Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами

Введение

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономи­ческих структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного разви­тия становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит оглобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссыл­ки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции в другом. Охваты­вая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресу­ется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям, на­родам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повыше­ние уровня обобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Стабильности Конституции РФ

Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчи­вость его содержания. Стабильность Конституции — важнейшее усло­вие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсо­лютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развивают­ся, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изме­нениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционно­го строя, может возникнуть потребность замены действующей Консти­туции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью. Вместе с тем Консти­туция не может перекраиваться в угоду конъюнктурным, сиюминут­ным интересам сменяющихся у власти политических групп. Частичный или полный пересмотр действующей Конституции может быть оправ­дан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный ха­рактер. Иначе Конституция теряет свою стабильность, как это произо­шло с Конституцией Российской Федерации 1978 г., в которую за пери­од 1991—1993 гг. было внесено более 300 поправок. Юридической гарантией стабильности Конституции является осо­бый порядок ее пересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положения усилили «жесткость» основ­ного закона страны, значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых момен­тов. К ним относятся:

· во-первых, обусловленность этой процедуры ие­рархией конституционных норм, различающихся по своей значимости;

· во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями 1 и 5 Конституции;

· в-тре­тьих, ограничение учредительной власти парламента и образование нового органа — Конституционного Собрания, к исключительной ком­петенции которого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения на референ­дум;

· в-четвертых, возможное использование института референдума для принятия новой конституции.

Известно, что в современном мире проводится деление конституций на две разновидности: «мягкие» и «жесткие». В качестве основания такого деления берется порядок принятия конституционных поправок. К «мягким» конституциям относятся те, которые изменяются и допол­няются весьма быстро и легко. Конституция РСФСР 1978 г. была имен­но такой, поскольку поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Основному закону, она лишь способствовала появлению опасной легкости в обращении с ним, породила сильную инфляцию конституционных норм, усилила правовой нигилизм и нестабильность. Переход в России от «мягкой» конституции к «жесткой» явился резуль­татом учета как мирового опыта, так и особенно уроков собственной истории. «Жесткость» российской Конституции проявляется во многом. Что касается пересмотра положений глав 1, 2 и 9, то он возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа — Конституци­онного Собрания (ст. 135 Конституции РФ).. Предложение о таком пересмотре должно быть под­держано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Феде­рации и депутатов Государственной Думы. Новая Конституция принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Поправки к остальным гла­вам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для при­нятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

«Жесткость» Конституции не означает, разумеется, что ее текст останется неизменным. Конституци­онные поправки — явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность. Усложнен­ный порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 г. предъявляет повышенные требования к их обоснованности. В течение первых лет действия Конституции 1993 г. уже появилось немало предложений о внесении в нее поправок. Однако многие из них отражают состояние российского общества, связанное с противостоя­нием политических сил. Конституционные изменения и дополнения должны носить взвешенный характер, опираться на широкую общест­венную поддержку. Вместе с тем в Договоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обста­новки в обществе. При этом предусматривалось, что для достижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительные процеду­ры; кроме того, были определены основные направления возможных изменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершен­ствование системы разделения властей, развитие местного самоуправ­ления, федерализма.

Значение Конституции РФ

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою наци­ональную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание полити­ческих программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое по­ложение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, по­литики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества. Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается консти­туционное значение. Она складывается и утверждается в сознании об­щества иным путем. Конституция прежде всего вносит порядок и организа­цию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы по­ложения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пре­делы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, ду­ховной жизни. Конституция определяет основные начала внешней по­литики государства, соотношение международного и внутригосудар­ственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, опреде­ляющие форму и структуру государства, функции и полномочия важ­нейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и огра­ничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей. Между тем Конституцию справедливо называют главным, основ­ным законом государства. Если представить себе многочисленные пра­вовые акты, действующие в стране в виде определенного организован­ного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития. Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный ха­рактер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реаль­ности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конститу­ции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, обществен­ные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установ­ления. Конституция призвана также направлять и стимулировать раз­витие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль. Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко.

Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начи­ная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохрани­лись и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного со­знания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет по­литики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Став­ка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Каза­лось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.

Надо считаться с тем, что отставание с реализацией провозглашен­ных принципов принижает престиж Конституции и всего права. Это относится в первую очередь к идее утверждения правового государства.

Как известно, Конституция 1993 г. уже определяет наше государство как правовое (статья 1). Из этого исходят ее последующие статьи. Однако вряд ли сегодня можно полагать, что создание такого государства завер­шено и действующая Конституция закрепляет сложившийся порядок. Правовое государство является во многом идеалом, еще не достигну­тым рубежом, для достижения которого необходимо длительное время, преодоление прежних стереотипов, освоение новых подходов к отноше­ниям «человек — власть». Не отрицая того, что было сделано, тем не менее нельзя закрывать глаза на разгул преступности, чиновничий про­извол, неуважение к личности, ее правам и свободам, игнорирование закона и на многие другие негативные явления современной россий­ской жизни. Правовое государство надо еще построить, мобилизовав усилия всего общества.

Заключение

Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжи­тельности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, со­циальными, политическими и другими факторами. На конституцион­ном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготови­тельной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодатель­ство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практи­ка в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обнов­ление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся си­туации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие но­вовведения.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ// Российская газета.-1993.-№ 237 ( 25 декабря ).

2. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст.5086.

3. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. -М.: Политиздат. 1987.

4.Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право // № 8, 1997.

5.Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право № 4, 1998.

6. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 1997.

7.Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право № 5, 1998.

Введение

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономи­ческих структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного разви­тия становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит оглобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссыл­ки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции в другом. Охваты­вая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресу­ется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям, на­родам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повыше­ние уровня обобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Россий­ской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет в данном случае о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве. Коренное обновление российского общества и государства, связан­ное с принятием Конституции 1993 г., не могло не повлечь столь же существенного пересмотра текущего законодательства Российской Федерации. Однако подобная задача — дело отнюдь не одного дня и даже не одного года. В этих условиях включение в текст Конституции нормы, определяющей порядок взаимодействия новых и старых норм, представляется одним из наиболее удачных решений: “Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ” (Раздел 2 “Заключительные и переходные положения” п. 2). В обычных ус­ловиях вопрос о соотношении нормы закона или иного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловно относится к компе­тенции Конституционного Суда. После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конститу­цией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недейст­вующими и не подлежащими применению органами государственнойвласти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений. Работа по приведению нормативного массива в соответствие с нормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобает Основному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими.

Ни один другой закон не может отменить или изменить норму Конститу­ции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней. Не делается исключение и для федерального конституционного за­кона, который представляет собой разновидность федерального закона. В иерархии федеральных законов такой закон занимает наиболее высо­кое положение. Он находится как бы непосредственно под Конститу­цией, ближе всего к ней. Отличие федерального конституционного за­кона состоит в том, что он принимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямо определены Конституцией, и для его принятия требуется не простое, а квалифицированное большинство. Но не более того. Представления о том, что федеральный конституционный закон является составной частью Конституции, неверны. Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования. Мировая практика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когда отожде­ствление Конституции и конституционного закона имело место, в по­нимании и истолковании Конституции, определении действующей конституционной нормы возникали серьезные затруднения. Не могут расходиться с Конституцией также договоры о разграни­чении предметов ведения и полномочий между федеральными органа­ми государственной власти и органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации. Положение о примате международного права и, в частности, международных договоров здесь неприменимы.

Договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полно­мочий между федеральными органами государственной власти и орга­нами власти субъектов Федерации относятся к внутригосударственно­му, а не к международному праву. Конституция выступает как юридическая база для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодек­сы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на дей­ствующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются един­ство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исход­ных принципов. Встречающееся иной раз сравнение тех или иных ко­дексов с Конституцией является условным, отражает лишь стремление подчеркнуть роль и значение описываемого документа. Гражданский кодекс при его принятии называли «экономической конституцией» страны, о Земельном кодексе говорили как о «земельной конституции» и т.д. Но в государстве должна быть только одна Конституция, которая предопределяет развитие всей правовой системы, включая кодексы. Ни один из них не может претендовать на особый, автономный статус, на «независимость» от Конституции. Иначе единство и внутренняя согла­сованность правовой системы будут нарушены. Конституция 1993 г., как и все современные конституции, уделяет большое внимание международному праву и внешней политике. В ней получила дальнейшее развитие взаимосвязь международного и нацио­нального, внутригосударственного права. Это объясняется, с одной сто­роны, усиливающейся интернационализацией современного мира, а с другой — повышением роли международного права, отражением в нем прогресса человеческой цивилизации. Достаточно отметить междуна­родно-правовую защиту прав и свобод человека, в особенности такие документы, как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, соци­альных и культурных правах, другие международные договоры, реше­ния Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, докумен­ты Совета Европы.

Стабильности Конституции РФ

Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчи­вость его содержания. Стабильность Конституции — важнейшее усло­вие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсо­лютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развивают­ся, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изме­нениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционно­го строя, может возникнуть потребность замены действующей Консти­туции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью. Вместе с тем Консти­туция не может перекраиваться в угоду конъюнктурным, сиюминут­ным интересам сменяющихся у власти политических групп. Частичный или полный пересмотр действующей Конституции может быть оправ­дан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный ха­рактер. Иначе Конституция теряет свою стабильность, как это произо­шло с Конституцией Российской Федерации 1978 г., в которую за пери­од 1991—1993 гг. было внесено более 300 поправок. Юридической гарантией стабильности Конституции является осо­бый порядок ее пересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положения усилили «жесткость» основ­ного закона страны, значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых момен­тов. К ним относятся:

· во-первых, обусловленность этой процедуры ие­рархией конституционных норм, различающихся по своей значимости;

· во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями 1 и 5 Конституции;

· в-тре­тьих, ограничение учредительной власти парламента и образование нового органа — Конституционного Собрания, к исключительной ком­петенции которого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения на референ­дум;

· в-четвертых, возможное использование института референдума для принятия новой конституции.

Известно, что в современном мире проводится деление конституций на две разновидности: «мягкие» и «жесткие». В качестве основания такого деления берется порядок принятия конституционных поправок. К «мягким» конституциям относятся те, которые изменяются и допол­няются весьма быстро и легко. Конституция РСФСР 1978 г. была имен­но такой, поскольку поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Основному закону, она лишь способствовала появлению опасной легкости в обращении с ним, породила сильную инфляцию конституционных норм, усилила правовой нигилизм и нестабильность. Переход в России от «мягкой» конституции к «жесткой» явился резуль­татом учета как мирового опыта, так и особенно уроков собственной истории. «Жесткость» российской Конституции проявляется во многом. Что касается пересмотра положений глав 1, 2 и 9, то он возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа — Конституци­онного Собрания (ст. 135 Конституции РФ).. Предложение о таком пересмотре должно быть под­держано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Феде­рации и депутатов Государственной Думы. Новая Конституция принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Поправки к остальным гла­вам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для при­нятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

«Жесткость» Конституции не означает, разумеется, что ее текст останется неизменным. Конституци­онные поправки — явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность. Усложнен­ный порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 г. предъявляет повышенные требования к их обоснованности. В течение первых лет действия Конституции 1993 г. уже появилось немало предложений о внесении в нее поправок. Однако многие из них отражают состояние российского общества, связанное с противостоя­нием политических сил. Конституционные изменения и дополнения должны носить взвешенный характер, опираться на широкую общест­венную поддержку. Вместе с тем в Договоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обста­новки в обществе. При этом предусматривалось, что для достижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительные процеду­ры; кроме того, были определены основные направления возможных изменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершен­ствование системы разделения властей, развитие местного самоуправ­ления, федерализма.

Значение Конституции РФ

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою наци­ональную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание полити­ческих программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое по­ложение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, по­литики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества. Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается консти­туционное значение. Она складывается и утверждается в сознании об­щества иным путем. Конституция прежде всего вносит порядок и организа­цию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы по­ложения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пре­делы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, ду­ховной жизни. Конституция определяет основные начала внешней по­литики государства, соотношение международного и внутригосудар­ственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, опреде­ляющие форму и структуру государства, функции и полномочия важ­нейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и огра­ничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей. Между тем Конституцию справедливо называют главным, основ­ным законом государства. Если представить себе многочисленные пра­вовые акты, действующие в стране в виде определенного организован­ного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития. Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный ха­рактер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реаль­ности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конститу­ции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, обществен­ные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установ­ления. Конст

Наши рекомендации