Виды правового статуса личности

1) общий или конституционный статус человека и гражданина;

2) специальный или родовой статус определенной категории
граждан;

3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст,
семейное положение и т. д.;

4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным
и тройным гражданством;

5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный,
административно-процессуальный и др.);

6) статус физического лица.

СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

1) гражданство;

2) правосубъектность, включающая правоспособность и дее­
способность;

3) основные права, свободы, законные интересы и обязан­
ности;

4) правовые принципы;

5) гарантии правового статуса, в числе которых особое зна­
чение имеет юридическая ответственность.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

1) равноправие;

2) неотчуждаемость прав и свобод;

3) непосредственное действие прав и свобод;

4) гарантированность прав, свобод и обязанностей;

5) признание общепризнанных принципов и норм междуна­
родного права и международных договоров Республики Бела­
русь составной частью ее правовой системы;

6) запрещение злоупотребления правами и обязанностями;

7) запрещение на незаконное ограничение конституционных
прав и свобод.

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с из­
менениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе­
рендуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых ак­
тов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.
(с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости На­
ционального собрания Республики Беларусь. 1999. № 79. Ст. 101;
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003.
№ 74. 2/960.

3. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля
2000 г. (с изменениями)! дополнениями от 4 июля 2000 г.) // Ве­
домости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. № 6.
Ст. 47; Национальный реестр правовых актов Республики Бела­
русь, 2000. № 25. 2 / 145; № 64. 2
Верховного Совета Республики Беларусь. № 11. Ст. 122; 1995.

21. Тодыка Ю. Н. Основы конституционного строя Украины.
Харьков, 1999.

22. Туманов В. А. Учения о праве // Общая теория права. Ниж­
ний Новгород, 1993. С. 11—21.

23. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Ч. 1. Общее го­
сударственное право. М., 1894.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВА.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Гражданство является важнейшим условием, предпо­сылкой и элементом правового статуса личности.

Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ.

В настоящее время все отношения по поводу граждан­ства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве. В Республике Беларусь вопросы граждан­ства регулируются Конституцией, Законом Республи­ки Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Рес­публики Беларусь», Указом Президента Республики Бе­ларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по воп­росам гражданства».

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Бела­русь «О гражданстве Республики Беларусь» граждан­ство Республики Беларусь — это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответ­ственности, основанная на признании и уважении достоин­ства, основных прав и свобод человека. Гражданство Рес­публики Беларусь является неотъемлемым атрибутом госу­дарственного суверенитета Республики Беларусь.

Иными словами, гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства.

В силу значимости института гражданства Конституция Республики Беларусь включила этот институт в содержа­ние раздела I «Основы конституционного строя». В статье 10 Конституции Республики Беларусь записано: «Гражда­нину Республики Беларусь гарантируется защита и покро­вительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. При­обретение и утрата гражданства осуществляются в соотве­тствии с законом».

Кроме этих положений, согласно статье 30 Конститу­ции Республики Беларусь, «граждане Республики Бела­русь имеют право свободно передвигаться и выбирать мес­то жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно».

Впервые в отечественной практике в статье 10 Конституции Республики Беларусь установлен запрет на лишение гражданина Республики Беларусь его граж­данства. Никакой государственный орган, никакое долж­ностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоя­тельствах, так как лишение гражданства противоречит ес­тественным правам человека и является антигуманным.

Гражданами Республики Беларусь являются:

• лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь
на день вступления в силу Закона Республики Беларусь
«О гражданстве Республики Беларусь»;

• лица, которые приобрели гражданство Республики
Беларусь в соответствии с данным Законом.

Гражданами Республики Беларусь по рождению при­знаются лица, родившиеся в пределах современной терри­тории Республики Беларусь, граждане бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Бела­русь до вступления в силу Закона от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь».

Основные принципы гражданства, как правило, определяются в конституциях и регулируются обычными законами:

-. , -

1.«Гражданство Республики Беларусь является
равным для всех граждан Республики Беларусь
независимо от оснований его приобретения (статья 3
закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики
Беларусь»). Этот принцип означает, что гражданство Рес­
публики Беларусь не может быть предоставлено против
воли лица. Никто не может быть лишен гражданства Рес­
публики Беларусь или права изменить гражданство;

2. Доступность и свободный характер граждан­
ства Республики Беларусь подразумевает, что, во-пер­
вых, каждый человек Республики Беларусь, включая
граждан иностранных государств и лиц без гражданства,
имеет право на гражданство независимо от каких бы то ни
было условий; во-вторых, наличие достаточно простого и
легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в зап­
рете на лишение гражданства и наличие права его изме­
нять: «Гражданин Республики Беларусь не может
быть лишен гражданства Республики Беларусь
или права изменить гражданство») (статья 3 Закона
Республики Беларусь «О гражданстве Республики Бела­
русь»); в-четвертых, в допустимости двойного граждан­
ства; в-пятых, в сокращении количества лиц без граждан­
ства; в-шестых, в праве граждан Республики Беларусь из­
менить гражданство;

3. Принцип приоритета норм международного
права и международных договоров по вопросам
гражданства над национальным законодатель­
ством означает, что национальное законодательство не
вправе нарушить нормы международного права;

4. Неотъемлемость гражданства выражается, во-
первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания
гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых,
в сохранении за гражданами Республики Беларусь, про­
живающими за ее пределами, гражданства Республики Бе­
ларусь, ибо их проживание на территории иностранного
государства само по себе не ведет к утрате белорусского
гражданства; в-третьих, в недопустимости высылки граж­
данина Республики Беларусь за пределы Республики Бе­
ларусь;

5. Защита и покровительство граждан Респуб­
лики Беларусь как на территории Республики Бе­
ларусь, так и за ее пределами. Это значит, что госу­
дарственные органы Республики Беларусь, ее дипломати-

ческие и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Республи­ки Беларусь была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законо­дательством государства, международными договорами Республики Беларусь и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нару­шенных прав граждан Республики Беларусь. В случае от­сутствия дипломатического представительства и консуль­ских учреждений нашей страны в государстве пребывания граждан Республики Беларусь защита прав и законных интересов граждан может осуществляться в соответствии с международными договорами Республики Беларусь соот­ветствующими органами других государств. Гражданин Республики Беларусь не может быть выслан за пределы белорусского государства или выдан другому государству. Нормы законодательства о гражданстве по предмету ре­гулирования можно объединить в т р и группы:

• нормы, регулирующие порядок приобретения граждан­
ства;

• нормы, регулирующие порядок прекращения граждан­
ства;

• нормы, регулирующие порядок разрешения дел о
гражданстве.

Приобретение гражданства. В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство Республики Беларусь приобретается:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство Республики Бе­
ларусь;

3) в порядке регистрации;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом Рес­
публики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь».

Ребенок приобретает гражданство Республики Бела­русь по рождению, если на день рождения ребенка:

• родители (единственный родитель) ребенка состоят в
гражданстве Республики Беларусь независимо от места
рождения ребенка;

• один из родителей ребенка состоит в гражданстве Рес­
публики Беларусь, а другой является лицом без граждан­
ства или признан безвестно отсутствующим, или место его

нахождения неизвестно, независимо от места рождения ре­бенка;

• один из родителей ребенка состоит в гражданстве Рес­
публики Беларусь, а другой является иностранным граж­
данином, — по совместному заявлению родителей незави­
симо от месторождения ребенка. При отсутствии такого за­
явления ребенок приобретает гражданство Республики Бе­
ларусь, поскольку перед этим ребенком существовала бы
угроза стать лицом без гражданства;

• родители (единственный родитель) ребенка, постоян­
но проживающие на территории Республики Беларусь, яв­
ляются лицами без гражданства при условии, что ребенок
родился на территории Республики Беларусь;

• родители (единственный родитель) ребенка, постоян­
но проживающие на территории Республики Беларусь, яв­
ляются иностранными гражданами при условии, что ребе­
нок родился на территории Республики Беларусь, а госу­
дарства, гражданами которых являются его родители, не
предоставляют ему своего гражданства;

• находящийся на территории Республики Беларусь ре­
бенок, родители которого неизвестны, становится гражда­
нином Республики Беларусь.

В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое ли­цо, достигшее 18-летнего возраста, если оно;

1) берет на себя обязательство соблюдать и уважать
Конституцию Республики Беларусь и иные акты
законодательства Республики Беларусь;

2) знает один из государственных языков Республики
Беларусь в пределах, необходимых для общения;

3) постоянно проживает на территории Республики Бе­
ларусь на протяжении последних 7 лет;

4) имеет законный источник средств существования;

5) не имеет гражданства либо утрачивает гражданство
иностранного государства в случае приобретения граждан­
ства Республики Беларусь, либо обратилось в полномоч­
ный орган иностранного государства с заявлением о выхо­
де из гражданства (отказе от гражданства) этого государ­
ства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невоз­
можен либо его нельзя обоснованно требовать.

Лица, признанные беженцами в порядке, установлен­ном законодательством Республики Беларусь, могут полу-

чить гражданство Республики Беларусь по истечении 7 лет после признания их беженцами (при условии, если беже­нец берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь; знает один из го­сударственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения; имеет законный источник средств существования; не имеет гражданства либо утрачи­вает гражданство иностранного государства в случае при­обретения гражданства Республики Беларусь).

Семилетний срок проживания, установленный статьей 14 Закона Республики Беларусь «О граждан­стве Республики Беларусь», может быть сокращен ли­бо не применяться вовсе для:

• белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как
белорусы, и их потомков (кровные родственники по пря­
мой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за преде­
лами современной территории Республики Беларусь;

• лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республи­
кой Беларусь, высокие достижения в области науки, тех­
ники, культуры и спорта либо обладающих профессией
или квалификацией, представляющими государственный
интерес для Республики Беларусь;

• лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или
право на гражданство Республики Беларусь, родители
(усыновители) которых выбрали для них иное граждан­
ство;

• лиц, являющихся иностранными гражданами или ли­
цами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве
Республики Беларусь.

Приобрести гражданство Республики Беларусь в по­рядке регистрации могут:

1) лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при
условии, что они родились либо постоянно проживали на
территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г.1, а
также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве быв­
шего СССР, и их потомки;

2) дети — по совместному заявлению родителей, один
из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь,
либо ио заявлению одного из родителей, состоящего в

'До вступления в силу Закона Республики Беларусь от 18 октября 1991 г. «О гражданстве Республики Беларусь».

гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным граждани­ном, неизвестно, либо по заявлению единственного роди­теля, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

3) дети, находящиеся на территории Республики Бела­русь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновле­ние, признаны в судебном порядке недееспособными, без­вестно отсутствующими или умершими, а также недееспо­собные лица, над которыми установлены опека или попе­чительство, — по заявлению опекуна (попечителя), согла­сованному с органом опеки и попечительства.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Бела­русь «О гражданстве Республики Беларусь» заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь мо­жет быть отклонено, если заявившее об этом лицо:

• осуждено за совершение преступления против мира и
безопасности человечества, военного преступления, прес­
тупления против государства;

• имеет судимость за совершение тяжкого или особо
тяжкого преступления на территории Республики Бела­
русь или за ее пределами, признаваемого таковым законо­
дательством Республики Беларусь;

• является подозреваемым или обвиняемым и в отноше­
нии его осуществляется уголовное преследование в Рес­
публике Беларусь, а также в иностранном государстве за
преступления, признаваемые таковыми законодательством
Республики Беларусь, — до вынесения приговора или ино­
го итогового решения по делу,

• осуждено и отбывает наказание в виде лишения сво­
боды (до истечения срока наказания);

• депортировалось из Республики Беларусь (до истече­
ния срока, позволяющего в соответствии с законодатель­
ством Республики Беларусь повторно обращаться с прось­
бой о въезде в Республику Беларусь);

• представило ложные сведения или подложные доку­
менты;

• состоит на воинской службе, службе в полиции, орга­
нах безопасности, юстиции или иных государственных ор­
ганах иностранного государства.

Прекращение гражданства Республики Беларусь происходит:

1) вследствие выхода из гражданства Республики Бела­
русь;

2) вследствие утраты гражданства Республики Бела­
русь.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Бела­русь «О гражданстве Республики Беларусь» прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

• является обвиняемым либо в отношении его имеется
вступивший в законную силу и подлежащий исполнению
обвинительный приговор суда;

• имеет задолженность по налогам или другие непога­
шенные долги и обязательства перед Республикой Бела­
русь, ее юридическими и физическими лицами;

• не имеет иного гражданства или гарантий его приоб­
ретения.

Выход из гражданства Республики Беларусь осущес­твляется в порядке, установленном Президентом Респуб­лики Беларусь, и при отсутствии оснований, предусмотрен­ных статьей 20 Закона Республики Беларусь «О граждан­стве Республики Беларусь».

Гражданство Республики Беларусь утрачивается вслед­ствие поступления лица на воинскую службу, службу в по­лицию, органы безопасности, юстиции или иные государ­ственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь».

В силу статьи 21 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» решение о приобре­тении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представ­ленных заведомо ложных сведений или подложных доку­ментов. Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президен­том Республики Беларусь или уполномоченным им орга­ном, принявшим это решение. Отмена решения по вопросам гражданства Республики Беларусь возможна в течение 7 лет со дня его принятия. Решение о приобретении или прекра­щении гражданства Республики Беларусь в случае его отме­ны считается недействительным со дня его принятия.

4 Зак. 1955




Разрешение дел о гражданстве. Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении при­нимаются Президентом Республики Беларусь в соответ­ствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утверж­денным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, являются:

• Президент Республики Беларусь;

• органы внутренних дел;

• органы дипломатической службы Республики Бела­
русь за рубежом.

В системе органов государства, решающих вопросы гражданства, основными полномочиями обладает Прези­дент Республики Беларусь (пункт 17 статьи 84 Конститу­ции Республики Беларусь). Полномочия Президента в сфере решения вопросов о приеме в гражданство и его прекращении установлены также статьей 30 Закона Рес­публики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», в соответствии с которой Глава государства:

1) определяет порядок приобретения гражданства Рес­
публики Беларусь и его прекращения;

2) издает указы о приеме в гражданство и выходе из
гражданства Республики Беларусь;

3) издает распоряжения в случаях отклонения заявле­
ний о приеме в гражданство и выходе из гражданства Рес­
публики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 17 ноября 1994 г. № 209 «Об утверждении Поло­жения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства» (с последующими изменениями и дополнени­ями) при Президенте Республики Беларусь образована Комиссия по вопросам гражданства. Комиссия образует­ся на срок полномочий Президента в составе председате­ля, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Комиссия обеспечивает единую государственную политику в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства, рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства, о приобрете-

нии двойного гражданства. Комиссией рассматриваются все заявления и представления по вопросам гражданства Республики Беларусь с заключениями Министерства внут­ренних дел, Министерства иностранных дел, Комитета го­сударственной безопасности, а также другими необходи­мыми материалами.

Подготовка материалов по вопросам, связанным с граж­данством, на рассмотрение Президенту Республики Бела­русь и Комиссии возлагается на соответствующее структур­ное подразделение Администрации Президента Республики Беларусь (отдел по вопросам гражданства и помилования), которое обеспечивает анализ и обобщение сведений по воп­росам гражданства Республики Беларусь, проверяет ход исполнения соответствующих решений Президента Респуб­лики Беларусь в министерствах, государственных коми­тетах и других республиканских органах государственного управления Республики Беларусь, а также проводит рабо­ту с обращениями, связанными с гражданством.

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Республи­ки Беларусь свое предложение по каждому заявлению. Ре­шение Комиссии оформляется протоколом, подписанным всеми членами Комиссии, которые участвовали в заседании. Решения Президента Республики Беларусь о приеме в гражданство Республики Беларусь и выходе из граждан­ства Республики Беларусь оформляются указами. В них указываются фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого принимается решение, год и место рождения, а также фамилия, имена и возраст его несовершеннолетних детей, если одновременно изменяется их гражданство.

Изменения в гражданстве считаются правомочными со дня издания Указа Президента Республики Беларусь. Все другие органы, связанные с решением вопросов гражданства, в том числе органы внутренних дел, выпол­няют вспомогательную работу. Полномочия органов внут­ренних дел Республики Беларусь по вопросам граждан­ства заключаются в следующем:

• принимать от лиц, постоянно проживающих в Респуб­лике Беларусь, заявления по вопррсам гражданства, про­верять факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений; направлять материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республи­ки Беларусь на рассмотрение Президента Республики Бе­ларусь;


 

• определять принадлежность лиц, находящихся на тер­
ритории Республики Беларусь, к гражданству Республики
Беларусь;

• решать вопросы приобретения гражданства Республи­
ки Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно
проживающими в Республике Беларусь;

• решать в соответствии с законодательством Республи­
ки Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством
Республики Беларусь.

Полномочия органов дипломатической службы Рес­публики Беларусь по вопросам гражданства сводятся к следующему:

1) принимать от лиц, постоянно проживающих за гра­
ницей, заявления по вопросам гражданства, проверять
факты и документы, представленные в обоснование таких
заявлений;

2) направлять материалы по заявлениям о приеме в
гражданство и выходе из гражданства Республики Бела­
русь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;

3) определять принадлежность лиц, находящихся за
границей, гражданству Республики Беларусь;

4) решать вопросы приобретения гражданства Респуб­
лики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно
проживающими за границей;

5) решать в соответствии с законодательством Респуб­
лики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством
Республики Беларусь.

Заявления по вопросам гражданства Республики Бела­русь подаются на имя Президента Республики Беларусь через органы внутренних дел Республики Беларусь по мес­ту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоян­но проживающими за границей, в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь. Данные заявления подаются заявителем лично в письменной фор­ме. Требования к форме заявления и перечень прилагае­мых к нему документов применительно к конкретным ос­нованиям приобретения или прекращения гражданства Республики Беларусь определяются Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопро­сов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и об­разовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства» (с последующими изменениями и дополнениями). К ходатайствам по вопросам граждан-

ства заявители прилагают следующие документы: заявле­ние-анкету в двух экземплярах; пять фотографий; автобио­графию в двух экземплярах; копии свидетельств о рожде­нии заявителя, а при необходимости и других лиц; доку­менты об уплате государственной пошлины или освобож­дении от ее уплаты; документ о выходе из иностран­ного гражданства или о непринадлежности к гражданству другой страны; справку с места жительства с указанием состава семьи. К заявлению могут быть приложены иные документы, имеющие отношение к делу. Если заявитель не может подписать заявление вследствие неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подпи­сывается другим лицом, о чем органом внутренних дел, а за границей — дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь произво­дится соответствующая запись на заявлении.

Заявления по вопросам гражданства детей и недееспо­собных лиц подаются их родителями или другими закон­ными представителями. При невозможности личного обра­щения заявителя заявление и прилагаемые к нему доку­менты могут быть переданы для рассмотрения через дру­гое лицо либо направлены по почте.

'Л Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать 1 года, о вы­ходе из гражданства — не более 6 месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации — не свыше 2 месяцев.

Лицо приобретает гражданство Республики Бела­русь:

• в соответствии со статьей 13 Закона Республики Бела­
русь «О гражданстве Республики Беларусь» (приобретение
гражданства по рождению) — со дня рождения ребенка;

• в соответствии с частью первой статьи 27 Закона Рес­
публики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»
(гражданство ребенка при усыновлении) — со дня усынов­
ления ребенка;

• в остальных случаях — со дня вступления в силу Ука­
за Президента Республики Беларусь или со дня принятия
решения уполномоченным им органом.

Гражданство Республики Беларусь прекращается со дня вступления в силу Указа Президента Республики Бела­русь или принятия решения уполномоченным им органом.

Повторные заявления лица о приеме в гражданство Рес­публики Беларусь или выходе из гражданства принимают­ся не ранее чем через год после принятия предшествующе­го решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть из­вестны заявителю, повторное заявление может быть рас­смотрено и ранее.

Решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих в Республике Беларусь, исполняются орга­нами внутренних дел, а в отношении лиц, проживающих за границей, — органами дипломатической службы Респуб­лики Беларусь. Органы внутренних дел, дипломатические представительства или консульские учреждения вручают лицам, которые получили в установленном порядке граж­данство Республики Беларусь, паспорта граждан Респуб­лики Беларусь. В документах детей, не достигших 16 лет, производится запись об их принадлежности к гражданству Республики Беларусь.

Законодательством предусмотрено, что решения по воп­росам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Рес­публики Беларусь, который рассматривает такие дела в ка­честве суда первой инстанции. Решения по вопросам граж­данства, принятые государственными органами, уполномо­ченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные и Минский городской суды. Кро­ме того, в суд могут быть обжалованы необоснованный от­каз в приеме заявлений по вопросам гражданства, наруше­ние сроков рассмотрения заявлений, а также другие не­правомерные действия должностных лиц.

Документы, выданные в соответствии с ранее действо­вавшим законодательством о гражданстве Республики Бе­ларусь, сохраняют свою юридическую силу, если они над­лежащим образом оформлены и считаются действительны­ми на день вступления в силу Закона Республики Бела­русь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Бе­ларусь», который применяется к правоотношениям, воз­никшим после вступления его в силу. До 1 января 2004 г. при определении принадлежности к гражданству Респуб­лики Беларусь по правоотношениям, возникшим до вступ­ления в силу Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь», применя­ются положения Закона РеспубликиБеларусь от 18 октяб-

ря 1991 г. «О гражданстве Республики Беларусь» и поста­новления Верховного Совета Республики Беларусь от 18 октября 1991 г. «О введении в действие Закона Респуб­лики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь».

В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республи­ки Беларусь, если иное не определено Конституцией, за­конами и международными договорами. Они обязаны вы­полнять Конституцию и законодательство Республики Бе­ларусь, с уважением относиться к обычаям и традициям народа Республики Беларусь.

Согласно статье 12 Конституции Республики Беларусь наша страна может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, ре­лигиозные убеждения или национальную принадлежность.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» (с изменениями и допол­нениями от 18 июля 2000 г.), а беженцев — Законом от 22 февраля 1995 г. «О беженцах» (в редакции Закона от 16 июня 1999 г.). Правовое положение иностранных цэаж-дан в Республике Беларусь может определяться также на ос­новании международных договоров Республики Беларусь.

Иностранными гражданами в Республике Бела­русь, согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», признаются лица, не являющиеся граждана­ми Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имею­щие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Беженец — это лицо, которое не является граждани­ном Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой пресле-

довании в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не же­лает вследствие таких опасений пользоваться защитой это­го государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Бела­русь вследствие подобных обстоятельств, не может или не-желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Рес­публике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образова­ния, языка, отношения к религии, рода и характера заня­тий и других обстоятельств. Осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Бела­русь своих прав и свобод не должно наносить ущерба инте­ресам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необхо­димо для защиты прав и основных свобод граждан Респуб­лики Беларусь, обеспечения государственной безопаснос­ти, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Положения Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» в отношении иностранных граждан, находящихся в Рес­публике Беларусь, применяются на взаимной основе. В случае, если другое государство ограничивает или наруша­ет общепризнанные нормы правового положения иност­ранных граждан в отношении граждан Республики Бела­русь, Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постоянно либо времен­но. Они считаются постоянно проживающими в Республи­ке Беларусь, если имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без граждан­ства выдается, если они:

• находятся в близком родстве с гражданами Республи­
ки Беларусь;

• заключили брак с гражданином Республики Беларусь.

Вид на жительство1 в Республике Беларусь лицам, по­лучившим разрешение на постоянное жительство в Респуб­лике Беларусь, оформляется согласно Положению о видах на жительство иностранного гражданина и лица без граж­данства в Республике Беларусь, утвержденному Постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь от 25 ок­тября 1999 г. № 1660.

Иностранные граждане и лица без гражданства, нахо­дящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, счи­таются временно проживающими в Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Бе­ларусь определяются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1654 «Об утверждении Правил пребывания иностранных граж­дан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Иностранные граждане и лица без гражданства, счита­ющиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении <

Наши рекомендации