Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (см. комментарий к ст. 117). Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения. После чего принимает постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если обсуждаемый вопрос не набрал большинства голосов депутатов, то он считается отклоненным.

Если Президент РФ не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ и Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

В соответствии с ч. 4 ст. 117 Конституции РФ Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Данный вопрос рассматривается в Государственной Думе во внеочередном порядке. Решение о доверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, результаты голосования оформляются постановлением. Если данное решение не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству РФ. Если ни одно из решений не принято, рассмотрение вопроса прекращается.

Возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству РФ есть проявление реального действия механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента РФ и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 481.

Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

В конце 2008 г. Президент РФ предложил конституционно обязать Правительство РФ выступать с ежегодным отчетом перед Государственной Думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной Думой <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2.

Целью данных поправок к Конституции РФ "является повышение роли российского парламента как важнейшего демократического института в государственной и общественной жизни страны" <1>. При этом обязанность Правительства РФ отчитываться перед парламентом "не превращает нас в парламентскую республику" <2>. Подотчетность Правительства Государственной Думе, по мнению Президента РФ, укрепляет полномочия нижней палаты парламента и дает дополнительные рычаги контроля в отношении тех решений, которые принимаются кабинетом министров. "Несмотря на президентский характер нашей республики, тем не менее есть Правительство, которое является исполнительной властью, и оно должно периодически не просто отчитываться перед самим собой, но и все-таки докладывать Федеральному Собранию, Госдуме об исполнении тех поручений, которые мы давали, представлять отчет о работе за год" <3>.

--------------------------------

<1> Госдума, возможно, будет ежегодно заслушивать отчеты Правительства РФ // http://www.council.gov.ru/inf_ps/parlisurvey/2008/12/82/item3918.html.

<2> Кондратьева Е. Указ. соч.

<3> См.: Там же.

Наиважнейшие причины, в связи с которыми Президент РФ внес предложение о расширении конституционных прав Федерального Собрания и об увеличении сроков конституционных полномочий Президента и Государственной Думы, Президент РФ объяснил так: "Сегодня, когда реализуются планы долгосрочного развития, а по сути, решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов: противодействовать глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать армию и управлять гигантской и сложнейшей по своему национально-культурному составу страной и в этих условиях укреплять демократические институты и поддерживать стабильность" <1>.

--------------------------------

<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 нояб.

Наши рекомендации