Тема 1. Предмет, метод и система информационного права

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина: Информационное право
   
Кафедра: Государственного и административного права (ГиАП) (аббревиатура)
   

Специальность:___________030900 (40.03.01)____ «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»)

(код специальности (направления), полное наименование)

Дата введения в учебный процесс УлГУ: «_____» ___________ 20__ г.

Сведения о разработчиках:

ФИО Аббревиатура кафедры Ученая степень, звание
Круглова Юлия Борисовна ГиАП к.ю.н., доцент
     
     
     
     
  Заведующий кафедрой
    Иванова В.Н. /_____________/ (ФИО) (Подпись) «______»__________ 20_____ г.  

Оглавление

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. 3

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНА……………………………………………………5

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..5

3.3. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………7

3.4. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..7

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…….……………………………………… 9

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ…………………………………… 20

6. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……………..….…………………24

7. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ……………... ..28

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………….…..……….29

9. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УПЕВЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ …………………………………………………………………………………….38

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…. 46

11. ПЛАНИРУЕМЫЕ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ…………………………………………..51

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Настоящая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и имеет целью обеспечить успешное усвоение студентами специальной учебной дисциплины «Информационное право».

Программа содержит тематическую программу спецкурса, методические рекомендации к каждой теме спецкурса, перечень вопросов к зачёту, список рекомендуемой литературы и нормативных актов, а так же контрольные тесты по дисциплине.

Программа предназначена для использования в учебном процессе, учитывает новейшее законодательство, может применяться в ходе самоподготовки к зачётам студентами юридического факультета. Учебная дисциплина «Информационное право» не является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, но устанавливает базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.

Целями учебной дисциплины являются:

1. овладение подготавливаемыми юридическими кадрами высшей квалификации системой научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования общественных отношений, которые возникают в связи с оборотом информации

2. развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

· формирование у будущих юристов комплексных знаний о правовом регулировании различных форм правовой и неправовой информации

· приобретение студентами навыков и умений по решению ситуационных задач на семинарских занятиях.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление:

· о месте, задачах и роли информационного права в системе российского права;

знать:

· цели и принципы регулирования информационной деятельности;

· терминологию в области информационного оборота;

· порядок государственного регулирования информационной деятельности;

уметь:

· применять на практике нормы информационного права;

· свободно оперировать юридическими категориями и понятиями;

· анализировать и решать юридические проблемы в сфере информационных правоотношений;

владеть, иметь опыт:

· составления претензий и иных юридически значимых документов;

· составления основных видов документов, опосредующих оборот информации.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки по составлению соответствующих юридических документов, решению ситуационных задач.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки по составлению соответствующих юридических документов, решению ситуационных задач.

В результате освоения дисциплины «Информационное право» у студентов формируются следующие компетенции.

1. Общекультурные компетенции (ОК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

2. Профессиональные компетенции (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы Количество часов (форма обучения _очная__)
Всего по плану В т.ч. по семестрам
Аудиторные занятия:    
Лекции    
практические и семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
Всего часов по дисциплине    
Текущий контроль (количество и вид, контрольные работы)        
Курсовая работа        
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) зачет     зачет  

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:

Форма обучения ___очная____

Название и разделов и тем Перечень формируемых компетенций Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа В том числе в интерактивной форме
лекции практические занятия, семинар
ТЕМА 1. Предмет, метод и система информационного права. Ок-1, Ок-10, Пк-2, Пк-4.  
ТЕМА 2. Информационные правовые нормы и информационные правоотношения. Ок-9, Ок-10, Пк-2, Пк-5, Пк-6. -
ТЕМА 3. Вопросы информационной собственности Ок-9, Ок-10, Пк-2, Пк-6, Пк-15. -
ТЕМА 4. Право на поиск, получение и использование информации Ок-1, Ок-10, Пк-2, Пк-3, Пк-7, Пк-15. -
ТЕМА 5. Документированная информация как объект информационных правоотношений Ок-2, Ок-10, Пк-4, Пк-5, Пк-6, Пк-7. -
ТЕМА 6. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений Ок-10, Ок-12, Пк-4, Пк-5.
ТЕМА 7. Информационная безопасность как объект информационных правоотношений Ок-9, Ок-10, Пк-1, Пк-6, Пк-10. -
ТЕМА 8. Правовые проблемы виртуальной среды Интернет Ок-2, Ок-10, Ок-12, Пк-5, Пк-6, Пк-16.
ТЕМА 9. Информационные аспекты интеллектуальной собственности Ок-1, Ок-12, Пк-2, Пк-5, Пк-7.
ТЕМА 10. Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации Ок-2, Ок-10, Ок-12, Пк-2, Пк-3, Пк-6, Пк-15. -
ТЕМА 11. Правовое регулирование отношений в области библиотечного дела Ок-9, Пк-1, Пк-5, Пк-6, Пк-16. -
ТЕМА 12. Правовое регулирование отношений в области архивного дела и архивов Ок-9, Пк-1, Пк-5, Пк-6, Пк-16. -
ТЕМА 13. Правовое регулирование отношений в области государственной тайны Ок-9, Ок-10, Пк-3, Пк-6, Пк-10. -
ТЕМА 14. Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны Ок-9, Ок-10, Пк-3, Пк-6, Пк-10. -
ТЕМА 15. Правовое регулирование отношений в области персональных данных Ок-9, Ок-12, Пк-3, Пк-4, Пк-7, Пк-15.
Итого    

3.3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы Количество часов (форма обучения _заочная__)
Всего по плану В т.ч. по семестрам
Аудиторные занятия:      
Лекции   -
практические и семинарские занятия   -
Самостоятельная работа  
Всего часов по дисциплине  
Текущий контроль (количество и вид, контрольные работы)        
Курсовая работа        
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) зачет       зачет

3.4. Распределение часов по темам и видам учебной работы:

Форма обучения ___заочная____

Название и разделов и тем Перечень формируемых компетенций Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа В том числе в интерактивной форме
лекции практические занятия, семинар
ТЕМА 1. Предмет, метод и система информационного права. Ок-1, Ок-10, Пк-2, Пк-4.     -
ТЕМА 2. Информационные правовые нормы и информационные правоотношения. Ок-9, Ок-10, Пк-2, Пк-5, Пк-6.     -
ТЕМА 3. Вопросы информационной собственности Ок-9, Ок-10, Пк-2, Пк-6, Пк-15.     -
ТЕМА 4. Право на поиск, получение и использование информации Ок-1, Ок-10, Пк-2, Пк-3, Пк-7, Пк-15.   -
ТЕМА 5. Документированная информация как объект информационных правоотношений Ок-2, Ок-10, Пк-4, Пк-5, Пк-6, Пк-7.   -
ТЕМА 6. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений Ок-10, Ок-12, Пк-4, Пк-5.
ТЕМА 7. Информационная безопасность как объект информационных правоотношений Ок-9, Ок-10, Пк-1, Пк-6, Пк-10. -
ТЕМА 8. Правовые проблемы виртуальной среды Интернет Ок-2, Ок-10, Ок-12, Пк-5, Пк-6, Пк-16.   -
ТЕМА 9. Информационные аспекты интеллектуальной собственности Ок-1, Ок-12, Пк-2, Пк-5, Пк-7.  
ТЕМА 10. Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации Ок-2, Ок-10, Ок-12, Пк-2, Пк-3, Пк-6, Пк-15.   -
ТЕМА 11. Правовое регулирование отношений в области библиотечного дела Ок-9, Пк-1, Пк-5, Пк-6, Пк-16.   - -
ТЕМА 12. Правовое регулирование отношений в области архивного дела и архивов Ок-9, Пк-1, Пк-5, Пк-6, Пк-16.   - -
ТЕМА 13. Правовое регулирование отношений в области государственной тайны Ок-9, Ок-10, Пк-3, Пк-6, Пк-10.   - -
ТЕМА 14. Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны Ок-9, Ок-10, Пк-3, Пк-6, Пк-10.   - -
ТЕМА 15. Правовое регулирование отношений в области персональных данных Ок-9, Ок-12, Пк-3, Пк-4, Пк-7, Пк-15.   - -
Итого    

4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тема 3. Вопросы информационной собственности

Вопросы «информационной собственности» в законодательстве РФ.

Информационные правомочия (право знать содержание информации, право применять информацию в собственной деятельности, право распространять информацию в коммерческих целях). Понятие информационной собственности. Право собственности на экземпляр информационного объекта и право собственности на право использования содержания информации.

Субъекты информационных правоотношений в этой области — производитель (автор), обладатель (пользователь), потребитель ин­формации. Органы государственной власти и местного самоуправления, организации, предприятия и учреждения, физические и юриди­ческие лица как субъекты информационных правоотношений. Модель самостоятельного оборота информации — отдельные документы (произведения) и составные документы (составные произве­дения).

Особенности поведения субъектов при осуществлении информа­ционных процессов в самостоятельном обороте (производство, пере­дача, распространение, поиск и получение информации).

Процесс изучения темы 3 «Вопросы информационной собственности» направлен на формирование следующих компетенций: Ок-9, Ок-10, Пк-2, Пк-6, Пк-15, в результате чего студент должен:

Знать: основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества; социальные, экономические, правовые, политические; психологические механизмы и регуляторы общественных процессов и отношений; лексико-грамматический минимум по юриспруденции в объеме, необходимом для работы (Ок-9, Ок-10).

Уметь:оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы(Пк-2).

Владеть: навыками работы с нормативно-правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий (Пк-6, Пк-15).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ.

Тема 3. Вопросы информационной собственности

Понятие «информационная собственность» специфично. Авторы разных концепций рассматривают возможность применения к информационным объектам двух институтов - интеллектуальной и вещной собственности, однако пока без четкой взаимосвязи. Поэтому студенту прежде всего следует сформулировать понятие информационной собственности , выявить противоречия в существующих определениях. Особое внимание следует уделить проблеме объема использования тех или иных правомочий собственника по отношению к отдельным объектам (коммерческая тайна, государственная тайна). Необходимо дать подробную регламентацию прав и обязанностей собственников информационных объектов, а именно - производителей, обладателей, потребителей информации.

Студент должен уделить внимание проблеме связанной с оборотом законодательных и иных нормативно-правовых актов. В российском законодательстве такие акты не относятся к объектам интеллектуальной, информационной собственности. Однако, практика показала, что сегодня функционируют коммерческие информационные справочно-правовые системы, распространяющие информацию о таких актах. Таким образом, возможно ли внесение в ГК РФ статьи «Гражданский оборот информации в законодательных и иных нормативных правовых актах»

Институт библиотечного дела представляет собой одно из направлений правового регулирования отношений в области реализации права каждого на поиск, получение и передачу информации. Источником института библиотечного дела являются Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный Закон «О библиотечном деле».

Следует уяснить, что в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей.

Студент должен при изучении данной темы затронуть вопросы защиты авторского права в библиотечном обслуживании. Актуальным является рассмотрение вопроса о правовом регулировании отношений в деятельности электронных библиотек. В данном случае немаловажно четко знать объем прав и обязанностей пользователей.

Студент должен предложить пути решения проблем правового регулирования информационных отношений в области библиотечного дела.

Тема 3. Вопросы информационной собственности

Вопросыдля обсуждения:

  1. «Информационная собственность» в законодательстве РФ.
  2. Информационные правомочия (право знать содержание информации, право применять информацию в собственной деятельности, право распространять информацию в коммерческих целях).
  3. Право собственности на экземпляр информационного объекта и право собственности на право использования содержания информации.
  4. Субъекты информационных правоотношений в этой области — производитель (автор), обладатель (пользователь), потребитель информации.
  5. Органы государственной власти и местного самоуправления, организации, предприятия и учреждения, физические и юридические лица как субъекты информационных правоотношений.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТАМ

  1. Понятие информационного права. Система информационного права, место информационного права в системе права.
  2. Методы и принципы информационного права.
  3. Субъекты информационного права.
  4. Источники информационного права.
  5. Информационно-правовые нормы и информационные правоот­ношения.
  6. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как комплексная отрасль права.
  7. Понятие информации. Юридические особенности и свойства информации.
  8. Классификация информации по доступу к ней.
  9. Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе.
  10. Информационная сфера как сфера правового регулирования.
  11. Область поиска, получения и потребления информации.
  12. Область создания и распространения исходной и производной информации.
  13. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг.
  14. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.
  15. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.
  16. Автоматизированные информационные системы в правотворческой и правоохранительной деятельности.
  17. Проблемы регулирования отношений информационной собственности.
  18. Документированная информация как объект информационных правоотношений.
  19. Правовой режим информационных ресурсов. Право собствен­ности на документированную информацию.
  20. Право на поиск, получение и использование информации.
  21. Автоматизированные информационные системы. Информаци­онные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений.
  22. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения.
  23. Правовые проблемы информационной безопасности.
  24. Обязательный экземпляр документа как разновидность доку­ментированной информации. Документированная информация в международном информа­ционном обмене.
  25. Тайна как социально-правовое явление. Понятие и признаки.
  26. Правовое регулирование информационных отношений в области охраны информации, составляющей профессиональную тайну.
  27. Особенности правового регулирования информационных отношений в сети Интернет.
  28. Информационные аспекты интеллектуальной собственности.
  29. Лицензионные договоры: понятие, виды, значение.
  30. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении массовой информации.
  31. Свобода массовой информации. Злоупотребление свободой массовой информации. Распространение массовой информации.
  32. Организация деятельности средств массовой информации.
  33. Отношения средств массовой информации с гражданами и ор­ганизациями.
  34. Опыт правового регулирования информационных отношений в области массовой информации за рубежом.
  35. Правовое регулирование информационных отношений в об­ласти архивного дела.
  36. Правовое регулирование информационных отношений в об­ласти библиотечного дела.
  37. Правовое регулирование информационных отношений при производстве, передаче, получении и использовании информации, составляющей государственную тайну.
  38. Правовое регулирование информационных отношений при про­изводстве, передаче, получении и использовании информации, со­ставляющей коммерческую тайну.
  39. Правовое регулирование информационных отношений при производстве, передаче, получении и использовании персональных данных.
  40. Информационные правонарушения. Ответственность за информационные правонарушения.

8. Методические рекомендации для самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих арбитражный процесс, являются: во-первых, продолжение изучения дисциплины в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем; во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу.

Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

Самостоятельная работа студентов должно быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать. Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются практические занятия.

Самостоятельная работа студентов должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

- работа с законодательством и иными нормативными документами;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- выполнение творческих (проектных) заданий;

- решение задач, упражнений;

- написание рефератов (эссе);

- работа с текстами и вопросами для самопроверки;

- моделирование и / или анализ конкретных проблемных ситуаций (ситуации);

- обработка статистических данных, нормативных материалов;

- анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа;

- подготовка к занятиям и контрольным мероприятиям и т.д.

При изучении дисциплины «Информационное право» необходимо учитывать, что в целях наиболее эффективного освоения дисциплины следует обращать внимание не только на практические вопросы, но и на важные теоретические аспекты, в частности на значение понятия арбитражного процессуального права и его место в российской правовой системе, необходимо уяснить такие правовые категории, как предмет и метод правового регулирования арбитражного процессуального права. Особое внимание следует уделить принципам арбитражного процессуального права, поскольку это отправное начало в правотворческой деятельности законодателя, которое должно строго соблюдаться.

Важную роль при изучении дисциплины играют освоение основных понятий, приведенных в учебной литературе и процессуальном законодательстве.

Специфика практических занятий по данной учебной дисциплине состоит в том, что на семинарах значительное время отводится не только устной проверке знаний, решению правовых ситуаций, но и письменному выполнению заданий по написанию процессуальных документов (исковых заявлений, судебных актов и т.п.)

Методические рекомендации для самостоятельной работы по отдельным темам.

Институт библиотечного дела представляет собой одно из направлений правового регулирования отношений в области реализации права каждого на поиск, получение и передачу информации. Источником института библиотечного дела являются Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный Закон «О библиотечном деле».

Следует уяснить, что в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей.

Студент должен при изучении данной темы затронуть вопросы защиты авторского права в библиотечном обслуживании. Актуальным является рассмотрение вопроса о правовом регулировании отношений в деятельности электронных библиотек. В данном случае немаловажно четко знать объем прав и обязанностей пользователей.

Студент должен предложить пути решения проблем правового регулирования информационных отношений в области библиотечного дела.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 21.07.2014г.) // Собрание законодательства, 04.08.2014, № 31, ст. 4398

2. Гражданский кодекс Российской Федерации:

- часть первая – ФЗ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 22.10.2014г.)// Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - ст. 3301;

- часть вторая – ФЗ от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 31.12.2014г.) // Российская газета. - 06.02.1996. - № 23;

- часть третья – ФЗ от 26.11.2001 N 146-ФЗ (в ред. от 05.05.2014г.) // Российская газета. - 28.11.2001. - № 233;

- часть четвертая – ФЗ от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. от 31.12.2014г.)// Российская газета. - 22.12.2006. - № 289.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 29.12.2014г.) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014г.) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3813.

5. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ» Об аудиторской деятельности» (в ред. от 01.12.2014г.)// Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, N 1, ст. 15.

6. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» (в ред. от 04.11.2014г.)// Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, N 50, ст. 7344.

7. Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1. (в ред. от 21.12.2013г.)//Российская газета, № 182, 21.09.1997г.

8. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 28.06.2014г.)//Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, № 15, ст.2036.

9. Федеральный закон от 29.12.2014 N 474-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»//Российская газета, № 299, 31.12.2014г.

10. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. от 01.12.2014г.)//Российская газета, № 25, 13.02.2009г.

11. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 24.11.2014г.)//Российская газета, № 32, 08.02.1992г.

12. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 14.10.2014г.)//Российская газета, № 297, 31.12.2010г.

13. Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»//Российская газета, № 163, 23.07.2014г.

14. Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014г.)//Российская газета, № 168, 30.07.2010г.

15. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 21.07.2014г.)//Российская газета, № 165, 29.07.2006г.

16. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в ред. от 12.03.2014г.)//Российская газета, № 265, 26.12.2008г.

17. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (в ред. от 12.03.2014г.)//Российская газета, № 9-10, 14.01.1995г.

Основная литература:

1. Бачило И.Л. Информационное право. Учебник. - М., 2012. – 564с.

2. Городов О. А. Информационное право. Учебник. – М., 2014.- 352с.

3. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / под общей ред. проф. П.У. Кузнецова.– 2-е изд.перераб и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013.– 441 с.

4. Ковалева Н.Н. Информационное право России. Учебное пособие. М, 2010 // СПС Консультант

5. Куликова С.А. Информационное право России: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям (направлениям) «Юриспруденция» и «Прикладная информатика в юриспруденции». - Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 2010. – 196с.

6. Кузнецов П.У. Основы информационного права: Учебник для бакалавров. – Москва: Проспект, 2013. – 382 с.

7. Лагушкин В. П. Информационное право / В. П. Лагушкин. – Ульяновск: Печатный двор, 2010. – 293 с.

8. Лапина М.А. Информационное право [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 335 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12836.

9. Лапина М.А., Гревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право. Московский университет МВД России.- М. - 2010.- 335с.

10. Рассолов И.М. Информационное право. Учебник. - М., 2013.- 444с.

Дополнительная литература:

1. Абрамова М.Г., Попов А.В. К вопросу о содержании понятий «информация», «информационные технологии» и «информационное право» //Образование и право. 2012. № 3. С. 192-195.

2. Бачило И.Л. Информационное право – новая отрасль права Российской Федерации (методология, теория, практика) //Государство и право. 2008. № 3. С. 85-92.

3. Бачило И.Л. Информационные системы регистрации - важнейший ресурс государственного управления//Вестник федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». 2009. № 2. С. 63-70.

4. Бачило И.Л. О легитимной основе права на информацию //Журналист. Социальные коммуникации. 2011. № 3. С. 10-16.

5. Бачило И.Л. Правовая платформа построения электронного государства//Информационное право. 2008. № 4. С. 41-45.

6. Бачило И.Л. Правовые вопросы использования инфокоммуникационных ресурсов Российской Федерации//Информационные ресурсы России. 2013. № 2. С. 23-26.

7. Бачило И.Л. Причины и суть эволюции государственных и правовых институтов в условиях развитии информационного общества//Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 114-145.

8. Бачило И.Л. Проблемы развития информационного законодательства//Информатизация и связь. 2010. № 1. С. 82-87.

9. Бачило И.Л. «Электронное правительство» и инновации в области государственных функции и государственных услуг // Информационные ресурсы России. 2010. № 1. С. 13-17.

10. Информационное общество: проблемы развития законодательства/сборник научных работ / Ин-т государства и права РАН; [сост. и отв. ред. И. Л. Бачило]. Москва, 2012. Сер. Актуальные юридические исследования.

11. Волков Ю. В. Анонимные субъекты телекоммуникационных сделок//Право и экономика, 2006. № 7. С. 56-58.

12. Волков Ю. В. Защищенность субъекта при автоматизированной обработке его персональных данных//Вестник УрФО: Безопасность в

Наши рекомендации