Конституционные основы системы
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
И КОНТРОЛЯ
Органы прокуратуры играют важную роль в обеспечении стабильности конституционного строя, его основ и занимают важное место в государственном механизме страны. Основным назначением прокуратуры практически на всех этапах ее существования был надзор за исполнением законов всеми государственными, общественными органами и гражданами.
Впервые органы прокуратуры были учреждены в России указами Петра Великого от 18 января 1722 г. «Об установлении должности прокуроров в надзорных судах и о пределах компетенции надзорных судов в делах по доносам фискальским и прочих людей»1 и от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора»2 как инструмент надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата. Вместе с тем согласно Указу Петра I от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских»3 органы прокуратуры наделялись и существенными функциями по защите прав граждан.
В Беларуси Прокуратура была создана согласно поста-ювлению ЦИК БССР от 26 июня 1922 г. Структурно до 1933 г. Прокуратура входила в систему Народного комиссариата юстиции БССР. Как самостоятельный орган функционирует с 20 июня 1933 г.
Действующая Конституция Республики Беларусь посвящает прокуратуре статьи 125—128. Так, в статье 125 за-тасано, что на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами,
4. Законода- 182-186. 4. Законода- 194-199. 4. Законода- 186-187. |
^Российское законодательство в X—XX вв. В 9 т. Т. тельство периода становления абсолютизма. М., 1986. С.
^Российское законодательство в X—XX вв. В 9 т. Т. тельство периода становления абсолютизма. М., 1986. С.
''Российское законодательство в X—XX вв. В 9 т. Т. тельство периода становления абсолютизма. М., 1986. С.
местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет немаловажное значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Решение вопроса о месте прокуратуры в системе государственно-правовых институтов вытекает из общей концепции механизма государства, содержащейся в Конституции Республики Беларусь, лежащих в ее основе принципов разделения властей.
В условиях становления нового демократического белорусского государства место и роль Прокуратуры Республики Беларусь в государственном механизме необходимо рассматривать в аспекте конституционного принципа разделения властей как важнейший элемент системы «сдер-жек и противовесов». Из содержания Конституции Республики Беларусь следует, что прокуратура не относится ни к одной из трех ветвей власти. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом (статья 90 Конституции Республики Беларусь). Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров (статья 106 Конституции Республики Беларусь), а судебная власть принадлежит судам (статья 109 Конституции Республики Беларусь). В свою очередь, Президент Республики Беларусь, будучи Главой государства, непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства, и таким образом по существу принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка в стране. Прокуратура же становится важнейшей опорой Президента в укреплении правовой стабильности общества. В этих условиях повышается роль прокуратуры как централизованной системы, имеющей подчиненных Генеральному прокурору своих представителей во всех областях, городах и районах. Она осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Своей деятельностью прокуратура способствует
взаимодействию ветвей власти, их согласованному функционированию как единой государственной власти.
Прокуратура по своим функциональным направлениям деятельности весьма близка к судебной власти и связана с ней, но не является ее составной частью или придатком и организационно не включена ни в судебную власть, ни в исполнительную власть, ни в законодательную власть. Деятельность прокуратуры носит особенный, специфический характер. Являясь по своей конструкции властью, она, тем не менее, не входит и не должна входить ни в одну из существующих ветвей власти. В будущем прокуратура видится как многофункциональный, специализированный, профессиональный, независимый орган, призванный осуществлять контроль за реализацией полномочий всеми ветвями власти путем надзора за точным исполнением актов законодательства, и по существу представляющий собой в единстве с органами государственного контроля (и, прежде всего, с Комитетом государственного контроля) полноправную, самостоятельную четвертую ветвь власти — конт-роЛьно-надзорную.
Место и роль прокуратуры в государственном механизме Республики Беларусь находит свое конкретное воплощение в ее функциях, которые представляют собой основные направления деятельности прокуратуры, осуществляемые с использованием специфических форм и методов в рамках определенной законом компетенции. Перечень данных функций определяется Законом Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь». Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, учреждений, организаций, общественных объединений, политических партий.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый
Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания. В своей деятельности Генеральный прокурор Республики Беларусь подотчетен Президенту. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.
Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством.
В системе прокуратуры Республики Беларусь функционируют также специализированные звенья прокурорской системы (органы Главной военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры являются составной частью единой и централизованной системы органов прокуратуры, осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора, Законом «О Прокуратуре Республики Беларусь» и руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О политических партиях» (статья 12) прокурорские работники (как и судьи, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих) не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий.
Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускается. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора, чтобы повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности, влечет установленную законом ответственность.
В целях сохранения и развития исторических традиций органов прокуратуры в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 марта 2001 г. № 156 учрежден геральдический знак — эмблема Прокуратуры Республики Беларусь, указывающий на принадлежность работников к органам прокуратуры. Изображение эмблемы размещается на:
• знаках различия и отличия работников органов про
куратуры, имеющих классные чины;
• печатной продукции, издаваемой Прокуратурой.
Геральдический знак -- эмблема Прокуратуры Республики Беларусь представляет собой щит, расположенный поверх двух перекрещенных мечей золотистого цвета, направленных остриями вниз. Поле щита красного цвета с каймой золотистого цвета. В поле щита поверх расходящихся от подножия лучей золотистого цвета расположено изображение Государственного герба Республики Беларусь золотистого цвета. Эмблема помещается в кабинете Генерального прокурора Республики Беларусь и в зале коллегии Прокуратуры.
Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор:
• за точным и единообразным исполнением законов рес
публиканскими, местными органами государственного и
хозяйственного управления и контроля, местными Совета
ми депутатов и иными органами местного самоуправления,
воинскими формированиями и учреждениями, органами
государственной безопасности, внутренних дел и милиции,
субъектами хозяйствования независимо от принадлежнос
ти и форм собственности, учреждениями и организациями,
политическими партиями, иными общественными и рели
гиозными объединениями, должностными лицами и граж
данами;
• за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно- розыскную деятельность, дознание и предва
рительное следствие;
• за соответствием закону судебных решений по граж
данским и уголовным делам, делам об административных
правонарушениях;
• за исполнением законов в местах содержания задер
жанных, предварительного заключения, при исполнении
наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
В случаях, предусмотренных законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. Кроме того, прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, поддерживают государственное обвинение.
Организация деятельности органов Прокуратуры Республики Беларусь строится на следующих основных принципах:
1) составляют единую централизованную систему с под
чинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Гене
ральному прокурору Республики Беларусь;
2) осуществляют полномочия в пределах своей компе
тенции независимо от органов государственной власти и
управления, должностных лиц, средств массовой инфор
мации, политических, иных общественных и религиозных
объединений в соответствии с Конституцией и законами
Республики Беларусь;
3) принимают меры по пресечению нарушений закона,
от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных
прав и привлечению к установленной законом ответствен
ности лиц, допустивших эти нарушения;
4) взаимодействуют с другими правоохранительными
органами в деле укрепления правопорядка;
5) действуют гласно и открыто в той мере, в какой это
не противоречит требованиям закона об охране прав и сво
бод личности, а равно государственной и иной охраняемой
законом тайны.
При осуществлении своей деятельности прокурорские работники обеспечивают соблюдение гарантированных государством прав и свобод личности независимо от гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, порочащих его честь и достоинство, или могущих повредить его правам и законным интересам, если исполнение предусмотренных законом обязанностей не требует иного.
При расследовании преступлений прокурорские работники предоставляют задержанным и заключенным под
стражу лицам возможность реализации права на юриди
ческую защиту. '
В свою очередь граждане вправе получать от органов прокуратуры разъяснения, информацию по поводу ограничения их прав и свобод, знакомиться с имеющимися в отношении их материалами после завершения проверки или расследования. Лицо, полагая, что действиями прокурорского работника ущемлены его права, свободы и законные интересы, вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, а в случаях, предусмотренных законом, — в суд.
Компетенция Генерального прокурора Республики Беларусь закреплена в статье 16 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», в соответствии с которой он руководит деятельностью всех органов прокуратуры и осуществляет силами аппарата контроль за их работой, в соответствии с законами издает приказы, указания, распоряжения, утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов Прокуратуры Республики Беларусь. Кроме того, Генеральный прокурор Республики Беларусь утверждает в пределах бюджетных ассигнований организационную структуру и штатное расписание органов прокуратуры.
Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью аппаратов соответствующих прокуратур и подчиненных органов прокуратуры, издают приказы, указания и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных прокуратур, вносят вышестоящему прокурору предложения об изменении штатной численности аппарата и подчиненных прокуратур, о расстановке кадров.
Согласно статье 15 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров — 5 лет.
Государственный контроль представляет собой одну из важнейших функций государства, осуществляемых в целях организации выполнения конституционных установлений, иных актов законодательства, соблюдения государственной дисциплины, правильного использования финансовых средств и имущества, а также работы с предложения-
I
ми и заявлениями граждан. В той или иной мере государственный контроль осуществляют все государственные органы. Для этих целей создаются специальные государственные или государственно-общественные органы и контрольные подразделения в государственных органах.
В бывшем СССР государственный контроль осуществлялся представительными, исполнительно-распорядительными и специальными контрольными органами. Так, еще в феврале 1917 г. в России был введен рабочий контроль над производством и распределением продуктов как форма революционного вмешательства пролетариата в экономику. Сразу после Октябрьской революции декретом ВЦИК от 14 (27) ноября 1917 г. рабочий контроль был введен на всех предприятиях. Согласно декрету ВЦИК от 18 (31) января 1918 г. «О Центральной контрольной коллегии и местных учетно-контрольных коллегиях» органы государственного контроля стали создаваться в учреждениях и на предприятиях. На территории Беларуси учетно-контрольная коллегия при Областном исполкоме Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта были созданы в мае 1918 г. В качестве органа государственного контроля в 1920—1934 гг. функционировал Рабкрин — Рабоче-крестьянская инспекция — с юридическим статусом народного комиссариата. До создания в 1922 г. органов прокуратуры на Рабкрин возлагался контроль за соблюдением законности в управлении. С 1923 г. данный орган действовал совместно с Центральной Контрольной Комиссией ВКП(6) как единый советско-партийный орган, главной задачей которого был контроль во всех областях хозяйства и государственного управления, надзор за проведением в жизнь советских законов, своевременное рассмотрение в учреждениях жалоб и заявлений трудящихся. В 1923 г. Наркомат РКИ БССР был также объединен с Центральной Контрольной Комиссией КПБ(б) в ЦКК КПБ(б) -- Наркомат РКИ БССР. Постановлением ЦИК и СНК БССР от 8 марта 1934 г. Наркомат РКИ был ликвидирован, а на его основе создана Комиссия советского контроля при Совете Народных Комиссаров БССР.
Затем были образованы министерства государственного контроля, комитеты партийно-государственного контроля, на смену которым пришли комитеты народного контроля. <)|>г;пи.| народного контроля сочетали государственный
контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Они контролировали выполнение государственных планов и заданий, вели борьбу с нарушениями государственной дисциплины, волокитой и бюрократизмом, способствовали совершенствованию работы государственного аппарата. Данные органы были ликвидированы в 1991 г. В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. всеобъемлющий государственный контроль осуществляли также Советы народных депутатов.
По содержанию и объему полномочий различают государственный контроль общий (по всем вопросам) и специальный (по определенному кругу вопросов).
К примеру, в Российской Федерации контрольные функции в бюджетно-финансовой сфере осуществляет Счетная палата Российской Федерации, действующая под руководством палат Федерального Собрания. В структуре Администрации Президента Российской Федерации функционирует Главное контрольное управление. После избрания Президента Республики Беларусь в 1994 г. была создана Служба контроля Президента. В 1996 г. после внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь был образован конституционный орган — Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 129 Конституции Республики Беларусь данный Комитет осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Комитет государственного контроля Республики Беларусь образуется Президентом Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь после его образования в 1996 г. определялся Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 г. № 510 «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». В настоящее время правовую основу деятельности данного органа устанавливает, прежде всего, Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь».
1
Систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы — комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь. Структура и штатная численность Комитета государственного контроля утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Первый заместитель и заместители Председателя Комитета государственного контроля назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля. Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля (за исключением районных и городских) назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Председатель Комитета государственного контроля несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет и его территориальные органы задач.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О политических партиях» (статья 12) сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 структура Комитета го~ сударственного контроля Республики Беларусь выглядит следующим образом: Председатель Комитета государственного контроля, первый заместитель Председателя Комитета, два заместителя Председателя, Заместитель Председателя Комитета — директор Департамента финансовых расследований, два Департамента, десять главных управлений, три управления, секретариат, шесть комитетов государственного контроля областей, шесть управлений Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску, а также межрайонные комитеты государственного контроля и межрайонные отделы управлений Депар-
тамента по областям и г. Минску, осуществляющие свою деятельность на правах управления1.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 781 установлено, что должности заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директора Департамента финансовых расследований соответствует специальное звание генерал-майора финансовой милиции.
Основными направлениями деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов является осуществление контроля за:
=> исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
=> расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;
=^ исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности и инвестиционной деятельности;
=> законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;
=> соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств, и состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах;
=> финансово-хозяйственйой деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
=> соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, их лома и отходов, в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях;
'Количество межрайонных комитетов государственного контроля и межрайонных отделов управлений Департамента по областям и г. Минску и их штатная численность утверждаются Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
=> исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
=> соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.
Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, заключать с ними соглашения.
Принципы организации и деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов определены в статье 4 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», в соответствии с которой данные органы:
1) составляют единую централизованную систему с под
чинением нижестоящих органов вышестоящим;
2) работают на основе коллегиального обсуждения ре
зультатов проверок (ревизий), необходимых мер по пре
дупреждению и устранению выявленных правонарушений,
вопросов об ответственности лиц, допустивших нарушения
законодательства;
3) реализуют свои полномочия в пределах своей компе
тенции в тесном взаимодействии с Советом Министров
Республики Беларусь, исполнительными и распорядитель
ными органами;
4) во взаимодействии с правоохранительными органа
ми, Национальным банком Республики Беларусь и иными
государственными органами Республики Беларусь осущест
вляют свои полномочия по вопросам восстановления нару
шенных прав юридических и физических лиц и
привлечения к установленной законом ответственности
лиц, допустивших нарушения законодательства;
5) осуществляют свою деятельность на основе строгого
соблюдения законности, охраны интересов государства,
прав и свобод граждан;
6) действуют открыто и гласно в той мере, в какой это
не противоречит требованиям законодательства об охране
прав и свобод личности и о государственных секретах и
иных охраняемых законодательством сведениях.
Комитет государственного контроля осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Беларусь, а его территориальные органы — на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
Полномочия Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и председателей территориальных органов сформулированы в статьях 11—12 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», в соответствии с которыми Председатель Комитета государственного контроля:
• руководит деятельностью Комитета государственного
контроля, его территориальных органов, организует и
контролирует их работу;
• решает в пределах своей компетенции вопросы, свя
занные с осуществлением государственного контроля в
республике, планированием, проведением проверок (реви
зий), а также назначением должностных лиц Комитета
государственного контроля и его территориальных органов
(за исключением первого заместителя, заместителей Пред
седателя Комитета, председателей территориальных коми
тетов);
• организует работу коллегии Комитета государственно
го контроля и руководит ее деятельностью;
• информирует Президента Республики Беларусь о де
ятельности Комитета государственного контроля и его тер
риториальных органов;
• вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Мини
стров Республики Беларусь и иные государственные органы
предложения по совершенствованию законодательства;
• представляет Комитет государственного контроля в
государственных и иных органах, международных органи
зациях, заключает по поручению Президента Республики
Беларусь договоры по вопросам финансово-экономического
контроля, сотрудничества в области валютного контроля с
контрольно-финансовыми органами других государств и
международными контрольно-финансовыми организациями;
• утверждает в пределах бюджетных ассигнований
штатное расписание Комитета государственного контроля
и его территориальных органов, а также положения о
структурных подразделениях Комитета государственного
контроля.
Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля осуществляют руководство дея-
тельностью возглавляемых ими органов, издают приказы и распоряжения, дают соответствующие требованиям законодательства указания, обязательные для исполнения подчиненными им сотрудниками.
Компетенция Комитета государственного контроля и его территориальных органов определяется статьей 14 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», в соответствии с которой данные органы правомочны:
• проводить проверки (ревизии) деятельности государст
венных органов, иных юридических лиц, а также индиви
дуальных предпринимателей;
• получать от государственных органов, иных юриди
ческих лиц, а также индивидуальных предпринимателей
необходимую для проведения проверок (ревизий) отчет
ную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведе
ния об операциях, состоянии счетов, а также справки и ко
пии документов по операциям и расчетам проверяемых
объектов;
• безвозмездно пользоваться информационными банка
ми данных государственных органов, иных юридических
лиц государственной формы собственности;
• привлекать в установленном законодательством по
рядке к участию в проверках (ревизиях) представителей
правоохранительных, контролирующих органов, а также
специалистов других государственных органов, иных юри
дических лиц Республики Беларусь независимо от их под
чиненности и форм собственности;
• выносить в пределах своей компетенции обязательные
для исполнения должностными лицами государственных
органов, иных юридических лиц, а также индивидуальны
ми предпринимателями решения о взыскании в бюджет
невнесенных платежей, выявленных проверками (ревизия
ми), а также экономических санкций, в том числе штра
фов; об устранении в установленные сроки выявленных
нарушений и др.
• направлять материалы проверок (ревизий) в государст
венные органы для рассмотрения и принятия по ним необ
ходимых мер;
• при установлении оснований обращаться в компетент
ные органы с представлением о возбуждении дела о лик
видации юридических лиц, прекращении деятельности ин-
дивидуальных предпринимателей либо об аннулировании соответствующих разрешений (лицензий);
• согласовывать назначение на должность и освобожде
ние от занимаемой должности руководителей государст
венных органов, иных юридических лиц государственной
формы собственности;
• давать заключения о соответствии должностных лиц
государственных органов занимаемым должностям;
• вносить в соответствующие государственные органы,
руководителям юридических лиц предложения об отмене
(изменении) принятых ими актов, регулирующих
отношения государственной собственности, хозяйствен
ные, финансовые и налоговые отношения, в случае несо
ответствия этих актов законодательству;
• по требованию Президента Республики Беларусь ли
бо при необходимости по собственной инициативе инфор
мировать Президента Республики Беларусь о несвоевре
менном или ненадлежащем выполнении поручений, содер
жащихся в декретах, указах, распоряжениях и других ре
шениях Главы государства.
Законодательством могут быть установлены и иные полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов.
АТА
СТРУКТУРА