Нежелательное и запретное время для совершения молитвы.
Три запретных времени
В ханафитском фикхе выделяют три времени, когда исполнение солята (и некоторых других обязательным предписаний) считается «харам» либо «макрух тахрим»:
1) Восход солнца. Для исполнения молитвы необходимо дождаться, чтобы солнце поднялось над уровнем горизонта на высоту копья или двух копий (эта высота определяется на глаз и составляет примерно 225 см), в такое время исполнение молитвы становится дозволенным.
2) Нахождение солнца в зените (незадолго до наступления времени солятуль зухр).
3) Время «исфираару шамс» - когда в конце времени солятуль аср солнце приобретает рыжий оттенок, а глазу не больно смотреть на него.
В эти три периода времени запрещено совершать обязательные молитвы, а также восстанавливать ранее пропущенные обязательные молитвы, например, запрещено исполнять солятуль фаджр во время восхода солнца. Исключение составляет солятуль аср, который обязательно нужно совершить даже при наступлении времени «исфираару шамс», однако, откладывая солятуль аср до этого времени без уважительной причины, человек впадает в грех.
Исполнение или возмещение в описанные выше периоды времени фард-солятов (кроме солятуль аср), обязательных предписаний (например, суджуд во время чтения Курана) и молитв «аль-ваджибат» (например, молитва согласно данному обету) запрещено и является недействительным.
Восстановленные в эти периоды фард-соляты будут недействительны, их необходимо снова исполнить в дозволенное время. Кроме того, является недействительным исполнение «саджаду тилява», что является обязательным после чтения определённых аятов Корана. Например, если аят был прочитан до наступления времени «макрух», нельзя совершать суджуд в нежелательное время, но следует дождаться, пока время «макрух» закончится, а потом уже совершить суджуд. Если аят был прочитан в течение времени «макрух», совершить суджуд дозволено, но будет являться «макрух танзих». То же касается двух ракатов при обходе вокруг Каабы, которые являются «ваджиб» в ханафитском мазхабе. Если таваф произошёл до наступления времени «макрух», нельзя совершать два раката в это время - они будут недействительны.
Если при исполнении солятуль фаджр человек произнёс такбиратуль ихрам, а затем появился солнечный диск из-за горизонта, его обязательный солят является недействительным, необходимо будет восстановить молитву после истечения времени «макрух». В ханафитском мазхабе существует два мнения относительно такого солята: 1) он абсолютно недействителен 2) он переходит в категорию «нафиль».
В связи с этим приводят в пример ситуацию, когда человек захохотал во время молитвы. Согласно ханафитскому фикху, явно громкий хохот во время солята нарушает ритуальное омовение и, соответственно, действительность молитвы. Это является своеобразным наказанием для того, кто захохотал в молитве, за его небрежность, так как громкий смех вне молитвы вообще-то не нарушает вуду. Если следовать первому мнению, хохот во время утренней молитвы, когда солнце вышло из-за горизонта, не нарушит омовение, так как сам солят уже стал недействительным. Если последовать второму мнению, то омовение и молитва нарушатся, но необходимо будет в дозволенное время восстановить эту молитву (которая из-за появления солнца перешла в разряд «нафиль»). Правило: согласно ханафитскому фикху, если во время исполнения нафиль-намаза у человека нарушилось омовение, он обязан восполнить этот намаз.
Если человек в утреннем соляте успел прочитать последний ташаххуд, а затем вышло солнце, такой солят будет считаться действительным.
Солятуль джаназа (похоронный намаз), исполненный во время «макрух», не является действительным, если покойника принесли в мечеть до наступления нежелательного времени и стали читать по нему молитву уже в течение времени «макрух». Если покойника принесли в мечеть в период времени «макрух», солятуль джаназа по нему будет действителен.
Не следует исполнять дополнительные молитвы в нежелательное время. Если человек начал исполнять дополнительный солят во время «макрух», ему необходимо остановиться и совершить эту молитву снова в дозволённое время. Если он совершит молитву полностью, она будет считаться действительной, однако в то же время он возьмёт на себя грех.
Существует несколько случаев, когда совершение дополнительных молитв считается «макрух» (порицаемым/нежелательным):
1) Совершать дополнительный (нафиля) солят после появления имама-хатыба. Когда имам-хатыб вышел из комнаты, которая обычно отводится для него в мечети, не следует начинать исполнять намаз, но, если человек уже успел начать исполнение молитвы, следует завершить этот намаз. Также является макрухом исполнять дополнительные молитвы во время чтения пятничной хутбы. То же относится к хутбам двух праздников (идуль адха и идуль фитр), к хутбе во время солнечного затмения, во время засухи (когда мусульмане просят о ниспослании дождя), при бракосочетании и во время хаджа.
2) Совершать более двух ракатов перед фардом солятуль фаджр. Согласно Сунне, следует исполнить только 2 раката (а не 4, 6, 8 и т.д.). А также совершать дополнительные молитвы после солятуль аср до магриба и в начале времени магриб. Согласно ханафитскому фикху, после азана на солятуль магриб следует сразу приступить к исполнению фард-солята, не исполняя 2 ракатов после азана (как в других мазхабах).
3) Совершать дополнительный намаз во время икамата. Исключение составляют два раката перед солятуль фаджр, которые относятся к твёрдой сунне и которые следует исполнить, даже если в мечети уже зазвучал икамат. При этом ставится условием, что молящийся уверен, что он успеет совершить два раката фарда в джамаате, в противном случае, не следует совершать эти два раката сунны.
4) Совершать дополнительный намаз перед двумя праздничными намазами. Исполненный дома или в мечети дополнительный намаз перед намазами праздников Идуль Адха и Идуль Фитр будет считаться «макрух». После праздничного намаза можно совершить дополнительный намаз дома, при этом дополнительный намаз в мечети всё ещё считается «макрух».
5) Совершать дополнительный намаз между солятуль зухр и солятуль аср около горы Арафа, а также после солятуль магриб в местечке Муздалифа.
6) Совершать дополнительный намаз, если он ведёт к пропуску фард-намаза. Если исполнение дополнительного намаза может привести к тому, что не останется времени на исполнение обязательного, следует оставить его и исполнить фард.
7) Совершать намаз в состоянии, когда для человека является необходимым отправление малой или большой нужды, но он сдерживает себя. Намаз в таком состоянии попадает под категорию «макрух тахрим», то есть является действием близким к «хараму». Человек в таком состоянии обязан прервать намаз (дополнительный или обязательный) и после совершить его снова. Правило: если человек исполнил намаз, хукм которого «макрух тахрим», его обязательно нужно переделать. Если такой намаз не будет переделан, он считается действительным, но на человека при этом ляжет грех.
8) Совершать намаз около накрытого стола, будучи голодным, так как пища будет отвлекать человека от возвеличивания Всевышнего Аллаха. В таком случае человеку лучше поесть, а потом приступить к совершению намаза. То же будет относиться ко всем другим вещам, которые нарушают состояние смирения и страха перед Всевышним Аллахом – такой намаз будет считаться «макрух». Человеку следует отстраниться от всего, что может его отвлекать от поминания Всевышнего Аллаха.
Такбиратуль-ихрам (слова «Аллаху Акбар» в начале намаза)
Произнесение слов «Аллаху Акбар» (الله اكبر) в начале молитвы является обязательной частью намаза, поэтому очень важно делать это правильно.
Существует 12 условий действительности такбиратуль-ихрам:
1. Такбиратуль-ихрам должен произноситься либо одновременно с выражением нията на совершение молитвы, либо намерение должно предшествовать произнесению такбира, но в этом случае между намерением и такбиром не должно быть никаких посторонних действий (например, разговора или принятия пищи).
Пример: если человек во время совершения малого омовения выразил намерение, что делает омовение для совершения той или иной молитвы, а затем зашёл в комнату, встал в направлении Киблы и произнёс такбиратуль-ихрам, этот такбир действителен. Такбир в данном случае действителен, даже если непосредственно само произнесение такбира не сопровождалось внутренним выражением намерения, так как намерение было выражено уже во время совершения вуду. Но если человек после совершения омовения ответил на чей-то вопрос или отвлёкся на какое-то постороннее дело, намерение необходимо обновить перед намазом. Но если человек после совершения омовения по пути к месту, где будет молиться, думал о том, какой намаз он сейчас будет совершать, затем встал в направлении Киблы и произнёс такбир, этот такбир действителен, потому что размышление о предстоящем намазе в данном случае означает, что у человека в сердце было создано намерение.
2. Такбир необходимо произнести в положении стоя.
3. Такбир не должен предшествовать выражению намерения на совершение молитвы. Лучше всего, если намерение выражается синхронно с произнесением такбира (в шафиитском мазхабе, например, выражение намерения одновременно с произнесением такбиратуль-ихрам является обязательным, в ханафитском же дозволено выразить намерение до произнесения такбира).
4. При произнесении такбира человек должен делать это настолько громко, чтобы услышать самого себя, то есть нельзя произносить слова «Аллаху Акбар» в сердце (представлять их в уме) или просто шевеля губами.
5. При исполнении молитвы за имамом нужно обязательно иметь намерение следования за имамом.
6. В своём намерении молящийся должен обязательно определить, какой именно фарз он совершает, например: «Я намереваюсь совершить фарз намаза зухр» и т. п. При этом число ракаатов обозначать не нужно, так как оно чётко установлено (но, если обозначить, ошибкой это не будет).
7. При выражении намерения на солятуль-витр не следует обозначать, что это намереваешься совершить обязательный солят (ваджиб), так как насчёт его обязательности между учёными есть разногласие.
8. Такбир должен произноситься на арабском языке (но, если человек не способен это сделать на арабском, шейхи-ханафиты дозволяют произносить такбир на родном языке).
9. Нельзя тянуть «хамзу» в слове «Аллах», то есть произносить «Ааллах», нельзя произносить «Акбаар». Такое произношение делает такбиратуль-ихрам недействительным. Произнесение «Аллахуу» (растягивая «дамму») и «Аллах Акбар» (вообще без «даммы», вместо «Аллаху») не делает такбир недействительным, однако является грубой ошибкой, которой необходимо избегать.
10. Формула «Аллаху Акбар» должна быть произнесена полностью.
11. Такбир не может заменить «Басмалла», то есть нельзя сказать «Бисмиллях...» вместо «Аллаху Акбар».
12. Необходимо правильно произносить букву ه и обязательно удваивать букву ل в слове «Аллах» (الله).