Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами
Введение
Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит оглобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссылки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции в другом. Охватывая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресуется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям, народам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повышение уровня обобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Стабильности Конституции РФ
Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции — важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью. Вместе с тем Конституция не может перекраиваться в угоду конъюнктурным, сиюминутным интересам сменяющихся у власти политических групп. Частичный или полный пересмотр действующей Конституции может быть оправдан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный характер. Иначе Конституция теряет свою стабильность, как это произошло с Конституцией Российской Федерации 1978 г., в которую за период 1991—1993 гг. было внесено более 300 поправок. Юридической гарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положения усилили «жесткость» основного закона страны, значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых моментов. К ним относятся:
· во-первых, обусловленность этой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости;
· во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями 1 и 5 Конституции;
· в-третьих, ограничение учредительной власти парламента и образование нового органа — Конституционного Собрания, к исключительной компетенции которого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения на референдум;
· в-четвертых, возможное использование института референдума для принятия новой конституции.
Известно, что в современном мире проводится деление конституций на две разновидности: «мягкие» и «жесткие». В качестве основания такого деления берется порядок принятия конституционных поправок. К «мягким» конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются весьма быстро и легко. Конституция РСФСР 1978 г. была именно такой, поскольку поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Основному закону, она лишь способствовала появлению опасной легкости в обращении с ним, породила сильную инфляцию конституционных норм, усилила правовой нигилизм и нестабильность. Переход в России от «мягкой» конституции к «жесткой» явился результатом учета как мирового опыта, так и особенно уроков собственной истории. «Жесткость» российской Конституции проявляется во многом. Что касается пересмотра положений глав 1, 2 и 9, то он возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа — Конституционного Собрания (ст. 135 Конституции РФ).. Предложение о таком пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Новая Конституция принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Поправки к остальным главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.
«Жесткость» Конституции не означает, разумеется, что ее текст останется неизменным. Конституционные поправки — явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность. Усложненный порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 г. предъявляет повышенные требования к их обоснованности. В течение первых лет действия Конституции 1993 г. уже появилось немало предложений о внесении в нее поправок. Однако многие из них отражают состояние российского общества, связанное с противостоянием политических сил. Конституционные изменения и дополнения должны носить взвешенный характер, опираться на широкую общественную поддержку. Вместе с тем в Договоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обстановки в обществе. При этом предусматривалось, что для достижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительные процедуры; кроме того, были определены основные направления возможных изменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей, развитие местного самоуправления, федерализма.
Значение Конституции РФ
Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества. Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем. Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей. Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития. Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль. Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко.
Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.
Надо считаться с тем, что отставание с реализацией провозглашенных принципов принижает престиж Конституции и всего права. Это относится в первую очередь к идее утверждения правового государства.
Как известно, Конституция 1993 г. уже определяет наше государство как правовое (статья 1). Из этого исходят ее последующие статьи. Однако вряд ли сегодня можно полагать, что создание такого государства завершено и действующая Конституция закрепляет сложившийся порядок. Правовое государство является во многом идеалом, еще не достигнутым рубежом, для достижения которого необходимо длительное время, преодоление прежних стереотипов, освоение новых подходов к отношениям «человек — власть». Не отрицая того, что было сделано, тем не менее нельзя закрывать глаза на разгул преступности, чиновничий произвол, неуважение к личности, ее правам и свободам, игнорирование закона и на многие другие негативные явления современной российской жизни. Правовое государство надо еще построить, мобилизовав усилия всего общества.
Заключение
Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.
Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ// Российская газета.-1993.-№ 237 ( 25 декабря ).
2. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст.5086.
3. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. -М.: Политиздат. 1987.
4.Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право // № 8, 1997.
5.Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право № 4, 1998.
6. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 1997.
7.Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право № 5, 1998.
Введение
Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит оглобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссылки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции в другом. Охватывая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресуется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям, народам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повышение уровня обобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет в данном случае о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве. Коренное обновление российского общества и государства, связанное с принятием Конституции 1993 г., не могло не повлечь столь же существенного пересмотра текущего законодательства Российской Федерации. Однако подобная задача — дело отнюдь не одного дня и даже не одного года. В этих условиях включение в текст Конституции нормы, определяющей порядок взаимодействия новых и старых норм, представляется одним из наиболее удачных решений: “Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ” (Раздел 2 “Заключительные и переходные положения” п. 2). В обычных условиях вопрос о соотношении нормы закона или иного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловно относится к компетенции Конституционного Суда. После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственнойвласти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений. Работа по приведению нормативного массива в соответствие с нормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобает Основному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими.
Ни один другой закон не может отменить или изменить норму Конституции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней. Не делается исключение и для федерального конституционного закона, который представляет собой разновидность федерального закона. В иерархии федеральных законов такой закон занимает наиболее высокое положение. Он находится как бы непосредственно под Конституцией, ближе всего к ней. Отличие федерального конституционного закона состоит в том, что он принимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямо определены Конституцией, и для его принятия требуется не простое, а квалифицированное большинство. Но не более того. Представления о том, что федеральный конституционный закон является составной частью Конституции, неверны. Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования. Мировая практика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когда отождествление Конституции и конституционного закона имело место, в понимании и истолковании Конституции, определении действующей конституционной нормы возникали серьезные затруднения. Не могут расходиться с Конституцией также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Положение о примате международного права и, в частности, международных договоров здесь неприменимы.
Договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации относятся к внутригосударственному, а не к международному праву. Конституция выступает как юридическая база для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов. Встречающееся иной раз сравнение тех или иных кодексов с Конституцией является условным, отражает лишь стремление подчеркнуть роль и значение описываемого документа. Гражданский кодекс при его принятии называли «экономической конституцией» страны, о Земельном кодексе говорили как о «земельной конституции» и т.д. Но в государстве должна быть только одна Конституция, которая предопределяет развитие всей правовой системы, включая кодексы. Ни один из них не может претендовать на особый, автономный статус, на «независимость» от Конституции. Иначе единство и внутренняя согласованность правовой системы будут нарушены. Конституция 1993 г., как и все современные конституции, уделяет большое внимание международному праву и внешней политике. В ней получила дальнейшее развитие взаимосвязь международного и национального, внутригосударственного права. Это объясняется, с одной стороны, усиливающейся интернационализацией современного мира, а с другой — повышением роли международного права, отражением в нем прогресса человеческой цивилизации. Достаточно отметить международно-правовую защиту прав и свобод человека, в особенности такие документы, как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, другие международные договоры, решения Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, документы Совета Европы.
Стабильности Конституции РФ
Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции — важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью. Вместе с тем Конституция не может перекраиваться в угоду конъюнктурным, сиюминутным интересам сменяющихся у власти политических групп. Частичный или полный пересмотр действующей Конституции может быть оправдан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный характер. Иначе Конституция теряет свою стабильность, как это произошло с Конституцией Российской Федерации 1978 г., в которую за период 1991—1993 гг. было внесено более 300 поправок. Юридической гарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положения усилили «жесткость» основного закона страны, значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых моментов. К ним относятся:
· во-первых, обусловленность этой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости;
· во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями 1 и 5 Конституции;
· в-третьих, ограничение учредительной власти парламента и образование нового органа — Конституционного Собрания, к исключительной компетенции которого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения на референдум;
· в-четвертых, возможное использование института референдума для принятия новой конституции.
Известно, что в современном мире проводится деление конституций на две разновидности: «мягкие» и «жесткие». В качестве основания такого деления берется порядок принятия конституционных поправок. К «мягким» конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются весьма быстро и легко. Конституция РСФСР 1978 г. была именно такой, поскольку поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Основному закону, она лишь способствовала появлению опасной легкости в обращении с ним, породила сильную инфляцию конституционных норм, усилила правовой нигилизм и нестабильность. Переход в России от «мягкой» конституции к «жесткой» явился результатом учета как мирового опыта, так и особенно уроков собственной истории. «Жесткость» российской Конституции проявляется во многом. Что касается пересмотра положений глав 1, 2 и 9, то он возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа — Конституционного Собрания (ст. 135 Конституции РФ).. Предложение о таком пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Новая Конституция принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Поправки к остальным главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.
«Жесткость» Конституции не означает, разумеется, что ее текст останется неизменным. Конституционные поправки — явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность. Усложненный порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 г. предъявляет повышенные требования к их обоснованности. В течение первых лет действия Конституции 1993 г. уже появилось немало предложений о внесении в нее поправок. Однако многие из них отражают состояние российского общества, связанное с противостоянием политических сил. Конституционные изменения и дополнения должны носить взвешенный характер, опираться на широкую общественную поддержку. Вместе с тем в Договоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обстановки в обществе. При этом предусматривалось, что для достижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительные процедуры; кроме того, были определены основные направления возможных изменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей, развитие местного самоуправления, федерализма.
Значение Конституции РФ
Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества. Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем. Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей. Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития. Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конст