Тема 14. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Подготовку к данной теме студентам необходимо начать с внимательного изучения ст. 12 и гл. 8 Конституции РФ. По ходу рассмотрения вопросов ознакомиться с иными нормативными правовыми актами (федеральными законами, законами Ростовской области, Уставами муниципальных образований).

Изучение данной темы необходимо начать с уяснения понятий «местное самоуправление», «основы местного самоуправления», «принципы местного самоуправления», «муниципальное образование», «муниципальная собственность», «органы местного самоуправления».

В статьях 1 и 2 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» даны понятия всем важнейшим терминам, используемым в данной теме.

Необходимо уяснить, что органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, - это форма самоорганизации населения для решения своих задач, форма осуществления публичной власти, власти народа. Отсюда деятельность местного самоуправления характеризуется такими чертами, которые присущи государственным органам наличие властных полномочий и обязательность принимаемых решений для всех физических и юридических лиц и организаций на территории местного самоуправления.

Муниципальное образование - это определенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, выборные органы (городские, сельские поселения, городские округа, муниципальные районы, внутригородские территории городов федерального значения).

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований определяется законом субъекта РФ в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».

Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления.

Студентам необходимо ознакомиться с формами прямого волеизъявления граждан (местные референдумы, сходы, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива).

Необходимо также знать и уметь охарактеризовать особенности правового статуса органов местного самоуправления, в том числе представительного органа, главы и администрации муниципального образования, контрольного органа местного самоуправления.

Далее следует рассмотреть предметы ведения и полномочия местного самоуправления, компетенцию органов местного самоуправления.

Специального рассмотрения требует вопрос о контроле за деятельностью органов местного самоуправления и их ответственности. Студенту следует дать определение муниципально-правовой ответственности и определить ее специфику в системе юридической ответственности.

Еще один немаловажный аспект темы - конституционные и иные правовые гарантии местного самоуправления, среди которых особое внимание следует уделить праву на судебную защиту, праву на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых государственными органами, запрету на ограничение прав местного самоуправления.

Рекомендации по работе с учебными пособиями, монографиями, периодикой.

Грамотная работа с книгой, особенно если речь идет о научной литературе, предполагает соблюдение ряда правил, овладению которыми необходимо настойчиво учиться. Организуя самостоятельную работу студентов с книгой, преподаватель обязан настроить их на серьезный, кропотливый труд.

Прежде всего, при такой работе невозможен формальный, поверхностный подход. Не механическое заучивание, не простое накопление цитат, выдержек, а сознательное усвоение прочитанного, осмысление его, стремление дойти до сути — вот главное правило. Другое правило — соблюдение при работе над книгой определенной последовательности. Вначале следует ознакомиться с оглавлением, содержанием предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап — чтение. Первый раз целесообразно прочитать книгу с начала до конца, чтобы получить о ней цельное представление. При повторном чтении происходит постепенное глубокое осмысление каждой главы, критического материала и позитивного изложения, выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т. д.

Непременным правилом чтения должно быть выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий. Немало студентов с этой целью заводят специальные тетради или блокноты. Важная роль в связи с этим принадлежит библиографической подготовке студентов. Она включает в себя умение активно, быстро пользоваться научным аппаратом книги, справочными изданиями, каталогами, умение вести поиск необходимой информации, обрабатывать и систематизировать ее. Полезно познакомиться с правилами библиографической работы в библиотеках учебного заведения.

Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости и вновь обратиться к ним. Конспект ускоряет повторение материала, экономит время при повторном, после определенного перерыва, обращении к уже знакомой работе.

Конспектирование — один из самых сложных этапов самостоятельной работы. Каких- либо единых, пригодных для каждого студента методов и приемов конспектирования, видимо, не существует. Однако это не исключает соблюдения некоторых, наиболее оправдавших себя общих правил, с которыми преподаватель и обязан познакомить студентов:

1. Главное в конспекте не его объем, а содержание. В нем должны быть отражены основные принципиальные положения источ­ника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собст­венными словами приходит с опытом и знания­ми. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила — не торопиться записывать при первом же чтении, вносить в конспект лишь то, что стало ясным.

2. Форма ведения конспекта может быть самой разнообразной, она может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания полного наимено­вания работы, фамилии автора, года и места издания; цитаты берутся в кавычки с обяза­тельной ссылкой на страницу книги.

3. Конспект не должен быть «слепым», безликим, состоящим из сплошного текста. Особо важные места, яркие примеры выделя­ются цветным подчеркиванием, взятием в ра­мочку, оттененном, пометками на полях спе­циальными знаками, чтобы как можно быстрее найти нужное положение. Дополнительные материалы из других источников можно да­вать на полях, где записываются свои сужде­ния, мысли, появившиеся уже позже составле­ния конспекта.


Наши рекомендации