Государственно-территориальное устройство
Территорией любого государства является суша, внутренние воды, воздушное пространство в пределах государственной границы, а также территориальные воды (откры-
тое море на расстоянии 12 миль от берега). Государственная власть распространяется на всю территорию государства, которая разделяется на составные части -- республики, края, области, провинции, департаменты и пр., составляющие географическую основу государственно-территориального устройства и имеющие органы публичной власти.
Государственно-территориальное устройство -это внутренняя территориальная (национально-территориальная) организация государства, предусматривающая его деление на республики, края, области, губернии, провинции, департаменты и др.; это система взаимоотношений государства как целого с его составными частями.
В пределах территории государства существуют различные формы территориально-политического устройства. Обычно характер взаимоотношений государства как целого с его составными частями определяет две основные формы государственно-территориального устройства:
• унитарную;
• федеративную.
Статус отдельных составных частей и в унитарных, и в федеративных государствах зачастую отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с этим государственно-территориальное устройство может быть как простым (симметричным), так и сложным ( асимметричным ).
Простое (симметричное) государственно-территориальное устройство характеризуется равным юридическим статусом его составных частей (как, например, области в Республике Беларусь, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше).
При сложном (асимметричном) государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный юридический статус. Наглядным примером асимметричной федерации можно считать Российскую Федерацию в период после официального провозглашения Федеративным договором от 31 марта 1992 г. субъектами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов. Статус этих субъектов существенно отличался от статуса республик (республика имела право на свои законы, а другие
субъекты — нет; центр не мог ни отменить, ни приостановить законы республик, а решения Советов народных депутатов остальных субъектов мог отменить Верховный Совет Российской Федерации). Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила равноправность субъектов Российской Федерации и подавляющее большинство перечисленных проявлений асимметричности ушло в историю. В составе унитарной Украины наряду с областями, обладающими одинаковым юридическим статусом, имеется АРК -Автономная Республика Крым, имеющая особый статус. Будучи унитарным государством, Великобритания состоит из исторически сложившихся частей — Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
Унитарное государство — это такая форма государственного или национально-территориального устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы; это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливается конституцией и законами государства. В отличие от федерации в унитарном государстве имеется одна конституция, один глава государства, один высший представительный орган, одно правительство, что создает организационно-правовые предпосылки для усиления центральной власти на всей территории страны. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных образований.
В то же время далеко не все унитарные государства в своих конституциях указывают на свое государственно-территориальное устройство. К числу тех государств, которые отразили эту особенность в своем Основном Законе, относится и Республика Беларусь. Так, статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь -- унитарное демократическое социальное правовое государство».
Большинство государств мира имеют унитарное территориальное устройство. Форма унитарного государства позволяет центральным органам государственной нласти концентрировать экономический потенциал и мате-
53ак. 1955
риальные ресурсы страны и оперативно проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. Для унитарного государства характерны следующие признаки:
• единая конституция;
• единое законодательство;
• единая централизованная система органов исполни
тельной власти;
• единая судебная система;
• единое гражданство;
• единая денежная система;
• деление территории государства на административно-
территориальные единицы, у которых статус органов власти
определяется нормами общегосударственного права и т. п.
В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Здесь наряду с административно-территориальными единицами имеются регионы, обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями с различной степенью самостоятельности. Автономия в общем значении — это право самостоятельно решать те или иные вопросы; это форма национально-государственного устройства, внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными и бытовыми особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальных полномочий: политическая (законодательная) и административная (местная). Так, в Китае и Эфиопии автономии являются административными и имеют право осуществлять на местном языке издание газет, радиовещание, судопроизводство. Административная автономия существует в Молдове, где созданы два гагаузских округа. В Дании, Франции, Испании автономии Гренландия, Корсика и Страна Басков являются законодательными (политическими) и имеют право на издание но определенным вопросам местных законов. Политические автономии имеются и в постсоциалистических странах — Автономная Республика Крым на Украине, Республика Каракалпакстан в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане.
С точки зрения организации публичной власти, унитарные государства разделяют на централизованные и децентрализованные.
Централизованными унитарными государствами являются государства, не имеющие выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы (отдельные страны Африки и Азии). Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Кроме того, в мире имеются и сверхцентрализованные унитарные государства, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в таких случаях заменяют военные, назначаемые военными властями.
В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц.
Федеративное государство — это форма государственного или национально-территориального устройства, при котором входящие в состав государства члены федерации -- земли, штаты, кантоны, провинции, республики, эмираты и др. имеют собственные предметы ведения, в том числе законодательную компетенцию, а также законодательные, исполнительные и судебные органы. Составные части федерации называются субъектами федерации и имеют свое административно-территориальное устройство, свои конституции (штаты в США, земли в ФРГ, республики в Российской федерации) или основные законы, не называющиеся конституциями (например, уставы областей, краев и автономий в Российской Федерации). Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов Федерации, их полномочия и др. На всей территории Федерации действуют федеральная конституция и федеральные законы, а также общефедеральные подзаконные акты, федеральные органы государственной власти, федеральные суды. В отличие от автономных образований субъекты Федерации свои конституции принимают сами.
С конституционно-правовой точки зрения, федеративное устройство существует, когда на уровне центра и на уровне территориальных единиц государства имеются основные структурные элементы государства: законодательная, исполнительная и судебная власть, государственный аппарат и т. д. Функционирование таких элементов государственности гарантировано конституциями, и они не мо-
гут быть произвольно ликвидированы по усмотрению центральных органов.
В отличие от составных частей унитарного государства субъекты федерации обладают, как правило, государственной автономией и более широкой политической самостоятельностью.
Большое влияние на форму государственно-территориального устройства многих государств оказали следующие факторы: борьба за национальную независимость, национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми и этническими проблемами и др. В результате одни унитарные государства объединялись в федерации (США, Швейцария), а другие стали федеративными. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов в 1993 г. трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в конституции этой страны.
В науке конституционного права федерации принято делить также на централизованные и децентрализованные. В централизованных федерациях парламент в соответствии с Конституцией вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. п. (Индия). Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и другие, в которых децентрализация в отдельных сферах сочетается с централизацией. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в сферах экономики и социальной политики.
Кроме того, все федерации делятся на симметричные и асимметричные. Симметричными являются федерации, составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны как между собой, так и в отношениях с федерацией (Австрия, ОАЭ и др.). Симметричными федерациями юридически были СССР, СФРЮ, ЧССР. Однако в любой федерации имеются элементы асимметрии, поэтому полностью симметричных федераций фактически не существует, и большинство федераций мира являются асимметричными. В одних федерациях наряду с равноправными субъектами федерации имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа, ассоциированные государства и т. п.); в других нет иных территориальных образований, но субъекты федерации имеют не одинаковый юридичес-
кий статус. Так, в России субъекты Федерации делятся на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, а республики являются государствами, имеют свои конституции, гражданство, могут устанавливать свои государственные языки. Другие субъекты Российской Федерации являются государственными образованиями, а некоторые из них (автономные округа) входят в состав других субъектов Федерации — краев и областей.
Федерализм (от лат. гоейиз — союз) — принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации (другой формой является унитаризм или унитарное государство).
Суть федерализма заключается:
• в характере внутренней структуры государства;
• в характере связей центра и частей федеративного го
сударства;
• в специфике прав центра и субъектов федеративного
государства.
Федерализм как принцип территориальной организации государства выполняет две важнейшие функции:
• децентрализует власть посредством ее разделения по
вертикали;
• интегрирует территориальные сообщества.
Осуществляя эти функции, федерализм предоставляет политическую и социально-культурную автономию территориальным частям государства (областям, республикам, штатам и т. д.). При этом одновременно достигается их политическая, экономическая и военная интеграция в одном государстве.
Федерация в отличие от конфедерации (представляющей союз независимых государств) рассматривается в качестве формы государственно-территориального устройства единого государства. От конфедерации ее отличает ряд признаков, важнейшими из которых являются:
• наличие общефедеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти;
• целостность территории;
• единые вооруженные силы;
• единая денежная система и т. д.
В отличие от союзов государств федерация является союзным государством, что и закрепляется в названиях
большинства из них (Союз Советских Социалистических Республик, Союзная Республика Югославия, Австралийский Союз), а название ФРГ в буквальном переводе означает — Союзная Республика Германия.
Исторически федерации возникали двумя способами: договорным и конституционным. По данному признаку федерации разделяют на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении (США - 1777 г., Швейцария -1891 г., СССР -- 1922 г.). Конституционные федерации создавались на основе конституции или иного конституционного документа, в котором центральная власть признавала федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ -- 1949 г., Индия - 1948 г., РСФСР -1918 г.).
В науке конституционного права выделяют федерализм координированный, кооперативный, договорной, дуалистический.
Концепция координированного федерализма заключается в разделении полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления рассматриваются как уровни, не зависимые друг от друга и обладающие одинаковым юридическим статусом в пределах конституционных установлений. Вместе с тем в чистом виде данная концепция не существует ни в одной стране в связи с тем, что разграничить полностью предметы ведения между федерацией и ее субъектами практически невозможно.
Наиболее распространенной является концепция кооперативного федерализма, в основе которой заложена идея взаимодействия и взаимозависимости федерации и ее субъектов при осуществлении ими своих конституционных полномочий. Кооперативный федерализм реализуется через создание региональных объединений групп субъектов федерации, которые призваны нивелировать возникающие между центром и регионами проблемы (периодически созываемые совещания премьер-министров федерации и ее субъектов — Австралия, Индия, Канада; совещания президента с губернаторами -- Россия, США; конференции министров федерации и регионов и т. п.).
Концепция договорного федерализма сводится к тому, что федерация возникла и существует как объедине-
ние государств, которые передали созданному ими государству определенную часть своих полномочий, а объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет и обладают правом вето на все изменения в федеральной конституции.
Концепция дуалистического федерализма основана на теории двойственности суверенитета в федерации: признание суверенитета федерации и суверенитета ее субъектов. Такой федерацией по существу своему был СССР, в котором по Конституции суверенитетом обладали одновременно и Союз и союзные республики. Положение о двух суверенитетах признавалось и в Конституции СФРЮ, поскольку она как федерация была основана на союзе.
Для обеспечения единства политической и экономической организации федеративного государства конституции многих федеративных государств закрепляют систему контроля центральных органов за деятельностью субъектов федерации, а также способы участия субъектов федерации в решении общефедеральных задач. Институт контроля федерации за деятельностью субъектов федерации, будучи важнейшим элементом конституционного права многих федераций, предусматривает не только традиционные способы контроля, связанные с исполнением федерального законодательства (контроль за соответствием федеральной конституции нормативных актов, принимаемых субъектами федерации; контроль по линии органов исполнительной власти; финансовый контроль и т. д.), но и введение на территории субъекта федерации при необходимости чрезвычайного положения, президентского правления, осуществление федеральной интервенции и др. Введение чрезвычайного положения предусмотрено большинством федеральных конституций. Чрезвычайное положение — это особый правовой режим деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, допускающий ограничения прав и свобод, данных гражданам и юридическим лицам законом, а также возложение на них установленных законом дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения ограничивает не только некоторые конституционные права и свободы граждан, но и права субъектов федерации (например, с введением чрезвычайного положения возможен роспуск местных органов и замена их уполномоченными представителями из центра и т. п.). В акте о введении
чрезвычайного положения должны быть установлены срок его действия, территория, на которую он распространяется, вводимые ограничения (на свободу собраний, свободу передвижения граждан, запрет демонстраций, досмотр транспортных средств, введение трудовой повинности, изменение режима работы предприятий и учреждений и пр.). Содержание акта доводится до населения средствами немедленного оповещения. Обычно в таких случаях собирается парламент.
Прямое президентское правление — это перевод в непосредственное управление (под юрисдикцию) президента какой-либо части территории государства. Основанием введения прямого президентского правления могут быть нестабильное положение на данной территории, массовые беспорядки, неспособность местных органов обеспечить безопасность и нормальную жизнь проживающего там населения, массовая коррупция в местных органах власти и иные чрезвычайные обстоятельства. Его введение означает ограничение деятельности местных органов представительной и исполнительной власти и даже временное прекращение функционирования данных органов. Возможность введения президентского правления предусмотрена Конституцией Индии и некоторых других государств. Так, по Конституции Индии указ о введении президентского правления в штате или группе штатов на срок от двух до шести месяцев принимается президентом страны по совету Кабинета Министров. В этом случае смещается правительство штата, вся полнота власти вручается назначенному президентом губернатору штата, законодательное собрание распускается (или его деятельность приостанавливается) и назначаются новые выборы. Партии, победившие на выборах, формируют правительство штата. Возможность федерального вмешательства в отношении субъекта федерации — земли — предусмотрена также Основным законом Германии. При этом местный парламент (ландтаг земли) распускается, а для управления землей назначается федеральный комиссар.
Институт интервенции (насильственное вмешательство) в дела субъектов федерации предусмотрен конституциями ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики и др.). Интервенция по решению федеральных органов осуществляется в случае возникновения в штатах и в иных субъектах феде-
рации массовых беспорядков. Крайним способом федерального принуждения являются военные действия (война в США в 1861 — 1865 гг., военные действия федеральных сил России в Чеченской Республике после 1994 г.).
Ассоциированные государства — государства, которые по договору с другим государством входят в его состав и имеют своих представителей в законодательном органе этого государства. При этом за ассоциированным государством признается право на самостоятельное управление в соответствии со своей собственной Конституцией и законами. Вместе с тем на территории ассоциированного государства могут действовать многие законы государства, в состав которого оно входит. Примером ассоциированного государства являются Пуэрто-Рико, Марианские острова, Микронезия, входящие в состав США. Так, в 1952 г. Пуэрто-Рико обрел статус «свободно присоединившегося государства», который подтвержден референдумом 1993 г. По Договору о долговременном союзе между США и Пуэрто-Рико, подписанном в 1975 г., за Пуэрто-Рико признается право на самостоятельное управление в соответствии с Конституцией от 3 июля 1952 г. В то же время Конгресс США ведает вопросами внешней политики, обороны, одобрением законов, касающихся территории Пуэрто-Рико. Все граждане, родившиеся в Пуэрто-Рико, являются гражданами США. На территории Пуэрто-Рико существует окружной суд Соединенных Штатов, имеется единая валюта. Исполнительная власть осуществляется губернатором, который избирается всеобщими прямыми выборами сроком на четыре года. Данное ассоциированное государство представлено в Конгрессе США комиссаром-резидентом (без права голоса). Микронезия (Федеративные Штаты Микронезии) также имеет статус «свободно ассоциированного» с США государства в соответствии с Соглашением о «свободной ассоциации» от 1982 г. По форме государственного устройства Микронезия — федерация. Каждый из четырех штатов данного государства имеет свои законодательные органы. Глава государства — Президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 4 года. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством.
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства — это деление территории Республики Беларусь
на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц. Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
Систему административно-территориального устройства государства, полномочия Президента Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов образования и упразднения административно-территориальных единиц, установления иизменения их границ, учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц, их наименования и переименования, а также иных вопросов, связанных с административно-территориальным устройством Республики Беларусь, определяет Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь».
Административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:
• единства и неотчуждаемости территории Республики
Беларусь как естественного условия существования и
пространственного предела;
• самоопределения народа, основы его благосостояния
и суверенитета Республики Беларусь;
• сочетания общегосударственных интересов и интере
сов населения, проживающего на соответствующей терри
тории;
• сочетания единой государственной власти Республики
Беларусь, осуществление которой основано на принципе
разделения ее на законодательную, исполнительную и су
дебную, с местным самоуправлением;
• осуществления местными Советами депутатов, испол
нительными и распорядительными органами своих полно
мочий в пределах границ соответствующих административ
но-территориальных единиц;
• равномерности, сбалансированности и комплексности
развития административно-территориальных единиц, взаи
мосвязи административно-территориального устройства и
социально-экономического районирования;
• включения в состав территорий более крупных адми
нистративно-территориальных единиц территорий менее
крупных административно-территориальных единиц;
• примерного равенства размеров территории и
численности населения административно-территориальных
единиц одного вида;
• многообразия правовых статусов административно-
территориальных и территориальных единиц в соответ
ствии с их назначением, местными особенностями, уров
нем социально-экономического развития и другими факто
рами;
• гласности и учета общественного мнения при решении
вопросов административно-территориального устройства.
НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.
2. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об админист
ративно-территориальном делении и порядке решения вопросов ад
министративно-территориального устройства Республики Бела-
2. Тодыка Ю. Н. Основы конституционного строя Украины.
Харьков: 1999. 320 с.
3. Козлов А. Е. Право на самоопределение как принцип между
народного права и конституционное право человека // Права чело
века и межнациональные отношения. М., 1994.
5. Конституции республик в составе Российской федерации.
Сборник документов. М., 1995.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЮЗЫ
В период существования советской государственно-правовой доктрины под конфедерацией понималась форма государственного устройства со следующими основными признаками:
• наличие учредительного договора, в котором фикси
ровались структура объединения государств, функции го
сударства и объем правосубъектности;
• построение отношений между государствами — члена
ми конфедерации на основе норм права, изложенных в
заключенных между ними международных договорах;
• сохранение государствами, входящими в конфедера
цию, суверенитета, собственных финансовых и налоговых
систем;
• закрепление права выхода из конфедерации при соб
людении условий учредительного договора.
В настоящее время конфедерация рассматривается как союз государств без образования нового государства. Как единое целое конфедерация выступает только в международных отношениях.
Термин «конфедерация» вошел в употребление главным образом в Европе в XIX в., когда возникли Рейнская конфедерация (1815—1848 гг.), Германская конфедерация (1815-1866 гг.), Австро-Венгрия (до 1918 г.).
Во второй половине XX в. широкое распространение получил термин «международная организация». Международная организация создается и действует на основе международного договора. Цели, задачи, компетенция и структура международной организации имеют договорную (согласованную) основу. Составляющие такого государства остаются суверенными. В то же время они уполномочивают международную организацию действовать от их имени в определенной области и в определенных пределах. Создавая международную организацию, государства-члены наделяют ее определенной право- и дееспособностью. Таким образом, международная организация как новый субъект международного права осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Международные организации вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции, закрепленной в учредительных актах и других документах. Иными словами, понятия конфедерации и международной организации по существу тождественны. Вместе с тем согласно распространенной классификации международных организаций конфедерации обычно относят к союзам государств.
Как правило, в конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В их ведение входит следующий круг вопросов: война и мир, внешняя политика, общая система коммуникаций и т. п. В конфедерации бюджет формируется за счет добровольных взносов ее членов, в конфедерации нет единых вооруженных сил, денежной единицы. Постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий. Их акты адресованы, как правило, не гражданам, а государственным органам, при этом акты органов, создаваемых для решения общих для союза вопросов, не обязательно действуют на территории всех государств. Парламент союза обычно формируется парламентами его членов.
Конфедерации вправе устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие движению лиц, товаров, услуг и капитала.
В конфедерации нет единой территории, но есть территория отдельных государств, вступивших в союз. Если в федерации гражданство единое союзное, то одновременно присутствует единое и союзное гражданство ее субъектов, в конфедерации же нет единого гражданства, а существует гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз.
Таким образом, конфедерация — это объединение государств, достаточно тесный межгосударственно-правовой союз входящих в него государств, который не ведет к созданию нового государства. История имеет примеры образования конфедерации с ее последующим перерастанием в (федеративное государство. Некоторые страны, давно являясь федерациями, сохраняют в своем названии слово «конфедерация» (Швейцария, Канада). Вместе с тем уже в новейшей истории имеются факты образования конфедерации и быстрого ее распада (в 1981 г. Сенегал и Гамбия объединились в Конфедерацию Сенегамбия, которая распалась в 1988 г.).
К числу межгосударственных союзов относится Европейский Союз (ЕС). Он был создан на основе Договора об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заключенного в Париже 18 апреля 19511;. В 1957 г. Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Римские договоры, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Сообщество но атомной энергии (Евратом). С 1 января 1973 г. к Сообществу присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, с 1 января 1981 г. — Греция, а затем Испания и Португалия. В 2004 г. ЕС пополнился еще десятью членами из числа государств Восточной Европы.
С подписанием Маастрихтских соглашений в 1993 г. Европейский Союз стал существенно отличаться от других международных организаций и по существу представляет собой конструкцию государства. Ныне компетенция Европейского Союза охватывает сферы деятельности, в совокупности образующие важнейшие признаки государственности: создание общего рынка путем интеграции их национальных рынков и предоставления равных условий для продажи и покупки товаров и услуг; регулирование свободного движения товаров, рабочей силы, свободы проживания и экономической деятельности населения, предоставление услуг и движение капитала, а также регулиро-
.1
вание развития сельского хозяйства, транспортной, социальной и конкурентной политики. Вместе с тем ЕС не является государством. Ему не хватает общей правоспособности, присущей государству. Европейский Союз не вправе создавать новые сферы компетенции. Иными словами, занимая как бы промежуточное положение между государством и международной организацией, ЕС представляет по существу новую форму взаимоотношений между государствами, носящую наднациональный характер. Таким образом, ныне Европейский Союз — это такая ассоциация государств, которая наделена независимыми полномочиями со своими суверенными правами и правопорядком, независимым от государств-членов. При этом страны и их граждане подчиняются правопорядку ЕС в сферах действия компетенции данного Союза.
Основными руководящими органами ЕС, реализующими его наднациональную компетенцию, являются: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Суд.
Европейский парламент (Европарламент) с 1978 г. избирается гражданами государств-членов прямым всеобщим голосованием и состоит из 567 членов. Парламентом руководит Президент и 14 вице-президентов. Подготовку пленарных заседаний осуществляют 19 комитетов, образованных в рамках Европарламента. Члены парламента объединяются в политические группы независимо от национальной принадлежности.
Вместе с тем законотворческая компетенция Европарламента ограничена. По ряду вопросов при принятии решений с ним обязан консультироваться Совет ЕС. Однако результаты консультаций для Совета не являются обязательными. С 1975 г. Европарламент наделен правом участвовать в процессе принятия решений по бюджету ЕС. Совместно с Советом он составляет бюджет и вправе вносить в него поправки, которые не может отменить даже Совет.
Совет Европейского Союза (Совет ЕС) состоит из представителей правительств стран ЕС (по одному или более представителей). Представителями государств в ЕС являются министры иностранных дел, сельского хозяйства, транспорта и т. п. (в зависимости от вопроса, который выносится на обсуждение). Принятие решений в Совете осуществляется по принципу большинства голосов. Для принятия решений требуется квалифицированное большинство голосов. Вес голоса различных государств неодинаков: Великобритания, Германия, Италия и Фран-
ция имеют по 10 голосов, Испания -- 8, Нидерланды, Бельгия, Греция и Португалия — по 5, Дания и Ирландия -по 3 и Люксембург — 2 голоса.
Комиссия Европейского Союза (ЕС) состоит из 17 членов, назначенных с общего согласия правительств государств — членов ЕС сроком на 4 года: по два представителя от Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции и по одному от других стран. Возглавляют Комиссию Председатель и 6 вице-председателей. Комиссия обязана представлять Совету предложения и проекты нормативных актов, направленные на дальнейшее развитие политики ЕС. На комиссию возлагаются определенные контрольно-исполнительские функции: исполнение бюджета ЕС, контроль над нормами, регулирующими конкуренцию. Комиссия также осуществляет представительство ЕС в международных организациях.
Суд Европейского Союза (ЕС) состои<