Основные характеристики гражданства

1) гражданство — правовое состояние, выражающееся в его
общем правовом нормировании, в индивидуальном докумен­
тальном юридическом оформлении гражданства каждого чело­
века (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной до­
кумент, содержащий указание на гражданство);

2) устойчивый характер отношений гражданства, существу­
ющих постоянно, как правило, от рождения до смерти гражда­
нина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий
одностороннего расторжения гражданства;

3) двусторонняя связь человека с государством, выражаю­
щаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответ­
ственности, основанная на признании и уважении достоинства,
основных прав и свобод человека;

4) распространение на гражданина суверенной власти государ­
ства как внутри страны, так за ее пределами.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА

1.Гражданство Республики Беларусь является равнымнеза­
висимо от оснований и времени приобретения (статья 3 Закона
Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»
установила, что гражданство Республики Беларусь является
равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от
оснований его приобретения).

2. Доступность и свободный характер гражданства Респуб­
лики Беларусь, что выражается,

во-первых, в том, что каждый человек в Республике Бела­русь, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство независимо от каких бы то ни было условий;

во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути при­обретения гражданства;

в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять (статья 3 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» «Право на гражданство» «... никто не может быть лишен гражданства Республики Бе­ларусь или права изменить гражданство»);

в-четвертых, в допустимости двойного гражданства;

в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства;

в-шестых, в праве граждан Республики Беларусь изменить гражданство.

3. Принцип приоритета норм международного права и меж­
дународных договоров по вопросам гражданства над нацио­
нальным законодательством.

4. Неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых,
в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина
за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за
гражданами Республики Беларусь, проживающими за ее преде­
лами, гражданства Республики Беларусь; в-третьих, в недопус­
тимости высылки гражданина Республики Беларусь за пределы
Республики Беларусь.

5. Защита и покровительство граждан Республики Беларусь,
находящихся за пределами Республики Беларусь.

ПОЛНОМОЧИЯ

Министерства внутренних дел Республики Беларусь по вопросам гражданства заключаются в следующем:

1) принимать от лиц, постоянно проживающих в Республи­
ке Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверять
факты и документы, представленные в обоснование таких заяв­
лений; направлять материалы по заявлениям о приеме в граж­
данство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рас­
смотрение Президента Республики Беларусь;

2) определять принадлежность лиц, находящихся на терри­
тории Республики Беларусь, к гражданству Республики Бела­
русь;

3) решать вопросы приобретения гражданства Республики
Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживаю­
щими в Республике Беларусь;

4) решать в соответствии с законодательством Республики
Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики
Беларусь (статья 31 Закона Республики Беларусь от 1 августа
2002 г. «О гражданстве»).

НО

СУВЕРЕНИТЕТ

Суверенитет (суверен, властелин, производное от лат. зирег — над; от фран. — зоиуегате!е — верховная власть) — независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, т. е. суверенитет — это верховенство, единство,

СУВЕРЕНИТЕТ

Суверенитет (суверен, властелин, производное от лат. зирег — над; от фран. — зоиуегате!е — верховная власть) — независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, т. е. суверенитет — это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

Понятие «суверенитет» получило распространение в XIX в. вместе с понятием «государство», унаследовав от средних веков идею единовластия верховного феодального правителя, суверена, простиравшуюся на безличную власть государства Нового времени. Отсюда понятие «су­веренитет» в XIX в. вошло в представление о независимос­ти, самостоятельности страны и населяющего ее народа (нации), отсюда и появление понятия «национальный су­веренитет».

Классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Боденом в восьмой главе

ИЗ

первой книги его знаменитых «Шести книгах о политичес­ком сообществе» (1576 г.) как «всеобщей, абсолютной и постоянной власти над гражданином и подданными в по­литическом сообществе». При таком понимании суверени­тет мыслился сконцентрированным в личности верховного правителя, что отражено этимологией слова.

В России впервые идея суверенитета государственной власти теоретически была сформулирована волоцким игу­меном Иосифом Саниным в сочинении «Просветитель» в 1503 г. (за 73 года до разработки Ж. Боденом его концеп­ции государственного суверенитета) и воплощена в поня­тии «самодержавия московских царей», означавшем верхо­венство царской власти и ее независимость от властей не только других государств, но и князей. «Царь, — отмечал Иосиф Санин, — обладает всей полнотой верховной влас­ти, он властию же подобен вышнему богу».

Немецкий юрист Иоганн Алътузий, одним из первых выдвинувший принцип народного суверенитета в своей книге «Политика» (1603 г.), отмечал, что суверенная власть дана народу самим богом и принадлежит народу всегда и неотчуждаемо.

Так как все люди рождаются свободными, — отмечал Ж.-Ж. Руссо,— и ни один человек не имеет власти над другим от природы, а сила не может порождать право, то для установления законного авторитета среди людей оста­ется только одно средство: договор. В результате договора каждый сообща с другим подчиняет личность и свою силу верховному руководству общей воли, оставаясь при этом не­раздельной частью целого. «Власть, управляемая общей во­лей, — писал Ж.-Ж. Руссо, — называется суверенитетом»1.

Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями лишь в пределах, определенных народом в соответствии с демо­кратической процедурой. «...Суверенитет — не сама госу­дарственная власть, но лишь определенное свойство ее, в силу которого она является высшей и независимой право­вой властью.., — отмечал известный государствовед Н.И. Па-лиенко. • - Сфера государственной власти определяется территорией государства, т. е. пространственным пределом его властвования, населением, живущим в пределах этой

территории... и всей внешней стороной жизни населения, доступной правовому государству...»1.

Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внут­ренние и внешние дела, право наций на определение.

В конституционном праве выделяется три разновиднос­ти суверенитета:

• суверенитет народа, или народный суверенитет;

• суверенитет государства, или государственный суве­
ренитет;

• суверенитет национальный.

Суверенитет народа, или народный суверени­тет,есть первоисточник власти. Идеи народного сувере­нитета сыграли важнейшую стимулирующую роль в разви­тии общества, в формировании демократических начал по­литической жизни разных стран. Имеющая непосредствен­ное отношение к обеспечению прав человека и граждани­на, идея народного суверенитета, признающая народ как единственный источник власти, ее носитель и легитиматор, -это важнейшая веха в политической истории человечества, имеющая непреходящее значение.

Суверенитет народа означает народовластие, полно­властие народа, т. е. обладание народом социально-эконо­мическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны источником политической власти. Данная концеп­ция исторически связана с разрушением концепции суве­ренитета правителя в эпоху буржуазных революций и с возникающим в Новое время противопоставлением государ­ства гражданскому обществу, в связи с развитием предста­вительского правления, использованием разного рода фор­мы прямой демократии (референдумов, плебисцитов и др.). Суть концепции суверенитета народа, или народного суверенитета, заключается в том, что народ является носи-



1Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. С. 25.

^Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи сувере­нитета и ее правовое значение. М., 1903. С. 438.

I

телем суверенитета и единственным источником и носите­лем государственной власти.

В соотношении понятий «суверенитет государства» и «суверенитет народа» именно суверенитет народа является понятием гервичным. Суверенная воля народа, выражен­ная в юридически релевантных формах, обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправ­ления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.

Наиболее полно обосновали идею народного суверени­тета Ж.-Ж. Руссо, Ж. Воден, Т. Пейн, а в России -А. Радищев и другие мыслители. По А.Н. Радищеву, при заключении договора с государством народ является опре­деляющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он (народ) не мог бы согласиться на рабство, так как это бы­ло бы противоестественно. Противопоставление естествен­ного права существующим государственным законам при­вело Радищева к революционным выводам. «Из мучитель­ства неминуемо рождается вольность, — отмечал Радищев, — а мучительство достигло в России крайнего предела». Ра­дищев признает за народом право на восстание в том слу­чае, если его естественные права грубо нарушаются. Он рассматривал самодержавие как состояние, «наипротив­нейшее человеческому естеству». Царь, утверждал он, «первейший.... в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель».

Наилучшей политической организацией общества А.Н. Ра­дищев считал народное правление, сформированное по об­разу северно-русских феодальных республик Новгорода и Пскова:«На вече весь народ течет». В оде «Вольность» он пишет: «Народ в собрании своем на вече был истинный Го­сударь». Будучи исстари приверженным республиканской форме правления, только народ может быть истинным Го­сударем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя. Государственное устройство России А.Н. Радищев представлял в форме свободной федерации городов с вечевыми собраниями. Такое устройство, по его мнению, могло бы обеспечить народу его священные есте­ственные права, заключающиеся в свободе: мысли; слова; деяния; в защите самого себя, в праве собственности; быть судимым себе равными.

Народный суверенитет означает:

• во-первых, принадлежность народу всей полноты влас­
ти в данной стране;

• во-вторых, возможность осуществления народом при­
надлежащей ему власти как непосредственно, так и через
органы государственной власти и органы местного само­
управления.

В зарубежных странах принцип народного суверените­та традиционно толкуется как принцип правления по воле большинства и связывается с демократическим политичес­ким режимом и формами демократии. Так, идеалом и од­ним из основных принципов Конституции США являются идеи философов XVIII в. о народном суверенитете, огра­ниченном правлении и основных правах индивида, всемер­ной охране свободы личности, которые в политико-право­вом сознании слиты с идеей автономии, изначально, от рождения присущей каждому человеку. Последняя идея трансформируется в принцип народного суверенитета и общественного договора свободных самоуправляемых лич­ностей с представляющим их интересы и формируемым ими государством, обладающим ограниченной властью, чтобы предотвратить посягательство на свободу и автоно­мию личности.

Власть народа осуществляется в трех формах: государ­ственной; общественной; власти местного самоуправления.

Народ осуществляет государственную власть либо не­посредственно (например, путем референдума или выбо­ров депутатов), либо через избранные им, а затем сформи­рованные органы государства. Решения и действия орга­нов государственной власти обязательны для всех. Они ис­полняются, как правило, добровольно, но при необходи­мости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства.

Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан. Такая власть обязательна только для чле­нов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.

Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образова­ний либо населением, либо сформированными им органа­ми местного самоуправления. При решении вопросов мест­ного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти. Таким образом, по иласти местного





самоуправления переплетаются общественные и государ­ственные начала.

В настоящее время для конституционной науки и прак­тики назрела объективная необходимость разумного соче­тания и разграничения государственно-властного руковод­ства и народного самоуправления. Именно в этом направ­лении развивается политическая система в Республике Бе­ларусь. Становление системы местного самоуправления, дополняющей структуры государственной власти, позво­лит наиболее эффективно решать конкретные вопросы экономического, политического, социального и культурно­го строительства в Беларуси.

Степень развития самоуправления зависит от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее об­щество, тем более широко в нем развиты начала само­управления. Самоуправление есть высшая цель и одновре­менно особая форма развития и организации демократии, а отличие демократии от самоуправления заключается в том, что самоуправление более полно и непосредственно воплощает основные принципы управления обществом.

Государственная власть характеризуется особыми свой­ствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства».

Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Верхо­венство и независимость как суверенные свойства государ­ственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.

Суверенность государства означает такое его свой­ство, в силу которого государство самостоятельно и неза­висимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, а во внешнеполитических делах — признанное международным сообществом, други­ми субъектами международных отношений право данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

Для государства суверенитет — это не только право на независимость и свободу от посягательств извне и изнут­ри, но и право управлять, повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти.

При этом следует учитывать, что власть и олицетворя­ющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку су­веренитет является свойством государства. «Если мы на­зываем такое-то государство суверенным, — отмечал изве­стный государствовед Н.И. Палиенко, — то этим мы выра­жаем, что оно обладает в пределах своей территории выс­шей и независимой властью. В этих пределах суверенная государственная власть не имеет ни равной себе, ни выс­шей над собой правовой власти.., но сама господствует над всем и над всякой другой правовой властью. Суверенитет государства не исключает поэтому суверенитета других го­сударств, так как каждое суверенное государство — суве­ренно лишь в своих территориальных пределах. Поэтому суверенитет часто и называют высшей, независимой терри­ториальной властью» 1.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти. Для государственного су­веренитета характерны следующие признаки: верховен­ство; независимость и самостоятельность; единство.

Верховенство как признак суверенности государ­ственной власти означает, что народ сам в полном объ­еме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления. Выс­шим непосредственным выражением власти народа явля­ются референдум и свободные выборы. Верховенство оз­начает подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц, высших государствен­ных органов, органов местного самоуправления, находя­щихся на территории Республики Беларусь. Верховенство проявляется также в том, что государственная власть выс­тупает в качестве основного распорядителя материальных и духовных богатств общества. Только она может прида-

Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи сувере­нитета и ее правовое значение. М., 1903. С. 438.

вать своим велениям общеобязательный характер и обеспе­чивать их осуществление с помощью мер принуждения.

Независимость и самостоятельность государ­ственной власти выражается в том, что она является та­ковой и по отношению к тем, кто непосредственно не вы­ражает и не представляет воли народа. Ибо только от во­ли народа исходит мандат на любые изменения формы го­сударственной власти. В Конституции Республики Бела­русь отмечено, что «любые действия по изменению консти­туционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Рес­публики Беларусь наказываются согласно закону» (часть вторая статьи 3).

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определе­ние общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Материальной основой государственного (как и нацио­нального) суверенитета является владение соответствую­щей территорией, определенной собственностью, культур­ным достоянием.

Юридическое закрепление статуса Республики Бела­русь как суверенного государства произошло в связи с принятием Декларации Верховного Совета Республики Бе­ларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверени­тете Республики Беларусь». В преамбуле Декларации тор­жественно провозглашен «полный государственный суве­ренитет Республики Беларусь как верховенство, самостоя­тельность и полнота государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, неза­висимость республики во внешних отношениях».

Этот акт закрепил конституционно-правовой статус Республики Беларусь как независимого суверенного государства, полноправного субъекта мирового со­общества, а также отразил завершение важного этапа ре­формирования государственного устройства Республики Беларусь, качественное изменение характера взаимоотно­шений в структуре Республики Беларусь. «Республика Бе­ларусь — устанавливается в статье 1 Декларации о госуда­рственном суверенитете — суверенное государство, утвер­дившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государствен-

ности белорусского языка, верховенства народа в опреде­лении своей судьбы. Неотъемлемые нрава Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соот­ветствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает нацио­нальную государственность белорусского народа. Респуб­лика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн. Любые на­сильственные действия против национальной государ­ственности Республики Беларусь со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону».

Конституционно-правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства — это его правовое положе­ние, очерчиваемое Конституцией. Конституция Республи­ки Беларусь подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей ее территории.

Статус государственных языков на всей территории Республики Беларусь в соответствии со сложившимися ис­торико-культурными традициями имеет белорусский и русский язык как основное средство межнационального общения.

Важнейшим признаком суверенного государства являют­ся государственные символы — Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица.

Таким образом, суверенитет государства распространя­ется на все его внутренние и внешние дела, а в простран­ственном отношении — на всю его территорию. Конститу­ционные основы суверенитета государства отражены в ря­де статей Конституции Республики Беларусь. Так, соглас­но статье 9 Конституции Республики Беларусь «террито­рия Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопреде­ления народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неот­чуждаема. Территория делится на области, районы, горо­да и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством».

Понятие государственного суверенитета (как и нацио­нального) закреплено в Уставе ООН в виде положений о суверенном равенстве государств и права наций на самооп­ределение, а также в Хельсинских соглашениях 1975 г.



Нормы конституционного права неразрывно связывают не только понятия государственной власти и народовлас­тия, но и национального суверенитета.

Национальный суверенитет выражается в возмож­ности и праве нации самостоятельно и независимо распо­ряжаться своей судьбой, определять характер своего бы­тия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т. д.), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных сою­зов или государств и т. д.).

Понятие «суверенитет нации» оформилось в XX в. Оно отождествлялось с обладанием реальной возможностью оп­ределять характер своей национальной жизни, полновлас­тием нации или правом нации на самоопределение полити­чески, вплоть до создания самостоятельного национально­го государства. Полновластие нации проявляется в реаль­ной возможности суверенно и самостоятельно решать воп­росы, относящиеся к ее национальной свободе, государ­ственно-правовой организации, взаимоотношениям с дру­гими нациями и народностями. В силу национального су­веренитета каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свою национальную культуру, свой язык, обы­чаи, традиции, иметь национальные учреждения и т. п.

По мнению французских юристов А. Демишеля, Ф. Де-мишеля, М. Пикемаля, понятие «национальный суверени­тет» в XVIII в. представляло собой теоретический барьер, возведенный против всеобщего избирательного права. «Классическая буржуазная демократия, — отмечали они, -означает, что суверенитет принадлежит народу. Разумеет­ся, революционная буржуазия XVIII в., стремившаяся ограничить право участия в выборах, не сразу осознала все последствия, вытекающие из данной идеи. Авторы конституций ограниченных монархий и разного рода рес­публик изобрели термин "национальный суверенитет" лишь для того, чтобы избежать употребления ясного и чет­кого термина "Народный суверенитет"»1.

^ Демишель А,, Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М., 1977. С. 9-10.

Тем не менее понятие «национальный суверенитет» име­ло прогрессивное значение. Оно позволило вернуть суве­ренитет социальным коллективам и тем самым опроверг­нуть ранее господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть и он вверялся одному человеку (монарху божьей милостью)1.

Идеи национального суверенитета закреплены в конс­титуциях многих стран мира. Так, в преамбуле Конститу­ции Французской Республики говорится, что французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверените­та, как они были определены Декларацией 1789 г., а статья 3 Конституции закрепила, что «национальный суве­ренитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не мо­гут присвоить себе его осуществление».

Национальный суверенитет, гласит статья 1 Конститу­ции Испании, принадлежит испанскому народу, от которо­го исходят полномочия государства. В статье 1 Конститу­ции Греции установлено, что вся власть исходит от наро­да, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции. Политическая Конститу­ция Мексиканских Соединенных Штатов установила, что национальный суверенитет полностью и изначально при­надлежит народу, а вся государственная власть исходит от народа и учреждается для его блага. Вместе с тем трактов­ка понятия «национального суверенитета» сливается с поня­тием «суверенитет народа». По мнению М.В. Баглая, поня­тие «суверенитет нации» — понятие не юридическое, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. С позиций здраво­го смысла нетрудно понять, что в многонациональном об­ществе государство не может себе позволить быть однона­циональным без риска вызвать национальную рознь2.

Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверени-

1 Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во

Франции. М., 1977. С. 9-10.

2Баглай М.В. Гуманистические основы конституционного строя // Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Фе­дерации. М., 1996. С. 101-103.

тета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государ­ственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государствен­ной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом слу­чае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь реализация национального суверени­тета должна сочетаться с учетом интересов и настроений граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальный суверенитет приводит к провозглашению государства одной данной нации, это может негативно затрагивать интересы граждан иных на­циональностей и породить противостояние между ними.

Принцип неделимости суверенитета был провозглашен Ж.-Ж. Руссо в самой известной его работе «Об обществен­ном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.). Суверенитет, по Ж.-Ж. Руссо, является не чем иным, как волею коллективного лица: всякая воля нераздельна, как и само лицо, служащее ее основой. Он считал, что сувере­нитет неотчуждаем и непогашаем.

Известный французский юрист Леон Дюги (1859— 1928 гг.), выдвинувший идею «синдикалистского», над­классового государства в работе «Конституционное право. Общая теория государства» отмечал: «Суверенитет один... . Это значит, что на одной и той же территории может су­ществовать лишь один суверенитет и что одно и то же ли­цо может быть подчинено только одному суверенитету. Суверенитет неделим»1.

Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней

безопасности.

Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование неза­висимого государства.

Материальные гарантии -- создание экономических предпосылок: наличие определенной территории, природ­ных ресурсов, стабильно работающая экономика, профи­цитный бюджет, позволяющий выделять необходимые

^Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С. 168.

средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.

Организационные гарантии — создание и эффективное функционирование системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана тер­риториальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, ор­ганы МВД, органы государственной безопасности.

Юридические гарантии -- это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотноше­ний: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейт­ралитет, соблюдение норм международного права.

Важнейшим элементом конституционно-правового ста­туса Республики Беларусь как суверенного государства яв­ляется защита суверенитета и территориальной целостнос­ти Отечества. На страже государственного суверенитета, территориальной целостности и независимости Республики Беларусь стоят ее национальные Вооруженные Силы, ко­торые обеспечивают безопасность и обороноспособность страны, а Республика Беларусь осуществляет оснащение Вооруженных Сил всем необходимым.

В статье 10 Декларации о государственном суверените­те Республики Беларусь впервые закреплено, что «Рес­публика Беларусь имеет право на собственные Вооружен­ные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.... Республика Беларусь имеет суверенное право определять порядок и условия про­хождения ее гражданами воинской службы, службы в ор­ганах государственной и общественной безопасности, ре­шать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории».

В статье б Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь записано, что «территория Респуб­лики Беларусь является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Республи­кой Беларусь и смежными суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат ратификации Верховным Советом Республики Беларусь».


Наши рекомендации