
В Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержится всего две статьи, которые касаются понятия правовой позиции. Прежде всего, это ст. 29, согласно которой решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Если толковать приведенную статью буквально, то можно прийти к выводу, что правовые позиции данного Суда могут содержаться не только в его решениях, но и в других его актах. Однако это не так, ибо необходимо учитывать ст. 73 того же Закона, согласно которой, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее приняты
Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука.
Конституционное право- самостоятельная отрасль права, регулирующая политические общественные отношения. Политические отношения- общественные отношения, возникающие в связи с управлением государственными и общественными делами.
Предмет КП- наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного(общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов гос власти и местного самоуправления. Особенность предмета КП по сравнению с другими отраслями состоит в том, что он включает отнош-я, складывающиеся, по сути дела, во всех сферах жизнедеят-ти общества Конституционное право закрепляет и регулирует названные общественные отношения, способствует их развитию. Эта отрасль российского права связана с ключевыми общественными отношениями. Они являются базовыми для государства и общества, соответственно и для иных общественных отношения. На конституционно- правовом фундаменте действуют государство, общественные слои и силы, граждане и должностные лица. Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Нормы Конституции - основного источника КП - являются исходными для всех отраслей права.
Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.
Цели конституционного права как науки:
- Познание новейших тенденций в сфере общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.
- Прогнозирование развития конституционно-правовых отношений.
- Выработка предложений по совершенствованию конституционного права как отрасли.