Проведения республиканского референдума (по инициативе граждан)
1.Образование инициативной группы по проведению рефе
рендума (не менее 100 человек).
2. Передача заявления в Центральную комиссию о регистра
ции инициативной группы и вопроса (проекта решения), пред
лагаемого на референдум.
3. Направление документов, представленных инициативной
группой в Министерство юстиции Республики Беларусь и Про
куратуру Республики Беларусь на соответствие вопроса (проек
та решения) законодательству Республики Беларусь.
4. Регистрация вопроса (проекта решения), предлагаемого
на республиканский референдум с учетом заключения Министер
ства юстиции Республики Беларусь и Прокуратуры Республики
Беларусь.
5. Выдача свидетельства о регистрации инициативной группы
и образца листа для сбора подписей граждан (подписного листа).
6. Сбор подписей граждан под предложением о проведении
референдума членами инициативной группы (в двухмесячный
срок).
7. Сдача подписных листов в районный, городской исполни
тельный комитет, в райадминистрацию для проверки достовер
ности подписей (в десятидневный срок и проверяется не менее
20% подписей).
8. Принятие решения райгорисполкома о результатах сбора
подписей и направление его в облисполком, Мингорисполком.
9. Проверка достоверности подписей облисполкомом, Мин-
горисполкомом (при необходимости в пятидневный срок).
10. Принятие решения облисполкома, Мингорисполкома об ито
гах сбора подписей и направление его в Центральную комиссию.
11.Составление инициативной группой заключительного ак
та о сборе подписей и представление его в Ценризбирком.
12. Проверка представленных документов в Центризбиркоме.
13. Передача Центризбиркомом Президенту Республики Бе
ларусь заключительного акта инициативной группы вместе со
своим заключением и протоколом.
14. Издание Президентом Республики Беларусь Указа о назначе
нии референдума (согласно статье 117 ИК Республики Беларусь).
НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе-
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля
2000 г. (с изменениями и дополнениями от 4 июля 2000 г.) // Ве
домости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 6.
Ст. 47; Национальный реестр правовых актов Республики Бела
русь. 2000. № 25. 2 / 145; № 64. 2/181.
3. Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г.«О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в редакции
Закона от 10 января 2000 г. с изменениями и дополнениями от
16 июня 2000 г., 9 октября 2000 г., 16 мая 2001 г.) // Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь. № 11. Ст. 122; 1995.
№ 15-16. Ст. 167; Национальный реестр правовых актов Республи
ки Беларусь. 2000. № 8. 2 / 137; № 59. 2 / 174; № 100. 2 /203;
2001. № 50. 2 / 765.
4. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1996 г. «О респуб
ликанском референдуме 24 ноября 1996 года в Республике Бела
русь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.
1996. № 35. Ст. 632.
5. Закон Республики Беларусь от 30 апреля 1998 г. «О Цент
ральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению
республиканских референдумов» // Ведомости Национального
собрания Республики Беларусь. 1998. № 20. Ст. 218.
6. Декрет Президента Республики Беларусь от 11 сентября 2000 г.
№ 18 «О членах Центральной комиссии Республики Беларусь по
иыборам и проведению республиканских референдумов с правом
совещательного голоса при проведении выборов депутатов Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь вто
рого созыва» // Национальный реестр правовых актов Республи
ки Беларусь. 2000. № 87. 1/1611.
7. Указ Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1996 г.
№ 530 «О полномочиях членов Центральной комиссии Республики
Беларусь по выборам и проведению республиканских референду
мов» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений
Правительства Республики Беларусь. 1996. № 35. Ст. 927.
8. Указ Президента Республики Беларусь от 28 октября 1996 г.
№ 442 «О мероприятиях по обеспечению подготовки и проведения
республиканского референдума 24 ноября 1996 г.» // Собрание
указов Президента и постановлений Кабинета Министров Респуб-
'/|пки Беларусь. 1996. № 30. Ст. 787.
9. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от
15 апреля 1997 г. «О пересмотре Заключения Конституционного
("уда Республики Беларусь от 4 ноября 1996 года «О 290.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Андрющенко Е. О. О некоторых принципах избирательного
процесса //' Народный депутат. 1990. № 3. С. 15>-24.
2. Белкин А. А. Избирательные ограничения // Правоведение.
1992. № 1. С. 3-14.
3. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Бела
русь. Мн., 2003.
4. Василевич Г. А. Конституционные основы избирательного
права в Республике Беларусь // Органы государственной власти в
Республике Беларусь. Мн., 1999. С. 231-262.
5. Головко А. А. Понятие и взаимодействие избирательной сис
темы и избирательного права в СССР // Проблемы правового ста
туса субъектов права. Калиниград, 1976. С. 75—81.
6. Коркунов Н. М. Пропорциональные выборы. СПб., 1896.
7. Лукашенко А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна
иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента
Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руково
дящих работников республиканских и местных государственных
органов по вопросам совершенствования идеологической работы
27 марта 2003 г. // Рэспублжа. 2003. 29 сакавша. С. 1-7.
8. Лейзеров А. Т. Советская избирательная система. Мн., 1974.
9. Мейер Г. Избиральное право. В 2 т. М., 1905, 1906.
10. Михалева Н. А., Морозова Л. А. Новые республиканские законы о выборах народных депутатов // Знание. М., 1990. И. Постников А. Е. Избирательное право России. М., 1996.
12. Реформа индивидуальной системы в Италии и России: опыт
и перспективы. Сборник статей. М., 1995.
13. Тодыка Ю. Я. Основы конституционного строя Украины.
Харьков, 1999. 320 с.
бий1, Марсилий Падуанскии* и др.). Древние греки использовали этот принцип для того, чтобы укрепить государственный строй, защитить от непредсказуемых изменений и потрясений.
Однако в качестве самостоятельного учения идея разделения властей как составная часть учения о демократическом государстве была связана с революциями XVII—XVIII вв. и сформулирована в середине XVIII в. Дж. Локком (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция). Принцип разделения власти рассматривался этими авторами как важнейшая гарантия против концентрации и злоупотребления властью, которые были свойственны феодальным монархиям.
Уже в первых конституциях — США (1787 г.) и Франции (1789 г.) — принцип разделения властей закрепляется как важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства — охраны свободы и прав человека.
Его суть заключается в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, которые должны быть самостоятельными и существовать независимо друг от друга, ибо соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в одном государственном органе приводит к огромной концентрации власти в одних руках и создает основу для установления диктаторских режимов.
Единая государственная власть функционально делится на три ветви: