Тема 5. Конституционные основы правового положения человека и гражданина

в Российской Федерации (20 часов)

Задание 1.Определите структурные элементы, входящие в правовой статус личности.

Задание 2.Укажите обстоятельства, облегчающие прием в гражданство Российской Федерации.

Задание 3.Сравните правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Назовите сходства и различия.

Задание 4.Определите отличительные признаки правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.

Задание 5.Определите конституционно-правовой статус (права, обязанности, гарантии) Уполномоченного по правам человека.

Задание 6.Назовите основания введения военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации. Укажите органы государственной власти Российской Федерации, полномочные принимать такое решение.

Задание 7.Определите признаки, характеризующие юридическую природу конституционных прав и свобод.

Задание 8.Назовите гарантии реализации личных прав и свобод человека.

Задание 9.Укажите органы власти, в компетенцию которых входит дача согласия на проведение публичных манифестаций. Перечислите случаи, при котрых может быть запрещено проведение публичных манифестаций.

Задание 10.Назовите порядок создания и регистрации средства массовой информации. Перечислите случаи, при которых деятельность средства массовой информации может быть приостановлена и прекращена.

Задание 11.Определите правовой статус земли по Конституции Российской Федерации.

Задание 12.Приведите примеры нарушений конституционного права на государственные пенсии и социальные пособия в Российской Федерации.

Задание 13.Классифицируйте гарантии основных прав и свобод человека и гражданина.

Задание 14.Определите роль международных организаций в охране основных прав и свобод человека и гражданина.

Тема 6. Федеративное устройство России (10 часов)

Задание 1.Определите различия в правовом статусе республик в составе Российской Федерации, автономных округов, автономной области, краев, областей, городов федерального значения.

Задание 2.Приведите примеры конституционно-правовых норм, закрепляющих осуществление правового регулирования в Российской Федерации в соответствии с принципом разделения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.

Задание 3.Укажите сферы совместной деятельности государств – членов СНГ.

Задание 4.Аргументируйте наличиеболее тесной интеграции государств в рамках Союза России и Беларуссии.

Тема 7. Органы государственной власти в Российской Федерации(10 часов)

Задание 1.Определите соотношение между принципом разделения властей и принципом единства государственной власти как основ организации и деятельности органов государственой власти Российской Федерации.

Задание 2.Укажите порядок и условия делегирования полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами испонительной власти субъектов Российской Федерации.

Тема 8. Президент Российской Федерации (12 часов)

Задание 1. Выделите полномочия Президента Российской Федерации по отношению к исполнительной власти в Российской Федерации.

Задание 2. Укажите основания и порядок прекращения исполнения полномочий Президентом Российской Федерации.

Тема 9. Федеральное Собрание Российской Федерации (16 часа)

Задание 1. Сравните порядок формирования Совета Федерации до и после принятия Федерального закона от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Выделите преимущества и недостатки проведенной реформы.

Задание 2.Укажите виды и порядок формирования депутатских объединений в Государственной Думе Российской Федерации.

Задание 3. Раскройте содержание понятий «императивный мандат» и «свободный мандат» депутата. Каким мандатом обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Задание 4. Сравните правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Выделите сходства и различия.

Задание 5. Выделите особенности принятия Федеральным Собранием Российской Федерации федеральных законов о бюджете Российской Федерации.

Задание 6. Укажите полномочия Государственной Думы Российской Федерации по контролю за исполнительной властью в Российской Федерации.

Задание 7. Дайте определение понятию «право законодательной инициативы». Укажите формы реализации этого права.

Задание 8.Определите действиефедеральных законов Российской Федерации во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Тема 10. Правительство Российской Федерации(10 часов)

Задание 1.Укажите постоянно действующие органы в составе Правительства Российской Федерации, порядок их формирования и компетенцию.

Задание 2. Определите правовое значение официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Тема 11. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Прокуратура РФ (14 часов)

Задания для самостоятельной работы студентов:

Задание 1. Укажите поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном суде Российской Федерации.

Задание 2. Определите порядок принятия и приведите требования, предъявляемые к решениям Конституционного суда Российской Федерации.

Задание 3. Определите порядок наделения полномочиями судей в Российской Федерации.

Задание 4. Укажите гарантии независимости судей в Российской Федерации.

Тема 12. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации (14 часов)

Задание 1. Определите и выпишите в тетрадь принципы, на которых должны формироваться и строить свою деятельность органы государственной власти субъектов РФ?

Задание 2. Определите, можно ли рассматривать губернатора области как главу исполнительной власти области? Как закон определяет взаимоотношения губернатора и администрации Ростовской области? Перечислите формы участия губернатора и администрации Ростовской области в областном законотворческом процессе.

Задание 3. Подготовьте сообщение по вопросу о действии принципа народовластия в областном законотворческом процессе.

Задание 4. Сопоставьте в форме таблицы:

а) процедуры законодательной инициативы на федеральном и областном уровнях;

б) процедуры рассмотрения законопроектов в Госдуме и Законодательном Собрании Ростовской области.

Выделите в названных процедурах общее и особенное.

Задание 3. Используя Устав Ростовской области, составьте схему, отражающую ее систему органов государственной власти.

Тема 13. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации (12 часов)

Задание 1. Укажитепредметы ведения и формы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

Задание 2. Определите, в чем проявляется взаимосвязь местного самоуправления и государственного управления.

Задание 3. Определите конституционные гарантии местного самоуправления и систематизируете их по группам: организационные, финансовые, судебные.

Задание 4. Подготовьте сообщение по вопросу о действии принципа народовластия на местном уровне.

Задание 5.Проанализируйте полномочия, которыми обладают органы местного самоуправления муниципального образования, в котором вы проживаете, и попробуйте отнести их к одной из следующих групп: обязательные, делегированные, факультативные.

Задание 6. Определите ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью.

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Написание курсовой работы является обязательным, т.к. предусмотрено учебным планом.

Цель курсовой работы – самостоятельное углубленное изучение законодательства, научной литературы, справочного, фактического материала и конституционно-правовой практики. Она способствует пробуждению интереса к научным исследованиям, а также позволяет научить правильно оформлять полученные результаты. Непременным условием выполнения студентами курсовых работ должна быть их максимальная самостоятельность, творческое отношение к делу, активность в поиске материала и его научной обработке. Исходя из общей цели, студент при написании курсовой работы, должен поставить перед собой следующие задачи:

- изучение и усвоение теоретико-правовых основ дисциплины «Конституционное право России»;

- выделение проблемно-практических вопросов, попадающих в рамки курсового исследования;

- анализ соответствующих источников по избранной теме;

- самостоятельное обобщение изученных материалов;

- точное и ясное изложение своих мыслей в письменном виде;

- аргументированная защита выводов, сделанных по итогам курсового исследования;

- использование примеров правоприменительной практики.

Любая курсовая работа, в том числе и по дисциплине «Конституционное право» должна отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач; давать представление о том, насколько студент овладел методом научного анализа сложных явлений конституционно-правовой действительности; показывать умение обучающегося делать теоретические обобщения и практические выводы; отличаться логичностью, доказательностью, лаконизмом, четким и ясным изложением материала, достоверностью фактов; отражать умение студентов пользоваться приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, осуществлять ее проверку. Высокая научная достоверность и объективность содержания исследовательского материала – важнейшие требования к курсовой работе.

Курсовая работа по дисциплине «Конституционное право» является для студента одним из первых научных исследований, которое представляет собой спланированный трудовой процесс, состоящий из нескольких стадий. Всю деятельность студента условно можно подразделить на следующие этапы:

1) определение и выбор темы из общего перечня, предлагаемого кафедрой;

2) составление предварительного плана работы (в случае затруднения студенту рекомендуется обратиться к научному руководителю);

3) сбор информации, относящейся к теме исследования (прежде всего, работа с нормативными источниками, научной и учебной литературой);

4) анализ собранного материала и его обработка в целом;

5) оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;

6) представление готовой работы на кафедру для регистрации и рецензирования;

7) работа с отзывом научного руководителя и устранение указанных замечаний;

8) защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы

Тематика курсовых работ разрабатывается на кафедре, обсуждается и утверждается на одном из ее заседаний. Перечень тем курсовых работ составлен с учетом уровня теоретической подготовки студентов. Постановка и выполнение задания по написанию курсовой работы открывает возможность более глубоко изучить определенную тему, письменно раскрыть ее содержание, указать на проблемы, возникающие в данной области исследования, повышая при этом уровень теоретической и, отчасти, практической подготовки.

В целях недопущения дублирования, тема курсовой работы определяется по желанию студента, но при условии, что выбранная тема является единственной в академической группе.

Структура курсовой работы, ее содержание

Курсовая работа должна иметь четкую, внутренне согласованную структуру. Структура курсовой работы должна включать:

1. План, в котором указывается введение, название параграфов (глав), заключение, список используемой литературы, приложения (Приложение № 2).

2. Введение(2-3 страницы), в котором указывается актуальность темы, степень ее разработанности (краткий обзор литературы по теме), методологическая основа, цели и задачи работы. В конце вводной части желательно раскрыть логику структуры курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов.

3. Основная часть –текст курсовой работы, разделенный на параграфы (главы) (внутри текста должен быть повторен заголовок каждого параграфа (главы), указанного в плане). Каждый параграф (глава) имеет: вводную часть (несколько предложений, вводящих в замысел параграфа (главы); последовательное раскрытие содержания, включая цитирование; вывод – обобщающая часть изложенного материала и логический переход к следующему параграфу (главе)).

Содержание вопросов основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью раскрывать ее. Эти вопросы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал. Вопросы, освещаемые в курсовой работе, должны носить как теоретико-правовой, так и проблемно-практический характер. Здесь важно умение студента предложить пути разрешения проблемы, выявленной в результате изучения нормативной и специальной литературы.

Освещая дискуссионные вопросы, студент должен формулировать свою позицию по исследуемой проблеме. Теоретико-правовые положения следует обосновывать статистическими данными, цифрами, фактами, которые необходимо сравнивать, сопоставлять, оценивать и анализировать.

В курсовой работе должны быть представлены элементы исследовательского характера. Если в работе лишь воспроизводятся положения, заимствованные из учебников и учебных пособий без анализа теоретической, нормативной и специальной литературы, обращения к практическим материалам, то такая курсовая работа не может претендовать на положительную оценку.

4. Заключение(2-3 страницы) представляет собой результат научного творчества студента, краткий итог курсовой работы. По каждому параграфу (главе) курсовой работы студент должен сделать краткое резюме и сформулировать в виде одного - трех абзацев. В этих абзацах должно найти отражение решение основных задач курсовой работы. Здесь же отражаются наиболее важные практические рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики (если таковые имеются).

5. Список литературы завершает курсовую работу. Он отражает ту литературу, которую изучил и использовал студент в процессе подготовки курсовой работы. Список литературы рекомендуется оформлять следующим образом:

1. Нормативные акты – излагаются по юридической силе. Должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования. Например:

Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 50. Ст. 6952.

2. Учебная и научная литература (учебники, учебные и учебно-методические пособия, монографии, энциклопедии, справочники и т.д.) Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.д. Например:

Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2003.

3. Периодическая печать (журналы, газетные публикации). Например:

Степанова А.А. Национальный принцип и федеративное устройство России // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8. С. 3 - 8.

4. Судебная практика

5. Материалы сети Интернет

6. Приложения.В курсовой работе могут быть приложения – это материалы прикладного или иллюстративного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К ним относятся следующие материалы:

- различные положения, инструкции, копии нормативно-правовых актов;

- схемы, графики, диаграммы, таблицы;

- бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним.

Все приложения нумеруются и должны иметь тематические заголовки. В тесте курсовой работы обязательно делается ссылка на каждое приложение. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют содержание, помогают раскрытию основных проблем.

Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена. Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц машинописного текста (шрифт – 14; междустрочный интервал - 1,5; размер левого поля – 30 мм; правого – 10 мм; верхнего – 20 мм; нижнего – 20 мм).

Текст курсовой работы должен иметь сплошную нумерацию страниц, которая начинается с третьей страницы (титульный лист и оглавление не нумеруются). На каждой странице должны быть поля для пометок рецензента.

На последней странице после перечисления нормативно-правовых актов, учебной и научной литературы студент ставит свою подпись и указывает дату.

Титульный лист курсовой работы должен иметь указания учебного заведения, кафедры, темы, фамилии и инициалов исполнителя и научного руководителя.

Особое внимание необходимо обратить на оформление библиографических ссылок. Они должны быть подстрочными. Когда студент приводит ссылки в конце каждой страницы своей курсовой работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде цифры. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске (ФИО автора; полное название источника; выходные данные; год издания; страница текста, на которую ссылается студент). В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч…». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся на одной странице курсовой работы, то в сносках проставляются слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами «Цит. по: …», либо «Цит. по кн.: …», или «Цит. по ст.: …».

Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются словами «См.», «См. об этом».

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из немногих, где подтверждается или высказывается положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например, …» «См., в частности, …».

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу (информацию), указать следует «См. также…».

Курсовая работа обязательно должна быть сшита. Несшитые курсовые работы к рецензированию не принимаются.

Наши рекомендации