Условия обязательности каффары

Чтобы за действия, нарушающие пост, для человека, помимо восполнения дня поста, становилось обязательным совершение каффары, необходимо несколько условий:

· Таклиф. Обязанность совершения каффары ложится только на мукалляфа и не распространяется на детей и сумасшедших.

· Совершение нията ночью. Если человек выразил ният на пост уже после наступления времени солятуль-фаджр до «дахватуль-кубра», обязанность каффары в случае нарушения поста на него не ложится.

· Здоровье. Если человек болен и степень его болезни позволяет ему прервать пост по Шариату, он не должен совершать каффару за прерывание поста. Более того, если человек выразил намерение с ночи, а днём нарушил пост и только после этого заболел, на него тоже не налагется каффара за нарушение поста. При этом ставится условием, чтобы болезнь была настолько тяжёлая, что Шариат дозволяет в этом случае не поститься.

· Если человек в день поста выехал в путешествие и в пути прервал пост, на него не ложится обязанность совершить каффару. Однако на него ложится грех, и он обязан восполнить этот день поста, так как прерывать пост в пути, если выехал в путешествие после наступления времени солятуль-фаджр, запрещено.

· Отсутствие принуждения. Действие, нарушающее пост, должно быть совершено добровольно, иначе наказания в виде каффары за него не последует. Например, если один из супругов каким-то образом заставил другого совершить половой акт, совершение каффары не ложится на того, кто был принуждён (но восполнить пост должны оба).

· Наличие намерения на совершение действия, нарушающего пост. Если человек совершил действие, нарушающее пост, по забывчивости или по ошибке, он не должен совершать каффару. Пример ошибки: если мужчина совершает половой акт со своей женой, думая, что ещё ночь, но на самом деле уже наступило время солятуль-фаджр, и, как только он понял это, он сразу прекратил половой акт, совершать каффару не нужно, хотя восполнение поста за этот день является обязательным.

Действия, которые требуют не только восполнения дня поста, но и совершения каффары:

1. Половой акт1. В данном случае не имеет значения, произошло семяизвержение или нет, достаточно того, что половой орган мужчины был введён в половой орган женщины. При этом каффара ложится на обоих - и на мужа, и на жену2. За половой акт через анальное отверстие также налагается каффара3.

2. Принятие пищи или питья. При этом нет разницы между пищей (тем, что обычно употребляют для поддержания сил) и лекарством. Шейхи разошлись насчёт того, что следует считать пищей. Одна группа шейхов сказала, что под пищей следует понимать то, к чему стремится человеческая природа и посредством чего человек удовлетворяет страсти своего желудка (т. е. получает наслаждение). Другая группа шейхов считает, что условием для того, чтобы что-либо называлось пищей, ставится наличие пользы от этой пищи для человеческого организма, при этом не имеет значения, получает человек удовольствие от этой пищи или нет. У данного разногласия есть практическое следствие.

Первый пример: Человек положил в рот кусок мяса, разжевал его, выплюнул, а затем съел. Согласно второму мнению, на него ложится обязанность совершить каффару, а, согласно первому мнению, не ложится, так как после того, как человек выплюнул этот кусок, он испытал к нему отвращение4 и только потом съел. И это мнение является самым верным в ханафитском мазхабе.

Второй пример: Человек разжёвывает (или кладёт под язык, а затем проглатывает) траву, обладающую наркотическими свойствами. Согласно первому мнению, каффара становится обязательной, так как этот человек получает наслаждение от употребления этой травы. Согласно второму мнению, каффара на этого человека не налагается, так как трава не приносит ему никакой пользы, а наоборот - вредит здоровью.

3. Курение5. Если человек выкурил сигарету или втянул в себя сигаретный дым, помимо восстановления поста, он должен совершить каффару.

4. Человек должен совершить каффару, если съел свежий виноградный лист или арбузную корку. Если он съел сухой листок или арбузную корку, обязанность каффары с него спадает - нужно будет только восполнить пост.

5. Если человеку в рот попал дождь, снег или град и он, вместо того, чтобы закрыть рот и выплюнуть, проглотил его, на него ложится обязанность совершить каффару. Исключение составляют очень маленькие капли, которые, попав в рот, незаметно смешиваются со слюной - в этом случае пост не нарушается вообще.

6. Каффара становится обязательной, если человек съел сырое мясо (даже если это была мертвечина) при условии, что для него употребление сырого мяса является привычным делом и он получает от этого удовольствие. Исключение составляет случай, когда мясо испортилось настолько, что его уже начали поедать черви. Каффара также налагается за поедание высушенного мяса или сала, согласно иджме ханафитских шейхов.

В качестве основного мнения, на котором строится фетва, шейхи ханафитского мазхаба избрали мнение, что каффара обязательна также за поедание сырого животного жира или сала. Шейх Абу Лейс также высказал мнение, что каффара за это обязательна.

7. Каффара обязательна, если человек съел пшеничное зерно. Сюда относятся случаи, когда он проглотил его сразу же полностью или съел, предварительно разжевав. Но, если человек разжевал зерно пшеницы (или любое другое зерно соответствующее по размеру пшеничному зерну) до такой степени, что оно, смешавшись со слюной, растворилось во рту до того, как он проглотил его, пост не нарушается при условии, что человек не ощутил вкуса.

8. Если человек целиком, не разжёвывая, проглотил кунжутное семечко, его пост нарушается, и он обязан совершить каффару6.

9. Каффара становится обязательной, если человек проглотил ячменное зерно. Это относится как к жареному зерну, так и к свежему зелёному зерну, которое человек только что вынул из колоса. Если человек съел высушенное ячменное зерно, его пост нарушается, но каффару совершать он не должен.

10. Если человек принял лекарство в виде порошка из земли, обладающей целебными свойствами7, он обязан совершить каффару. При этом не имеет значения, принимает ли он это лекарство постоянно или принял его во время поста впервые.

11. Принятие в пищу какого-либо вида земли8. В данном случае каффара обязательна только для того, кто имеет обыкновение употреблять в пищу землю или песок.

12. Употребление соли. Если человек съел немного соли, ему обязательно совершить каффару, но если он съел большое количество соли, то обязан только восполнить пост.

13. Насчёт обязательности каффары человека, который съел основание початка кукурузы (т. е. не зёрна), нет передачи от муджтахидов ханафитского мазхаба. Однако шейх аз-Зандависи сказал, что в данном случае человек обязан совершить каффару, помимо восполнения поста.

14. Проглатывание слюны жены/мужа или слюны друга также ведёт к совершению каффары. Если человек проглотил слюну какого-то человека, не являющегося его супругом или другом, каффара не становится обязательной.

15. Если человек после совершения гыйбата (злословие) решил, что его пост уже недействителен и прервал пост, он обязан совершить каффару. Каффара обязательна даже в том случае, если человек знал хадис, согласно внешнему смыслу которого гыйбат ведёт к нарушению поста9, и даже если он получил фетву от муфтия на этот счёт.

16. Если человек решил, что его пост уже нарушен, и начал пить и есть после совершения кровопускания, поцелуя, прикосновения к жене со страстью или «мубашаратуль-фахиша»10, при котором не произошло семяизвержения, он обязан совершить каффару. Кроме случая, если человек в своих действиях опирался на хадис11, хотя и не знал его толкования, или фетву учёного (при этом ставится условием, чтобы это был настоящий факих, на фетву которого дозволено опираться). Если человек последовал за фетвой, обязанность каффары с него спадает (даже если факих ошибся или хадис, с точки зрения иснада, не был достоверным). Данное положение приводит имам аль-Камаль из книги «Аль-Бадая».

17. Если человек нанёс на усы масло или жир, затем решил, что его пост нарушился, и начал есть и пить, на нём лежит обязанность совершить каффару, даже если он в своих действия основывался на фетве факиха12. Данное мнение приводит имам аль-Камаль из книги «Аль-Бадая». Однако оно противоречит изложенному в книге «Фатава кодихан», где сказано, что, если человек нанёс сурьму, масло или жир на кожу или на усы, а затем принял пищу или выпил воды, решив, что его пост уже нарушен, каффара не становится обязательной, если человек по своему невежеству следовал фетве, согласно которой нанесение сурьмы или масла на усы нарушает пост. И второе мнение является самым верным.

Под факихом следует понимать человека, который следует за муджтахидом. Например, учёные-ханабалиты или некоторые учёные из ахлю хадис считали, что хиджама нарушает пост. Если простой мусульманин последовал за фетвой факиха, каффара для него не является обязательной, так как в этой ситуации он выполняет свою обязанность - следует за муджтахидом. Если два человека, совершившие хиджаму, услышали хадис13 и, не зная его толкования, решили, что продолжать держать пост для них не имеет смысла, и начали есть или пить, с них спадает обязанность совершения каффары за нарушение поста. Причина этого положения в том, что слова Посланника Аллаха никак не могут стоять ниже слов факиха, так что следование хадису в данном случае является извинением для этих людей14.

18. Если мужчину заставили вступить в половую связь с женщиной, а женщина сразу же согласилась на это, обязанность каффары будет лежать только на женщине, но не на мужчине.

19. Если женщина знает, что уже наступило время солятуль-фаджр и, зная, что мужу неизвестно, что уже начался день поста, спровоцировала его на совершение полового акта, обязанность совершения каффары ложится только на жену.

_________________________________________________________

1.Подразумевается, что половой акт произошёл с живым человеком.

2.Исключая ситуацию, когда кто-то из них был принуждён.

3.Половой акт через анальное отверстие нарушает пост и делает для человека обязательным совершение каффары, однако, по мнению имама Абу Ханифы, за него не предусмотрено наказание «хадд» как за прелюбодеяние.

4.Так как вид разжёванного куска пищи отвратителен для человеческой природы и от такой пищи человек не получает удовольствия.

5.В книге «Марокиль Фалях» имам аш-Шурунбуляли называет курение дурным новшеством, которое появилось в его время.

6.В книге «Аль-Кяфи» говорится, что, если у человека на губе остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот, пост не нарушается при условии, что кусочек пищи растворился во рту, а человек при этом не почувствовал никакого вкуса.

7.В «Марокиль Фалях» приводится пример с лекарством «ат-тинуль армани», которое раньше принимали женщины во время беременности, в буквальном переводе «песок армани».

8.В «Марокиль Фалях» приводится в пример земля «ат-тафл».

9.Комментируя данный хадис, учёные указывают на то, что речь в нём идёт о несовершенстве поста и отсутствии награды для человека, который плохо говорит о других за глаза, а не о том, что пост в результате гыйбата становится недействительным.

10.Соприкосновения половых органов мужчины и женщины без совокупления.

11.Например, имам Ибн Аби Шейба приводит следующий хадис: «Спросили у Посланника Аллаха насчёт человека, который во время поста поцеловал со страстью. Пророк ответил, что пост такого человека нарушается».

12.Так как ни один настоящий факих не даст фетву о том, что нанесение масла на усы нарушает пост.

13.«Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание».

14.Хотя в основе следовать хадису без толкования учёного простому мусульманину нельзя.

Наши рекомендации