Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в
пределах конкретных общественных отношений и социальной реальности. Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. Личность — это субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Если человек — это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность» как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы.
Понятие «личность» в правовом смысле — это прежде всего человек как физическое лицо. Кроме того, это понятие употребляется и в более широком смысле, объединяя в единое целое категории человека и гражданина. Гражданин же — это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.
Этимологически по происхождению и по существу понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности совпадают. В них отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: потребности; интересы, мотивы; политическая, общественная, трудовая и иная деятельность; виды взаимоотношений с государством.
Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса.
В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Принято выделять несколько видов правового статуса личности:
1) общий или конституционный статус человека и граж
данина;
2) специальный или родовой статус определенной кате
гории граждан;
3) индивидуальный статус, характеризующий пол, воз
раст, семейное положение и т. д.;
4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с
двойным и тройным гражданством;
5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессу
альный, административно-процессуальный и др.);
6) статус физического лица и т. д.
Общий конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, независящим от конкретных обстоятельств, т. е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его.
В структуру конституционного статуса личности как интегративного понятия входят следующие компоненты:
=> гражданство;
=> основные права, свободы, законные интересы и обязанности;
=> правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность;
=> правовые принципы;
=> гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.
> Основу правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве. Свободы личности одновременно являются и ее правами.
Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах. Универсальный набор прав и свобод сформулирован в следующих международно-правовых актах: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к'Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Все государства, присоединившиеся к этим документам, обязаны привести свое законодательство в соответствие с требованиями этих пактов, что создало приоритет указанных международных актов над внутренним законодательством стран-участниц. Каждый гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, получил право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. В соответствии со статьей 61 Конституции Республики Беларусь «каждый вправе в соответствии с международно-правовы-
ми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
С 1991 г. в Республике Беларусь начался поворот правовой системы к признанию и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Конституция Республики Беларусь закрепила новую концепцию прав и свобод человека и гражданина, согласно которой гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Конституция Республики Беларусь признает неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения. В ней впервые получил закрепление принцип примата международного права, в частности в области прав человека: «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства» (часть 3 статья 21) .
Конституция Республики Беларусь содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».
Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специального раздела II «Личность, общество, государство», посвященного правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в нем принципы и нормы значительно расширяют круг прав и свобод с учетом конституционного опыта цивилизованных государств и содержания международно-правовых актов о правах человека. Здесь наряду с правами и обязанностями граждан впервые в отечественной истории нашли свое закрепление отдельно права человека, т. е. юридически признана категория «права человека».
Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но по своей природе и содержанию не совпадают, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства; второе исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. Поэтому в одних статьях Конституции Республики Беларусь права и свободы адресуются «каждому», в других -«гражданину».
Целостность системы прав человека и гражданина определяется на основе принципов закрепления и реализации их правового статуса. Конституционное выражение в Конституции Республики Беларусь по аналогии с конституциями других государств получили следующие принципы правового статуса личности:
• равноправие;
• непосредственное действие прав и свобод;
• неотчуждаемость прав и свобод;
• гарантированность прав, свобод и обязанностей;
• признание общепризнанных принципов и норм меж
дународного права и международных договоров Республи
ки Беларусь составной частью ее правовой системы;
• запрещение на незаконное ограничение конституцион
ных прав и свобод.
Кроме собственных граждан на территории Республики Беларусь, как и других государств, постоянно или временно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Конституционное законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» (с изменениями и дополнениями от 18 июля 2000 г.)1, гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным, таможенным и иным законодательством.
Согласно статье 11 Конституции Республики Беларусь «иностранные граждане и лица без гражданства на терри-
' Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 73. 2/197.
тории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами».
Определенные ограничения в правах, свободах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в самой Конституции Республики Беларусь, которая, как уже отмечалось, использует разные категории субъектов правового статуса: в одном случае употребляется термин «каждый», включающий иностранцев, лиц без гражданства и лиц с несколькими гражданствами, в другом — «граждане Республики Беларусь», что означает, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане Республики Беларусь. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т. д. Аналогичным образом этот вопрос решается и в Конституциях других государств.
В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека. Исходя из п е р в о г о подхода, права человека и гражданина — это его естественные прирожденные свойства: с одной стороны — не зависящие от их признания государством, т. е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, человека и гражданина, гарантируемые и охраняемые государством для человека и гражданина как требования и принципы, обусловленные природой человека. Второй подход — позитивистский — базируется на положении, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т. е. по существу дарит их человеку и гражданину.
Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обязанности, образующие конституционный статус личности. Закрепленные в Конституции, они означают меру возможного поведения человека и гражданина, т. е. определяют границу, рамки возможных действий, нид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов.
Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой определенную систему. Нормы права (91 норма), закрепленные в статьях 21 — 63 Конституции Республики Беларусь, выступают как единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права, и юридическим равенством, содержание которого составляют:
• равенство прав;
• равенство обязанностей;
• равенство перед законом и судом.
Классификация может проводиться по различным основаниям, однако надо иметь в виду, что она в значительной степени условна, так как одно и то же право, обязанность, свобода могут принадлежать к другим классификационным группам. В зависимости от носителя субъекта права и свободы человека и гражданина делятся на:
=> права и свободы человека; => права и свободы гражданина.
Объем или набор прав и свобод гражданина значительно уже набора прав и свобод человека.
В зависимости от вида субъекта права и свободы человека и гражданина делятся на:
=> индивидуальные;
=> групповые (коллективные).
По генезису (происхождению) права и свободы человека и гражданина делятся на:
=> естественные (прирожденные);
=> производные от них (сформулированные в международных пактах).
По характеру образования права и свободы человека и гражданина делятся на:
• основные (конституционные);
• дополнительные (конкретизирующие).
Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. По этому признаку они делятся одними авторами на:
=> личные права и свободы;
=> политические;
=> социально-экономические.
Другие авторы1 выделяют2:
• личные права и свободы;
• политические;
• экономические;
• социально-культурные права и свободы человека и
гражданина.
Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности. Изучение содержания действующей Конституции Республики Беларусь свидетельствует о значительном сокращении норм, прямо закрепляющих обязанности, возложенные на граждан, поскольку обязанности являются следствием предоставления прав и свобод, закрепленных в других статьях Конституции Республики Беларусь. Так, в статье 53 закреплена обязанность каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Эта обязанность уже логически вытекает из положения статьи 2 Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».
Однако в Конституции Республики Беларусь есть 4 прямо закрепленные основные всеобщие обязанности:
=> обязанность всех соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы (статьи 2, 52);
=> обязанность платить законом установленные государством налоги, пошлины и иные платежи (статья 56);
=> обязанность охранять природу (статья 55);
=> обязанность и священный долг защиты Республики Беларусь (статья 57).
Личные (гражданские) права и свободы зачастую открывают перечень прав, свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций.
Согласно Конституции Республики Беларусь к этой группе прав относятся:
^Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право. М., 1995. С. 197.
^Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституци онное) право Российской Федерации. М., 1995. С. 123—124.
• право на жизнь (статья 24);
• право на свободу, неприкосновенность и достоинство
личности (статья 25);
• неприкосновенность жилища и иных законных владе
ний граждан (статья 29);
• защита каждого от незаконного вмешательства в лич
ную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его
корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его
честь и достоинство (статья 28);
• право граждан на свободное передвижение и выбор мес
та жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее
и беспрепятственно возвращаться обратно (статья 30);
• свобода совести (статья 31) и т. д.
Среди личных (гражданских) прав и свобод можно выделить духовные права человека:
• свободу совести;
• свободу вероисповедания.
Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. В соответствии со статей 31 Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».
Особенностью политических прав и свобод является то, что они преимущественно предоставляются гражданам Республики Беларусь. Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин как индивид участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет. Наиболее общим правом этого вида является право участвовать в управлении делами государства (статья 37 Конституции Республики Беларусь).
Формами непосредственного осуществления гражданами политической власти являются:
• референдумы;
• всенародное голосование по вопросам государствен
ной и местной жизни;
• все виды участия в выборах в представительные орга
ны и органы местного самоуправления.
Формами воздействия граждан на политическую власть всех уровней являются:
• влияние избирателей на своих депутатов;
• выражение общественного мнения по всем вопросам
внутренней и внешней политики.
В конституциях демократических государств наряду с общим провозглашением права на объединение специально определены основы статуса такого особого вида объединений, как политические партии.^ Республике Беларусь порядок создания и деятельности политических партий регламентируется Законом от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями от 22 июня 2001 г.). В соответствии со статьей 1 указанного Закона политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 укапанного Закона. Кроме того, согласно данной статье не допускается требование об указании в официальных документах на членство в той либо другой политической партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для предоставления либо непредоставления ему государством льгот и преимуществ.
Политические партии действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий. Партии основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам. Деятельность политических партий не должна препятствовать органам государствен-
ной власти и управления, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении ими своих функций. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создание условий для выполнения ими своих уставных целей и задач, в том числе путем пользования государственными средствами массовой информации. Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
Особое место в системе политических прав и свобод занимает свобода собраний и манифестаций. Согласно статье 35 Конституции Республики Беларусь «свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством».
В числе политических прав конституции ряда государств предусматривают право петиций, т. е. обращения к властям с письменным требованием, с предложением, жалобой, на что власти обязаны реагировать в установленном порядке. В соответствии со статьей 40 Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным».
Права и свободы, входящие в группу социально-экономических или социальных, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.
В Конституции Республики Беларусь закреплены положения, определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. К ним относятся:
=> право на предпринимательскую деятельность (часть 3 статьи 13);
=> право на частную собственность (часть 1 статьи 13 и статья 44);
=> право на труд (статья 41);
=> право на отдых ( статья 43);
=> охрана семьи (статья 32);
=> право социального обеспечения (статья 47);
=> право на жилище (статья 48);
=> право на охрану здоровья (статья 45);
=> право на благоприятную окружающую среду (статья 46);
=> право на образование (статья 49);
=> право на участие в культурной жизни (статья 51).
Важнейшим элементом в реализации прав и свобод человека и гражданина является эффективно функционирующий правозащитный механизм. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.
В статье 2 Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина — высшая цель общества и государства. Эта норма конкретизируется и статье 21 Конституции Республики Беларусь: «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».
В статье 79 Конституции Республики Беларусь указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на защиту правового положения каждой личности и отдельных групп населения, например: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и других, нуждающихся в защите.
Защита прав и свобод человека осуществляется не только Президентом, но и Правительством, которое в соответ-
ствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы.
Гарантии конституционных прав и свобод содержатся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, их предусматривающих, а также в нормах отраслевого законодательства.
Наиболее эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как записано в статье 60 Конституции Республики Беларусь, «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки».
В статье 59 Конституции Республики Беларусь определено, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Согласно статье 61 Конституции Республики Беларусь «каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Весьма существенным следует признать тот факт, что основные права и свободы понимаются как нормы Конституции и других законов, непосредственно связывающие власть. Роль контрольного механизма за соблюдением властями правового статуса личности осуществляет в Республике Беларусь Конституционный Суд, наделенный определенными полномочиями в этой сфере.
Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе. Обеспечение правовой помощи в защите прав закреплено и в статье 62 Конституции Респуб-
лики Беларусь: «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается».
Особо значимы юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь «никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы».
Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности. В соответствии со статьей 60 Конституции с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.
Важная роль принадлежит международно-правовым гарантиям правового статуса личности. Они заложены но Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Между народных пактах о правах человека. Важная роль принадлежит Международному суду ООН, а также специализированным учреждениям в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. В Европе эта деятельность основывается на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительных протоколах к ней. Контроль за соблюдением прав личности в государствах — членах Совета осуществляют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.
В Республике Беларусь в целом достигнута полнота правового статуса человека и гражданина. Вместе с тем главной проблемой остается обеспечение реализации предоставленного личности правового статуса, защита и охрана прав человека и гражданина Республики Беларусь. Со-
вершая противоправные действия, человек создает ситуацию, при которой государственная власть вынуждена идти на ограничение его основных прав и свобод (например, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, а в предусмотренных законом исключительных случаях—и нрава на жизнь). В этих и других случаях могут иметь место нарушения законности. В этой связи правовой статус личности нужно защищать от государственных органов, которые допускают нарушение законодательства. Указанные обстоятельства однозначно свидетельствуют о необходимости дополнительной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина как от власти, так и от других граждан.
Следование принципам демократизма общества и принципам правового государства предполагает надлежащее отправление правосудия в соответствии с требованиями Конституции и иного действующего законодательства. В этой связи на суды Республики Беларусь должно возрасти влияние международного права, и в частности Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Одной из самых острых в судах Республики Беларусь оказалась проблема сроков рассмотрения уголовных и особенно гражданских дел. Слишком длительные судебные процессы подрывают доверие общественности к судам, а оно необходимо для осуществления надлежащего правосудия. Искоренению подлежат также недостатки в структуре, организации функционирования национальной судебной системы и в уровне профессионализма самих судей.
АТА